Культура

Орган от классики до джаза

image002

В Петрозаводске прошел концерт с …невидимыми музыкантами

Еx auditu, что в переводе с латинского означает «На слух»,  именно так называлась программа необычного концерта, что состоялся в Храме Божией Матери Неустанной Помощи. Три замечательные девушки из Петрозаводской государственной консерватории – Любовь Вараксина (орган), Мария Ищенко (фортепиано) и Анастасия Зелинская (флейта) – представили публике музыку Франка, Рахманинова, Элгара, Брамса, Мендельсона, Баха, Кларка и других композиторов.

Традиция концертного исполнительства в стенах католического храма существует издавна, ведь ее главный символ – «король инструментов» орган – стал неотъемлемой частью богослужения еще в VII веке. Позднее любой человек мог, например, зайти и присесть на скамью в веймарской церкви, чтобы насладиться многочасовыми импровизациями на органе Иоганна Себастьяна Баха. Особая аура храмового пространства делает его идеальным концертным залом  в первую очередь, конечно, благодаря уникальным акустическим особенностям, но еще и оттого, что все словно приподнимается над обыденной повседневностью и возносится сразу ввысь…

Приход Божией Матери Неустанной Помощи находится в самом центре города. Долгое время католики добивались разрешения на строительство своего храма, и в ноябре 1897 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий счел «…возможным дозволить устройство римско-католической каплицы в Петрозаводске, но при условии отношения всех по сему предмету расходов на средства местных католиков и представления плана оной на предварительное рассмотрение министерства». Здание в форме небольшой средневековой  базилики было достроено в 1904 году, а спустя два года установлен орган. Но на этом его мытарства не закончились:  в свое время в здании находился и ДОСААФ, и Союз композиторов, и дом культуры ПТУ, там же репетировал ансамбль «Руна».

Один из слушателей концерта, Владимир Малегин, поделился с нами своими впечатлениями:

–  Я ведь каждый день ребенком ходил мимо этого здания –  с Закаменского переулка в детский сад №1, он и сейчас там. Тогда рядом стояло два военных самолета, а в здании было ДОСААФ, потом Дом композиторов. Много лет назад я был поражен увиденным. Несколько пожилых женщин неистово молились, обратив свои взоры на пустую стену этого здания. Я тогда ничего не понимал. Теперь я понял, что для истинно верующих не имело значения, что там внутри. Для них это было святое место, которое у них отобрали. Да, теперь я убедился, что это настоящий собор с прекрасной акустикой.

Главная задумка концерта «Еx auditu» –  отсутствие визуального контакта с музыкантами. Орган установлен в часовне таким образом, что исполнитель и другие его коллеги, играющие в ансамбле, скрыты от глаз публики, что ничуть не обедняет музыкальное восприятие, наоборот – обостряет.

Организатор концерта Любовь Вараксина рассказывает:

–  Я работаю органисткой в приходе почти 4 года.  Удивительное место  некий оазис уюта, искренности и доброты. Эта атмосфера создается священником о. Михаилом и его многочисленными помощниками-прихожанами. В свободное от служб время это уже полюбившаяся многим –  как исполнителям, так и слушателям  концертная площадка с шикарной акустикой.

На вопрос о причинах выбора столь разнообразной и в то же время довольно строгой программы, Любовь ответила:  

–  Дело в том, что у католиков в этом году Пасха наступает на месяц раньше, чем у православных. Соответственно сейчас уже пятая неделя Великого Поста, это можно было заметить по занавешенным иконам и крестам. Никто не загонял нас в рамки выбора программы, но мы, на каком-то интуитивном уровне, не хотели нарушать атмосферы, царящей в Храме. Старались подобрать красивую гармоничную музыку без налета гротеска и виртуозности. Мы с Марией Ищенко дружим давно, выступаем в ансамблях с различными музыкантами, но никогда не играли вместе. Решили попробовать и соединить звучание двух инструментов: рояля и органа. Нашему удивлению не было границ! Во-первых, они прекрасно сочетаются между собой и со всеми известными инструментами. Во-вторых, выполняют одинаковые функции: могут и солировать, и аккомпанировать. В-третьих, потрясающе звучат во всех музыкальных стилях –  от классики до джаза. Идею создания ансамбля сразу поддержали наши друзья-музыканты. В первом концерте «GRAND DUO» приняла участие замечательная флейтистка Анастасия Зелинская. В следующем году мы планируем дать несколько интересных концертов. Не будем раскрывать всех карт. Скажем только, что они будут кардинально отличаться друг от друга по стилю, формату и составу исполнителей.

