Культура

От квинтета к карманной симфонии

На сцене Карельской филармонии прошла российская премьера квинтета норвежского композитора  Андреаса Хокестада “Movements for marimba and Wind Quintet”.

В Норвегии при малом числе профессиональных музыкантов создаются удивительные проекты. «Helgeland sinfonietta» – организация, держащаяся на инициативных музыкантах региона Хельгеланд губернии Норланд. С проектом «Баренцзвуки», который осуществлялся совместно с музыкантами Симфонического оркестра Карельской госфилармонии, они приехали в Карелию.

Большинство музыкантов, приехавших в Петрозаводск с концертами, работают в Школе культуры Мо-и-Рана. Причём Анне Гюри Фрёйстейн (флейта), Кетиль Педерсен (гобой) и Ховард Нурдхейм (кларнет) занимаются не только преподавательской, но и исполнительской деятельностью. Им хочется играть разную музыку, в том числе ту, которая требует большего состава инструментов. Но в Мо-и-Ране живёт всего 25 тысяч человек, там нет симфонического оркестра. Приходится либо аранжировать произведения для имеющегося состава инструментов, либо работать совместно с профессионалами из других регионов.

По словам координатора Елены Бек, музыканты работают над разными проектами. Два года назад с Музыкальным театром Карелии был поставлен балет «Спящая красавица». В этот раз – квинтеты и секстеты для ударных и духовых инструментов. Совместно с Валерием Дзюбуком (фагот), Валерием Сорокиным (валторна) и Валерием Бобковым (ударные) норвежские музыканты исполнили новое сочинение для квинтета духовых инструментов и маримбы “Movements for marimba and Wind Quintet” норвежского композитора  Андреаса Хокестада.

Произведение написано два месяца назад. Первое исполнение было на родине композитора в Трондхейме. 18 сентября на сцене Карельской филармонии состоялась российская премьера.

– У норвежской стороны появились новые мысли – сделать совместные концерты вместе с симфоническим оркестром, оркестром «Онего», квартетом «Экспромт» и с ансамблем «Карелия-Брасс», – рассказывает Валерий Бобков. – Теперь главное всё правильно распланировать, потому что даже такой небольшой проект как «Баренцзвуки» потребовал десятимесячной подготовки.

«Баренцзвуки» – не только музыкальный проект, но и образовательный. В разные дни эта программа была сыграна для четвероклассников Кондопоги и учащихся Специализированной школы искусств Петрозаводска. На первый взгляд кажется, что современная академическая музыка сложна для неподготовленных детских ушей  (справедливости ради скажем, что и для взрослых она не так проста). Однако Анне Гюри Фрёйстейн, инициатор «Баренцзвуков», уверена, что дети – лучшие слушатели.

–  Дети могут выслушать любую музыку. Они открыты для нового. Нужно только найти с ними точки соприкосновения, установить контакт. Уже в течение 20 лет я езжу в обычные норвежские школы, где играют разную музыку, в том числе и современную. После концерта в Кондопоге к нам подошли практически все четвероклассники и начали рассматривать инструменты, спрашивать что-то по-английски. Стало ясно, что наше знакомство не прошло даром. Надеемся, кто-нибудь из них захочет стать в будущем музыкантом.

Детей на концерте в филармонии было действительно много. Правда, любой постоянный гость концертных залов мог почувствовать разницу в атмосфере: юные слушатели довольно быстро устали, и по залу начал гулять ребячий шепот. Тем не менее они аплодировали и благодарили музыкантов как никто другой.

Теперь «Helgeland sinfonietta» хочет привлечь музыкантов с российской стороны для участия в проекте «Карманная симфония»: две скрипки, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, труба, гитара и фортепиано исполняют музыку, изначально предназначенную для симфонического оркестра. На этот раз в планах сыграть оркестровку М. Равеля «Картинок с выставки» М. Мусоргского.