Культура

Орган от классики до джаза

image002

В Петрозаводске прошел концерт с …невидимыми музыкантами

Еx auditu, что в переводе с латинского означает «На слух»,  именно так называлась программа необычного концерта, что состоялся в Храме Божией Матери Неустанной Помощи. Три замечательные девушки из Петрозаводской государственной консерватории – Любовь Вараксина (орган), Мария Ищенко (фортепиано) и Анастасия Зелинская (флейта) – представили публике музыку Франка, Рахманинова, Элгара, Брамса, Мендельсона, Баха, Кларка и других композиторов.

Традиция концертного исполнительства в стенах католического храма существует издавна, ведь ее главный символ – «король инструментов» орган – стал неотъемлемой частью богослужения еще в VII веке. Позднее любой человек мог, например, зайти и присесть на скамью в веймарской церкви, чтобы насладиться многочасовыми импровизациями на органе Иоганна Себастьяна Баха. Особая аура храмового пространства делает его идеальным концертным залом  в первую очередь, конечно, благодаря уникальным акустическим особенностям, но еще и оттого, что все словно приподнимается над обыденной повседневностью и возносится сразу ввысь…

Приход Божией Матери Неустанной Помощи находится в самом центре города. Долгое время католики добивались разрешения на строительство своего храма, и в ноябре 1897 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий счел «…возможным дозволить устройство римско-католической каплицы в Петрозаводске, но при условии отношения всех по сему предмету расходов на средства местных католиков и представления плана оной на предварительное рассмотрение министерства». Здание в форме небольшой средневековой  базилики было достроено в 1904 году, а спустя два года установлен орган. Но на этом его мытарства не закончились:  в свое время в здании находился и ДОСААФ, и Союз композиторов, и дом культуры ПТУ, там же репетировал ансамбль «Руна».

Один из слушателей концерта, Владимир Малегин, поделился с нами своими впечатлениями:

–  Я ведь каждый день ребенком ходил мимо этого здания –  с Закаменского переулка в детский сад №1, он и сейчас там. Тогда рядом стояло два военных самолета, а в здании было ДОСААФ, потом Дом композиторов. Много лет назад я был поражен увиденным. Несколько пожилых женщин неистово молились, обратив свои взоры на пустую стену этого здания. Я тогда ничего не понимал. Теперь я понял, что для истинно верующих не имело значения, что там внутри. Для них это было святое место, которое у них отобрали. Да, теперь я убедился, что это настоящий собор с прекрасной акустикой.

Главная задумка концерта «Еx auditu» –  отсутствие визуального контакта с музыкантами. Орган установлен в часовне таким образом, что исполнитель и другие его коллеги, играющие в ансамбле, скрыты от глаз публики, что ничуть не обедняет музыкальное восприятие, наоборот – обостряет.

Организатор концерта Любовь Вараксина рассказывает:

–  Я работаю органисткой в приходе почти 4 года.  Удивительное место  некий оазис уюта, искренности и доброты. Эта атмосфера создается священником о. Михаилом и его многочисленными помощниками-прихожанами. В свободное от служб время это уже полюбившаяся многим –  как исполнителям, так и слушателям  концертная площадка с шикарной акустикой.

На вопрос о причинах выбора столь разнообразной и в то же время довольно строгой программы, Любовь ответила:  

–  Дело в том, что у католиков в этом году Пасха наступает на месяц раньше, чем у православных. Соответственно сейчас уже пятая неделя Великого Поста, это можно было заметить по занавешенным иконам и крестам. Никто не загонял нас в рамки выбора программы, но мы, на каком-то интуитивном уровне, не хотели нарушать атмосферы, царящей в Храме. Старались подобрать красивую гармоничную музыку без налета гротеска и виртуозности. Мы с Марией Ищенко дружим давно, выступаем в ансамблях с различными музыкантами, но никогда не играли вместе. Решили попробовать и соединить звучание двух инструментов: рояля и органа. Нашему удивлению не было границ! Во-первых, они прекрасно сочетаются между собой и со всеми известными инструментами. Во-вторых, выполняют одинаковые функции: могут и солировать, и аккомпанировать. В-третьих, потрясающе звучат во всех музыкальных стилях –  от классики до джаза. Идею создания ансамбля сразу поддержали наши друзья-музыканты. В первом концерте «GRAND DUO» приняла участие замечательная флейтистка Анастасия Зелинская. В следующем году мы планируем дать несколько интересных концертов. Не будем раскрывать всех карт. Скажем только, что они будут кардинально отличаться друг от друга по стилю, формату и составу исполнителей.

Олеся Гатилова, студентка I курса Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио:

–  Сегодня, в 21 веке, современные технические средства, которые используются на концертах, часто играют отрицательную роль. Значительный минус заключается в том, что мы стараемся показать слушателю картинку, сопровождающуюся музыкальным аккомпанементом, чем отучаем его воспринимать непосредственно саму музыку. Ведь когда мы слушаем произведение без иллюстрационного ряда, мы не отвлекаемся на картинку, на изображение, а сосредотачиваемся на музыкальном исполнении этого произведения, стараемся услышать, как звучат в гармонии инструменты, уловить пассажи. Именно слушая, мы развиваем воображение. Музыка в Храме  это особая музыка, которая звучит в первозданном виде, сопровождающем богослужение. Не зря исполнители остановили свое внимание на классиках: И.С. Бахе, Брамсе, Рахманинове. Музыка в Храме исполняется Господу, а значит это место благословенно. Люди приходят сюда с добрым сердцем, чтобы очиститься, и покидая храм человек выходит с чистой душой и сердцем. На таком концерте я присутствовала впервые. Здорово задумано! Только слушать, не видя исполнителя или ведущего. Прослушивая композиции, находишь время подумать о своем, придумать свою картину происходящего, прочувствовать мелодику произведения и насладиться игрой музыкантов  получила от концерта неимоверное расслабление. В исполнении Любови Вараксиной впервые услышала орган вживую. Инструмент, казалось, слился с фортепиано в звучании. Очень неожиданно и красиво флейта входила в ансамбль с фортепиано: её тонкое звучание буквально задевало душу.

 

Анастасия Ананьина, преподаватель ПетрГУ:

–  Концерт Любы, Анастасии и Марии произвел на меня огромное впечатление. В нем было идеально все: выбранное для выступления помещение, программа, состав музыкантов, продолжительность, сочетание глубоко минорных композиций и более светлых произведений, совершенно великолепные переложения. Настоящим открытием для меня стало то, что орган и фортепиано потрясающе звучат в дуэте! Раньше я никогда не слышала их вместе, даже в записи. И очень жаль, что чудесные произведения Сезара Франка, прозвучавшие на этом концерте, я смогла найти только в исполнении органа  мне теперь очень не хватает фортепианного голоса. Сказать по правде, в этом музыкальном сезоне ни один другой концерт, а я посещаю музыкальные мероприятия довольно часто, не вызвал у меня таких сильных чувств и переживаний. Казалось бы, он продолжался всего час. Но за этот час все исполненные произведения сложились в моем воображении в целую историю, очень красивую, грустную, но очень важную и нужную для меня на тот момент. Поэтому этот концерт будет со мной еще очень долго.

Проект храма
Проект католического храма в Петрозаводске
Любовь Вараксина
Любовь Вараксина
Мария Ищенко
Мария Ищенко
Анастасия Зелинская
Анастасия Зелинская

image004

Фото Аркадия Бекренёва