Беседа с директором Музыкального театра Еленой Ларионовой накануне открытия 58-го театрального сезона.
– Елена Геннадьевна, начало нового театрального сезона для театров – это праздник, своего рода Новый год, с которым связаны новые ожидания, планы, мечты. С какими надеждами встречает новый сезон директор Музыкального театра?
– Это действительно так, начало нового сезона мы воспринимаем как некий новый рубеж. При этом у каждого сезона свои особенности. Сейчас в нашем репертуаре десять больших спектаклей. Много или мало? Несколько меньше, чем мы планировали, и этот факт в какой-то степени беспокоит. Для сравнения: в репертуаре Саратовского театра оперы и балета (мы недавно вернулись оттуда с гастролей) порядка 60 спектаклей.
Дело в том, что в России театры репертуарные, так исторически сложилось и в этом ценность отечественного театра. На Западе в большинстве случаев труппы собираются под конкретный проект, а когда он заканчивается, они распускаются. Наши спектакли предполагают существование в репертуаре на многие годы. Каждый спектакль показываем 6 – 7 раз в сезон. Под репертуарный театр строятся и труппы – балетные и оперные, и вообще вся деятельность театра. Могут меняться солисты, какие-то элементы сценографии, но предполагается, что у спектакля должна быть долгая жизнь.
– Когда завершилась реставрация старого театрального здания, в нем оставили только музыкальный театр. Но, по сути, тогда родился совершенно новый для Петрозаводска театр – оперы и балета. Для такого маленького города как наш иметь театр оперы и балета – это, безусловно, престижно, но, с другой стороны, это и своего рода предмет роскоши. Трудно ожидать, что зритель широкими рядами пойдет в такой театр. Это искусство элитарное.
–Я не согласна с тем, что это искусство элитарное и готова поспорить с этим. Действительно, когда мы открывали театр после реконструкции, нас предостерегали, что Петрозаводску опера не нужна, что наш город привык к более легкому жанру, что, отказываясь от оперетты, мы рискуем остаться без зрителя. Сегодня я очень рада, что такого не случилось. С каждым новым спектаклем мы видим, как растет интерес к оперному искусству, как формируется зрительская аудитория, как меняется зритель. Лицо театра определяют в первую очередь творческие лидеры, которых приглашают в театр. Благодаря очень современному пониманию своей профессии художественным руководителем оперы, народным артистом России Юрием Исааковичем Александровым (он, кстати, очень тонко и точно чувствует зрителя), мы не ставим спектакли, подобные застывшим памятникам, это всегда свежее прочтение классики, которое интересно и смотреть и слушать. А это в свою очередь залог того, что любой наш оперный спектакль собирает зрителя.
Да, для республики престижно иметь хороший театр оперы и балета, хотя эти виды театрального искусства самые дорогие. Но это не только престижно для республики, но и ответственно. И самое главное, что сейчас тревожит, – отсутствие стабильности. Наш вид искусства требует четкого, грамотного, долгосрочного планирования. С момента рождения идеи спектакля до его премьеры проходит не менее года. И начиная новую работу, постановщик должен быть уверен, что спектакль не останется лежать на полке, что он будет профинансирован, увидит свет рампы.
– О скудном финансировании как препятствии к творчеству говорил в своем последнем интервью перед отъездом главный балетмейстер театра Кирилл Симонов. Последняя балетная премьера минувшего сезона – «Золушка» – появилась на сцене только благодаря московскому меценату. Но здесь и выход из положения – в соединении государственно-частных интересов. Свои меценаты у нас еще не появились?
–Могу назвать десятки фамилий представителей делового мира республики и Петрозаводска, которые оказывают помощь театру на протяжении целого ряда лет. Их помощь очень важна и нужна театру. Благодаря им решается множество театральных проблем. Многие технические вопросы мы решаем с помощью меценатов. Например, впервые в этом сезоне в спектакле «Травиата» у нас появится бегущая строка – и это произойдет благодаря спонсору. Но чтобы кто-то взял на себя финансирование спектакля – такого нет.
Случай с «Золушкой» особый. Там меценат, который нам помог, очень четко знал, чего он хочет. Он спонсировал именно эту постановку балета. Это было своего рода соавторство.
– Уход из театра такого неординарного и талантливого художника как Симонов – большая потеря для театра?
–Кирилл Симонов создал на нашей сцене авторский балет. Это был очень большой и важный творческий этап в жизни театра. Его постановки могли нравиться или нет, но равнодушным не оставляли никого. Это была авторская труппа, и в этом и достоинство ее, и недостаток. Достоинство –в уникальности, недостаток, наверное, в том, что когда уходит автор, вслед за ним уходят и исполнители.
Нашему новому главному балетмейстеру Надежде Калининой предстоит сейчас много работать, чтобы балет сохранил свой творческий уровень. Труппа в новом сезоне пополнилась свежими солистами, пришли не только выпускники хореографических училищ, но и исполнители, имеющие опыт работы в других театрах, и не только российских.
