Культура

Вкус разнообразия

http://www.thefest.ru/
Спектакль

Свое мнение о театральном фестивале «Ламбушка» у студентки Петрозаводской консерватории Полины Янченко.

После появления нескольких статей по поводу недавно прошедшего в Петрозаводске театрального фестиваля «Ламбушка» мне показалось, что в воздухе возникла некоторая недосказанность, даже с ноткой упрека и даже предвзятостью к такому яркому, на мой взгляд, событию.

Петрозаводск (уж поверьте коренному жителю провинции) — насыщенный культурными событиями, в том числе и театральными, город. И фестиваль занимает не второстепенное в этой череде событий место. Кроме знакомства с постановками приезжих театров, жизнь города обогатилась их критическим обсуждением за чашкой кофе, торжественным шествием публики в вечерних нарядах по проспекту Карла Маркса из одного театра в другой навстречу новым впечатлениям. И самое главное — приобщением к таинству сцены в таком многообразии, какое может подарить только Фестиваль.

Я была всего на нескольких спектаклях, мое погружение в фестивальный мир довольно поверхностно. Но мне посчастливилось столкнуться с настолько разноплановыми работами, что я делаю сделать вывод (да простят меня осторожные мыслители): разноуровневость спектаклей в течение одного дня — это скорее плюс фестиваля, нежели его минус. Неудачные постановки оттеняют великолепные и, чередуясь с ними, позволяют испытывать весь спектр зрительских эмоций, не уходя далеко от любимых театров и не дожидаясь местных премьер.

Фестиваль открывал спектакль актера творческой мастерской Юрия Максимова «Тебе на память обо мне». Спектакль в лучших традициях «Творческой мастерской» с участием актеров, полюбившихся петрозаводским театралам. Юрий Максимов представил психологическую драму о непростом пути человека к самому себе, о смелости принятия решений и жестокости мира к неординарно мыслящей личности. Неординарным было и оформление сцены. Капризная падающая дверь в палату главного героя, роль которого исполнял Дмитрий Максимов, подчеркивала поиск потерянного имени. Пластически ярко под первобытно-ритмичную музыку актрисой Дарины Шарпило были исполнены танцы-тени-воображение героя Максимова, его мечты и кошмары одновременно. Публика принимала актеров очень тепло. В целом спектакль можно назвать успешным, не считая невнятного финала. На мой взгляд, последняя, финальная фраза, подводящая черту, была либо лишней, либо неудачно исполненной. На меня она не произвела впечатления завершающего аккорда, остался вопрос.

Следующий моя встреча с «Ламбушкой» произошла в предпоследний день фестиваля. Любовь к Ремарку занесла меня на спектакль «Триумфальная арка» студии Владислава Граковского из Штутгарта. К сожалению, этой любви предложили тяжелое испытание затхлостью, шаблонностью и комическими «театральными паузами». Такая сложная и глубокая тема, как Мужчина и Женщина, оказалась непосильной для режиссера и актеров. Очень жаль.

Решив добить себя еще одним спектаклем и ни на что уже не рассчитывая, я отправилась в «Творческую мастерскую» на постановку Мытищинского театра драмы ФЭСТ «Фантазии Фарятьева». И тут меня ждал главный сюрприз. Это была настоящая Жизнь на сцене. Персонажи настолько близки были к реальной жизни с ее проблемами, что, кажется, ни одного зрителя не оставили в зале равнодушным. С самой первой сцены, как только из-за кулис появилась исполнительница главной роли Наталья Галютина, зал заинтересовался окутанной рыжими волосами героиней. Не уступали ей и остальные участники спектакля. Павел Конивец, исполняющий роль Фарятьева, перевоплощался из неуклюжего воздыхателя в заботливого племянника с такой легкостью и убедительностью, что невольно задумываешься: «А так ли плох был мой давнишний ухажер? Или в ящике его стола тоже скрывались решения всех человеческих проблем?» Я даже представляла, как выглядит и как двигается Бетхудов — невидимый персонаж, все время действия просуществовавший за сценой как призрак несбывшихся надежд, сначала Александры, а потом и Фарятьева. Все актеры так непринужденны были на сцене, что казалось, будто они не играют отрепетированные роли, а проживают ситуации, знакомые каждому из нас. И выходило все так складно, без напряжения и втолковывания глубоких мыслей в сознание публики. Как и следовало ожидать, глубокие мысли не заставили себя ждать. О семейных отношениях, разных формах любви и надеждах, возлагающихся на близкого человека… Искренность воплощения образов заставила публику стоя аплодировать актерам в течение нескольких минут. Браво театру ФЭСТ и спасибо им за подарок, за сильные эмоции под занавес предпоследнего дня фестиваля!

Черные и белые полосы чередуются не только на клавиатуре рояля, но и в жизни, и в творческой жизни особенно. Так что не стоит сетовать на неудачи, они хороши преодолением. А главный плюс «Ламбушки» в возможности получить самые яркие и разные впечатления и поделиться ими с такими же любителями театра как и я.

Об авторе. Полина Янченко приехала в Петрозаводск из Великого Новгорода четыре года назад учиться в консерватории имени Глазунова. Сейчас она студентка 5 курса фортепианного отделения. По ее словам, именно в Петрозаводске стала довольно часто посещать театр, особенно «Творческую мастерскую». Полина признается: «Очень люблю этот вид искусства. А еще современную редко исполняемую музыку и современный балет».