Олеся Гатилова, студентка I курса Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио:

–  Сегодня, в 21 веке, современные технические средства, которые используются на концертах, часто играют отрицательную роль. Значительный минус заключается в том, что мы стараемся показать слушателю картинку, сопровождающуюся музыкальным аккомпанементом, чем отучаем его воспринимать непосредственно саму музыку. Ведь когда мы слушаем произведение без иллюстрационного ряда, мы не отвлекаемся на картинку, на изображение, а сосредотачиваемся на музыкальном исполнении этого произведения, стараемся услышать, как звучат в гармонии инструменты, уловить пассажи. Именно слушая, мы развиваем воображение. Музыка в Храме  это особая музыка, которая звучит в первозданном виде, сопровождающем богослужение. Не зря исполнители остановили свое внимание на классиках: И.С. Бахе, Брамсе, Рахманинове. Музыка в Храме исполняется Господу, а значит это место благословенно. Люди приходят сюда с добрым сердцем, чтобы очиститься, и покидая храм человек выходит с чистой душой и сердцем. На таком концерте я присутствовала впервые. Здорово задумано! Только слушать, не видя исполнителя или ведущего. Прослушивая композиции, находишь время подумать о своем, придумать свою картину происходящего, прочувствовать мелодику произведения и насладиться игрой музыкантов  получила от концерта неимоверное расслабление. В исполнении Любови Вараксиной впервые услышала орган вживую. Инструмент, казалось, слился с фортепиано в звучании. Очень неожиданно и красиво флейта входила в ансамбль с фортепиано: её тонкое звучание буквально задевало душу.

 

Анастасия Ананьина, преподаватель ПетрГУ:

–  Концерт Любы, Анастасии и Марии произвел на меня огромное впечатление. В нем было идеально все: выбранное для выступления помещение, программа, состав музыкантов, продолжительность, сочетание глубоко минорных композиций и более светлых произведений, совершенно великолепные переложения. Настоящим открытием для меня стало то, что орган и фортепиано потрясающе звучат в дуэте! Раньше я никогда не слышала их вместе, даже в записи. И очень жаль, что чудесные произведения Сезара Франка, прозвучавшие на этом концерте, я смогла найти только в исполнении органа  мне теперь очень не хватает фортепианного голоса. Сказать по правде, в этом музыкальном сезоне ни один другой концерт, а я посещаю музыкальные мероприятия довольно часто, не вызвал у меня таких сильных чувств и переживаний. Казалось бы, он продолжался всего час. Но за этот час все исполненные произведения сложились в моем воображении в целую историю, очень красивую, грустную, но очень важную и нужную для меня на тот момент. Поэтому этот концерт будет со мной еще очень долго.

Проект храма
Проект католического храма в Петрозаводске
Любовь Вараксина
Любовь Вараксина
Мария Ищенко
Мария Ищенко
Анастасия Зелинская
Анастасия Зелинская

image004

Фото Аркадия Бекренёва

  • Владимир Лененко

    Вы советовали мне обращать внимание на органные фестивали. Вот как раз в Москве открылся V Международный органный фестиваль, но никаких сочетаний органа и фортепиано (а также флейты) в его программе нет, только орган и труба. Так что ваша комбинация на текущий момент, видимо, все-таки уникальна. Понимая, что вам самим напрашиваться может быть неудобно, взял инициативу на себя. Я написал на сайт фонда «Бельканто» (а я являюсь его подписчиком), приложил ссылку на эту статью и предложил пригласить вас в Москву, поскольку сам фонд «Бельканто» афиширует, что организация органных концертов, в том числе и в различных сочетаниях (с волынкой, дудуком, вокалом — сольным и хоровым) является одним из основных направлений их деятельности. И думаю, такой концерт, как ваш, будет интересен в Москве не только мне.Посмотрим, какова будет реакция…

    • Юлия

      Вот здорово, если это получится! Спасибо от Петрозаводска, уважаемый Владимир!

  • Юлия

    Посетили ещё один, сегодняшний, концерт. Со знанием дела благодаря вашим объяснениям слушали один из номеров — дуэт фортепиано и органа)

    Прекрасное место для восприятия органной музыки. Она льётся в буквальном смысле слова с неба — исполнители находятся высоко и не видны слушателю. А видны ему огромная икона богоматери с младенцем (в прошлой раз она не была там установлена) в удивительном каменном иконостасе нежных цветов, а над ними голубое солнечное небо с белыми облачками. Плывут неспешно, и ты вместе с ними, куда-то в вечность.

    Спасибо всем исполнителям! Голос (арии) ещё добавил очарования музыке.
    С нетерпением ждём концерта в следующее воскресенье, предвкушаем!!

  • Владимир Лененко

    О, кстати… Может вы свяжетесь с фондом «Бельканто» и приедете к нам когда-нибудь на гастроли?

