Главное, Культура

Во всех ты, душенька, нарядах, хороша

Экспонаты выставки
Экспонаты выставки

В чем и как являлись миру женщины Карелии, рассказывает новая выставка в Национальном музее РК


Д.Н. Мамин-Сибиряк, описывая в романе «Хлеб» свадьбу главных героев, восторженно отмечает: старинный русский костюм даже некрасивую девушку превращает в красавицу, а уж красавицу – в диво дивное. Тем не менее сегодня трудно представить женщин, да и девушек, в старинных сарафанах на улицах не только городов, но и деревень, если только это не народный праздник, возрождающий старинные обычаи. Хотя интерес к народному костюму в последнее время растет. Открываются курсы, студии по пошиву реплик народного костюма.

Поэтому следует ли удивляться тому интересу – в первую очередь, женскому, естественно, который вызвала выставка в Национальном музее «Девицы кручёные, прялицы точёные» (женский традиционный костюм народов Карелии конца XVIII – начала ХХ века)? В год своего 145-летия музей решил вернуться к теме традиционного костюма (подобная выставка экспонировалась в его залах 20 лет назад). Надо отметить, что все костюмы, украшения (или как теперь говорят, аксессуары), головные уборы, предметы домашнего обихода, представленные в экспозиции, – подлинные, из фондов Национального музея. Особо следует отметить красочные расписные прялки, которые были у каждой девушки и женщины. В коллекции музея их насчитывается около 200, часть их представлена на выставке. Сотрудники музея особо отмечают предметы, поступивших в первую коллекцию Олонецкого губернского естественно-промышленного и историко-этнографического музея в 1870-1900-х годах. Это сегодня подлинные раритеты.

Особый раздел выставки – фотографии учениц курсов по пошиву народного костюма, среди которых женщины самого разного возраста. Руководитель курсов Наталья Денисова, которая является партнером выставки, рассказывает, что каждому, кто в первый раз приходит на курсы, она задает один и тот же вопрос: что привело вас сюда? для чего вам нужен костюм? Мотивация разная: участникам творческих народных коллективов – для выступлений, кому-то – для участия в сельских и городских народных праздниках, кто-то хочет прикоснуться через костюм к своим корням, представить, оживить старинные фотографии, на которых изображены бабушки, прабабушки… (мамы уже вряд ли у кого носили сарафаны). Интересный момент: те, кто хоть раз примерил народный костюм, утверждают: он совершенно меняет осанку, даже походку – в нем нельзя ходить ссутулившись, шаркая ногами.

Естественно, на выставке представлена нарядная, праздничная одежда, которая переходила от женщин старшего поколения к молодому, бережно хранилась в старинных сундуках. Самый нарядный костюм должны были иметь девушки на выданье и молодые женщины в первый год брака. Период девичества традиционно был наиболее беззаботным, вольным в жизни любой женщины и требовал максимального привлечения к себе внимания, а значит, и денежных вложений семьи в девичий пóкрут – праздничный наряд. Чем богаче семья, тем больше дорогой и красивой одежды у девушки, тем более завидная она невеста. Недавно вышедшие замуж молодые женщины продолжали щеголять своими одеждами и богатыми головными уборами, демонстрируя достаток своей семьи и расцвет своей женственности.

«Отдай сына в писаря, писаря, писаря. Учи девку вышивать, вышивать…», советовала народная мудрость. Навыки рукоделия девочкам прививали с юных лет, нередко их отдавали в специальные школы при женских монастырях. Самые талантливые достигали подлинных художественных высот: их работы сегодня мы воспринимаем как произведения декоративно-прикладного искусства. Спустя века многие современные российские модельеры черпают в народном костюме идеи для создаваемых ими моделей. Ну а кому бог таланта не дал, прибегали к услугам ярмарочных торговцев, местных мастериц. Но сундук к свадьбе почти у каждой (исключая, может быть, самых бедных) был полон.

На выставке представлены костюмы народов, проживающих на территории Карелии. Единого, некоего усредненного наряда ни у одного народа нет: в каждом регионе, селе была своя мода. И на гулянье молодые люди, еще не подойдя к девушке, издали могли определить, откуда она родом, да и каково материальное положение ее семьи. В старинном уездном городке Осташкове, что на Селигере, нам рассказывали, что вечерами на городском бульваре горожанки-осташки не просто прогуливались со своими мужьями, но и выгуливали свои наряды, особенно изощрялись в изготовлении головных уборов. Бывало и так, что на голове женщина носила целое состояние – по цене коровы или даже дома. Мужья шли на расходы – им почет.

Работа выставки, а она продлится до начала ноября, будет сопровождаться интерактивной экскурсией «По одежке встречают…», во время которой можно познакомиться с особенностями праздничных женских костюмов коренного населения Карелии, услышать образцы фольклора народов Карелии (руны, ёйга), наигрыши на кантеле, примерить на себя реплики традиционного костюма и головных уборов, мужских и девичьих, узнать про способы ношения платков. А также научиться вычесывать шерсть кардами, обращаться с прялкой и веретеном, носить воду коромыслом, взвешивать товар с помощью старинного безмена. За анонсами мероприятий можно следить в группе Национального музея ВКонтакте и в группе «Традиционный костюм Карелии».

 

В зале Благородного собрания музея, гостей вернисажа приветствует директор музея М.Гольденберг
В зале Благородного собрания музея, гостей вернисажа приветствует директор музея Михаил Гольденберг
Мастер по пошиву народного костюма Н. Денисова (слева) и куратор выставки Е. Логвиненко
Мастер по пошиву народного костюма Н. Денисова (слева) и куратор выставки Е. Логвиненко

костюм3

Ожившая история
Ожившая история
Женские головные уборы
Женские головные уборы
На вернисаже
На вернисаже
На снимке пресс-службы Национального музея участники одной из первых интерактивных экскурсий – ученики 34-й школы
На снимке пресс-службы Национального музея участники одной из первых интерактивных экскурсий – ученики 34-й школы

Фото Валентины Чаженгиной