В сентябре в гала-концерте III Российско-Норвежского форума состоялся и дебют и нового балетмейстера, и новых солистов балета, зрители приняли их очень тепло. Но ответственный творческий экзамен еще впереди – уже началась работа над балетом «Конек-горбунок» на музыку Родиона Щедрина. В премьерном плане «Жизель» Адана. В репертуаре обязательно останутся и балеты, поставленные Кириллом Симоновым. Так, новый сезон мы открываем последней премьерой минувшего сезона «Золушкой» в его постановке.
«Золушка»
– В оперной труппе вроде бы более стабильная ситуация…
–В оперной труппе работают заслуженные артисты Карелии, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, творческая молодежь. Безусловно, главным привлекательным моментом для них является возможность сотрудничества с таким выдающимся оперным режиссером, как Юрий Александров. Его яркая творческая индивидуальность и высочайшее профессиональное мастерство привлекли в Петрозаводск многие лучшие молодые голоса России. Сегодня в активе труппы сложнейшие музыкальные спектакли, в планах дальнейшее освоение мирового оперного репертуара. Свежесть и свобода от ложных жанровых штампов, которые, несомненно, есть у труппы, делают оперу в постановке нашего театра актуальной и современно звучащей.
«Евгений Онегин» в постановке Юрия Александрова
– На скудость финансирования сегодня жалуются все. Хотя в Петрозаводске ходят слухи, что Музыкальный театр не обижен. Если не секрет, сколько театр получает из бюджета республики?
–В финансировании театров самый больной вопрос – это выделение денег на новые постановки. В 2010-м мы не получили ни копейки, в прошлом году 2,5 миллиона, в этом – два миллиона рублей. Много? Это половина стоимости одного качественного спектакля. Так, например, смета постановочных расходов балета «Золушка» – это и декорации, и костюмы( их в спектакле более двухсот), постановка сценического света и многое другое – в конечном счете составила четыре миллиона рублей. Кому-то кажется, что это сумасшедшие деньги. Но для сравнения приведу еще один пример: премьера оперного спектакля в одном из ведущих провинциальных театров (не столичном) обошлась почти в 40 миллионов. Мы не собираемся соревноваться с ведущими театрами России в финансировании, но ставить хорошие спектакли, на высоком художественном уровне можем, и обидно, когда это не получается не по творческим причинам.
– Финансовая – самая большая проблема театра? В том числе и нынешнего сезона?
– Проблем много. Среди больных вопросов, пожалуй, еще отсутствие стабильности и невозможности планирования. О них я не устаю говорить уже четвертый год. Хотя какие-то подвижки в лучшую сторону в этом направлении есть. Естественно, хотелось, чтобы этот процесс шел активнее.
– Не боитесь, что кто-то наверху вдруг решит, что театр оперы и балета, как ненужную роскошь в наше скудное время, можно и закрыть с чистой совестью, чтобы сэкономить два-три миллиона?
–Мне кажется, что сейчас во власть пришли люди, которые готовы решать наши вопросы и проблемы, которые понимают, как важно создание культурной среды в городе, регионе. Пришло понимание, что нельзя серьезно заниматься экономикой, забывая о культуре. Хотя бы потому, что как только культурный слой истончается, начинается отток высококвалифицированных специалистов. На эту тему существует множество исследований. Важно, чтобы в городе формировалась культурная среда, комфортная для человека, удовлетворяющая его эстетические запросы. И театры, как и музеи, библиотеки, играют в этом огромную роль.
– Поскольку в начале интервью мы сравнили начало нового театрального сезона с Новым годом, что директор хотела бы пожелать себе в новом сезоне? Удачи, успеха, денег?
–Нам нужны и то, и другое, и третье. А вот свой зритель у нас уже есть, и это важное обстоятельство и условие жизни любого театра. Мы работаем для этого зрителя, стараемся каждый сезон чем-то удивить, привлечь его.
Есть приятные и для нас, и для публики новости уже и в этом сезоне: в начале ноября состоится премьера оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке Юрия Александрова. Началась работа над большим музыкальным новогодним представлением. Как и в прошлые годы, будем выходить с большой сцены на другие площадки – в Музей изобразительных искусств, в зеркальное фойе театра, приглашать артистов из Санкт-Петербурга, иностранных дирижеров.
После долгого перерыва в репертуаре театра появится опера на музыку карельских композиторов – «Тростниковая свирель» Бориса Напреева и «Меч кузнеца» Юрия Зарицкого. Для любителей камерной музыки подготовили три абонемента: «Вечера для гурманов», «Рождественские вечера» и «Тайна русского романса». Большие планы у театра по выступлению на площадках в районах Карелии.
Одним словом, проблемы не отменяют премьер. Как нельзя отменить Новый год, и начало театрального сезона.
Фото Музыкального театра РК