  • Владимир Лененко

    Любовь, спасибо за подробный ответ! Но я слежу за афишами (в Москве наиболее активную деятельностью в этом направлении ведет фонд «Бельканто» и собор Петра и Павла является их постоянной площадкой) и заранее предполагал, что такое сочетание является все-таки раритетным. Так что остается только завидовать петрозаводчанам…

  • Любовь Вараксина

    Дорогие наши слушатели!просим прощения за то,что долго не отвечали на комментарии!мы просто не были к ним готовы…Попытаемся ответить всем и каждому.
    ОГРОМНОЕ СПАСИБО за такие теплые отзывы!!!Безумно приятно,что наш маленький концерт друзей понравился жителям города!
    Римско-католическая церковь — атмосферное место с потрясающей акустикой. Сразу хочется пояснить,что католический костел во время проведения концерта — это обычная концертная площадка (такая же,как филармония, большой зал консерватории и т.д.). Не стоит бояться приходить на такие концерты! За рубежом и в крупных городах России проведение концертов в приходах, в которых установлен орган — это абсолютно нормальная практика, к сожалению, пока непонятая достаточно большим количеством петрозаводчан.
    10 апреля (воскресенье) в 12.30 состоится концерт начинающих органистов. Будут выступать студенты из консерватории класса преподавателя Иконниковой Ю.А.
    17 апреля (воскресенье) в 12.30 выступит женский хор «Академия» (руководитель Дыга Е.А.)
    Что касается выступлений дуэта, мы будем выступать теперь только в следующем музыкальном сезоне (после летних отпусков)
    Для Владимира: безусловно именно сочетание звучания органа и фортепиано — не «ноу-хау»! Композиторы начали писать произведения для такого дуэта еще в XIX веке. Проблема состоит в том,что нот в свободном доступе (в библиотеках и интернете) очень мало. И мы просто вынуждены делать переложения произведений, в оригинале написанных не для наших инструментов, но которые, как нам кажется, будут прекрасно слушаться в таком звуковом сочетании (да простят нас композиторы). Поэтому большинство произведений, которые исполнялись на этом концерте, именно в таком варианте «в живую» вряд ли где-то услышите. По поводу органно-фортепианных дуэтов в принципе: в России они есть, но в небольшом количестве (нам известно об одном). Часто такие дуэты возникают спонтанно и ограничиваются одной концертной программой, которую исполняют в разных городах (проблема опять же в ограниченном репертуаре). Обращайте внимание на органные фестивали, проходящие в Москве. Но в ближайшее время, судя по афишам, такого не предвидится.

    • Ксения

      А здорово, что вы всех опережаете и развиваете такой дуэт!
      Хорошие новости светлят души и ум. Большое вам спасибо! Обязательно придём и 10, и 17-го.

      • Любовь Вараксина

        Вам спасибо за такие приятные отзывы!Именно благодарные слушатели вдохновляют музыкантов на такие концерты. СПАСИБО!

  • Владимир Лененко

    Только что вернулся с концерта «Легенды Ирландии» в московском лютеранском кафедральном соборе Петра и Павла и был восхищен гармоничным сочетанием ирландской волынки с органом, причем маленькая волынка может звучать даже громче мощного органа, но не перекрикивая его, а внося звонкую ноту в его звучание…
    Очень заинтересовало сочетание органа и фортепьяно, все таки оно не духовой инструмент, но в репертуаре собора такого пока не нашел… Может три милые девушки (все-таки они, видимо, в курсе) подскажут мне — это их собственное «ноу-хау» или кто-то еще этим занимается? Можно это послушать где-нибудь в Москве?

  • Ирина

    В таких залах музыка звучит по иному.
    Спасибо за знакомство с молодыми музыкантами, город наш небольшой, а мы их не знали.
    Обязательно анонсируйте такие встречи и пишите о них, многие не были в курсе, а те, кто был, удовольствие получили огромное.

  • Ксения

    Большое спасибо представителям римско-католической церкви, что разрешают проведение концертов в храме. Этой зимой слушала в этих стенах хор Теллерво и Любовь Вараксину. В этот раз пришли шестеро моих знакомых, ранее никогда тут не бывавших. Убранство храма восхитило, музыка была в гармонии с окружающим и очищала душу, хотелось подняться над ежедневностью, парить под сводами. Душе стало легче, а люди других конфессий ближе, ведь все мы жители одного города, одной современности. Спасибо!

  • Т. Шестова

    Очень хотела пойти на этот концерт, но не получилось. Помню этот зал, когда там была концертная площадка Союза композиторов. Акустика, архитектура здания, неслучайная публика — всё потрясало, делало каждый концерт запоминающимся. Правильно, что вернули храм католикам, и замечательно, что там теперь проводят концерты. Когда следующий?