Культура

«Вот что значит настоящая актриса!»

Людмила Зотова
Людмила Зотова

Из воспоминаний о недавно ушедшей из жизни Людмиле Зотовой

Начать придется издалека.

В 1970-х годах, будучи в Москве, я жил у моих друзей Киры и Андрея Моргуновых в небольшом двухэтажном домике на Самотёке (Троицкая, 3).

Четырехкомнатная квартира принадлежала еще с дореволюционных времен дедушке Андрюшиной мамы Натальи Александровны – Якову Алексеевичу Липскерову, известному московскому адвокату. В 1918 году он в суде защищал Локкарта, главу английской миссии при советском правительстве. Локкарт обвинялся в шпионском заговоре против молодого советского государства.

Сама же Наталья Александровна была театроведом, работала завлитом Центрального детского театра. Она была человеком разносторонних дарований. В совершенстве знала немецкий язык: когда театр был на гастролях в Германии, немцы не верили, что советская театральная чиновница может настолько хорошо знать немецкий язык и приняли ее за агента КГБ. Каково же было их удивление, когда во время ответного визита они увидели Наталью Александровну в театре на ее рабочем месте. А если мы возьмем том Большой советской энциклопедии, вышедший году этак в 49-и-50-м, мы найдем обширный раздел «Бельгийская драматургия», написанный Н.А. Моргуновой. Было ей  в ту пору чуть больше 20-ти.

Можно вспомнить еще и такой факт: присутствуя на репетициях Анатолия Эфроса, Наталья Александровна делала стенографические записи. Причем «почерком Леонардо», то есть не слева направо, а наоборот — справа налево. Я сам видел эти стенограммы в толстых амбарных книгах. К несчастью, записи эти пропали.

Наталья Александровна активно помогала в подготовке чтецких программ своему мужу, заслуженному артисту России Борису Григорьевичу Моргунову. Она и сама писала стихи, грустные и очень ироничные. Иногда она читала нам их вечерами, своим низким, чуть хрипловатым голосом. Публично со своими стихами Наталья Александровна не выступала никогда.

Все мы ощущали себя ровесниками, отношения были теплыми, дружескими. Наталья Александровна умерла очень рано, в 1972 году. Ей был всего 51 год.

В 1990 году Андрей издал сборник стихов своей мамы «Издано посмертно». Стихи очень личные, не предназначенные для печати. Наверное, именно поэтому при чтении щемит сердце, ты начинаешь понимать, сочувствовать и любить женщину, принадлежавшую к трагическому поколению наших современников, год рождения – 1921-й.

 

Когда Андрей подарил мне эту книгу, у меня возникло желание сделать подборку этих стихов на радио. Перед глазами стояла читающая стихи Наталья Александровна. Перебирая в памяти карельских актрис, мысленно искал хоть чуть-чуть похожих на нее. И это «чуть-чуть», как мне показалось, я нашел в Людмиле Владимировне Зотовой.

Сборник прочел редактор Карельского радио Николай Исаев и загорелся желанием сделать передачу. У Людмилы Владимировны сомнений по этому поводу не было никаких. Спланировали так: я рассказываю о Наталье Моргуновой, а вставками идут стихи в исполнения Людмилы Зотовой.

Мы пришли в студию, сели перед микрофонами и стали записывать всю передачу целиком, хотя можно было отдельно записать рассказ и стихи. Идет запись, и я через стекло вижу Николая Исаева, который как-то странно реагирует на молчащего меня. Не сразу, но до меня доходит, что его поразило выражение моего лица. А я испытал настоящее потрясение: Людмила Владимировна преобразилась в Наталью Александровну.

Но ведь я никогда не рассказывал ей, как читала Н.А. Моргунова! Это было невозможно, потому что не было в ее чтении особых тонкостей, выразительных деталей и интонаций. Был печальный смысл и тонкая ирония. Удивительно и то, что специальных репетиций перед записью у нас не было, потому не знал, как будет читать Людмила Владимировна. А здесь я даже физически ощутил присутствие Натальи Александровны.

После передачи Исаев спросил меня о причине моей реакции на чтение Людмилы Зотовой. Я объяснил, и мы сделали восхищенный вывод:

— Вот что значит настоящая актриса!

Такой была уважаемая и любимая мною Людмила Владимировна Зотова.

В «Творческой мастерской» ее долго не будет хватать. В частности, никто не заменит ее в любимом мною спектакле «Королева красоты».

***

Вот одно из стихотворений Натальи Моргуновой, которое читала в той передаче Людмила Зотова:

              Не будет творческого вечера

             Жила поспешно я и начерно,

              А сколько было понамечено,

             Да в суматохе и не начато.

Чужими бедами, победами

Жизнь через край была заполнена.

Со мной несчастные обедали,

Счастливые меня не помнили.

                  Когда друзья куда-то прячутся,

                 Любимые с чужими любятся

                Когда не пишется, не плачется

                И праздник не на вашей улице –

Страшней беды те будни серые,

Убийственные для художника,

Когда он жаждет слышать «Верую»

Пусть не свершенному – возможному…

                 Но выдюжит, не рухнет замертво.

               (далее строка в рукописи неразборчиво)

              Он своего напишет Гамлета,

            Он своего сыграет Гамлета.

 

Фото предоставлено театром «Творческая мастерская»