Культура

Служенье муз не терпит суеты

 

Камерный оркестр Петрозаводской консерватории Nord-West Studium

О концерте камерного оркестра Петрозаводской консерватории Nord-West Studium

«Шостакович, никогда не возражавший обвинителям и не повышавший  своего тихого голоса, подводил  итоги  и прощался  с жизнью. Отсюда подчеркнуто трагическая природа, наполняющая музыку всех пяти частей  квартета, звучащих без перерыва от первого до последнего звука. Этот последний звук едва слышен, но он красноречивее крика!»

***

7 ноября в зале Музыкального колледжа имени К. Раутио состоялся концерт камерного оркестра консерватории Nord-West Studium… Примерно так  мы обычно начинаем сообщение о прошедшем концерте. Но в данном случае то, чему стали свидетелями собравшиеся слушатели, невозможно отнести к явлениям рядового порядка. Это касается и приуроченности концерта к 110-летию великого Д. Д. Шостаковича, и звучавшей музыки, и ее исполнения студентами консерватории во главе с художественным руководителем оркестра Эдуардом Зондерегером.

Напомню, что создателем оркестра  в 1975 году был его отец, от которого он унаследовал свое имя  (эта семейная традиция сохраняется и в следующем поколении). Пианист по своей основной специальности, Эдуард Зондерегер совсем не сразу после смерти отца, случившейся в 1994 году, решился  встать за дирижерский пульт и продолжить жизнь коллектива. Конечно, и не вдруг пришло понимание того, какие сложные и непредсказуемые по результату обязательства он берет на себя, но знал, что «служенье муз не терпит суеты» и был готов к этому служенью.

Известно, что с любым  студенческим коллективом работать очень сложно прежде всего в связи с проблемой постоянной сменяемости состава: каждый год оркестр покидают выпускники, и на их место приходят новички, которых надо “приручить” и воспитать в новом для них исполнительском амплуа. В определенной мере спасают традиции, но в последнее десятилетие, когда общий уровень нашего образования упал, а искусство перестало быть тем, чем мы всегда гордились, занятия музыкой утратили  былую престижность. Это в итоге привело к падению уровня подготовленности абитуриентов для обучения в вузе, ибо оказались потерянными формировавшиеся на протяжении полутора веков навыки.

Но жизнь продолжается, нарабатывается опыт и умение стоически преодолевать возникающие сложности. Результат не заставил себя долго ждать: пришло признание и  любовь студентов. Именно за достижения на этом поприще Эдуард Зондерегер (младший) в 2007 году был удостоен звания заслуженного артиста Республики Карелия.

Главным акцентом в программе прошедшего концерта стала, конечно, музыка Шостаковича, исполнявшаяся во втором отделении. Но и первое отделение, посвященное музыке Модеста Мусоргского, одного из самых почитаемых Шостаковичем композиторов (со дня его смерти нынче исполнилось 135 лет), не стало простым повторением пройденного. Знаменитые «Картинки с выставки» были созданы автором для фортепиано, но хорошо известны и в оркестровом переложении француза Мориса Равеля. В концерте они прозвучали в неожиданной транскрипции для струнного оркестра американца Роберта Паттерсона. Колористически весьма изобретательная оркестровка, однако, по признанию маэстро, очень сложная и непривычная, потребовала большой и тщательной предварительной работы, которая не останавливается с премьерой, должна продолжаться и дальше для последующей исполнительской жизни произведения. Но это и привлекает серьезных музыкантов, ведь открываются неожиданные ракурсы, а с ними и новые горизонты.

Хорошо известный Восьмой струнный квартет Шостаковича орus 110 тоже прозвучал не в первозданном авторском виде, а в нередко исполняемой редакции создателя первого в Советском Союзе камерного оркестра Рудольфа Баршая и получившей самостоятельное название «Камерная симфония» орus 110 bis.

Шостакович считал, что  «квартет – один из труднейших музыкальных жанров». Наверно, поэтому к нему композитор обратился только в 1935 году, создав уже три симфонии и много других произведений разных жанров. Квартеты всегда отличались большей лиричностью и психологичностью по сравнению с сонатами и симфониями, у Шостаковича эти качества дополняются глубокой философско-психологической емкостью. Восьмой же квартет выделяется из всех произведений и  совершенно особым содержанием, потрясающим тайной исповедальностью, о которой стало широко известно лишь спустя многие годы после смерти автора.

То идеологическое давление, которое как никто другой из композиторов испытал на себе Дмитрий Дмитриевич от власть предержащих, привело его к мысли о добровольном уходе из жизни. Квартет стал документом, отразившим состояние  художника в сложившейся ситуации, когда казалось, что сил терпеть больше нет. Композитор, никогда не возражавший обвинителям и не повышавший  своего тихого голоса, подводил  итоги  и прощался  с жизнью. Отсюда подчеркнуто трагическая природа, наполняющая музыку всех пяти частей  квартета, звучащих без перерыва от первого до последнего звука. Этот последний звук едва слышен, но он красноречивее крика!

Драматургия произведения  представляет собой спаянный процесс не только благодаря отсутствию цезур между частями. Квартет открывается и завершается звуковым комплексом, состоящим из четырех звуков: ре, ми-бемоль, до, си  и ставший своеобразным автографом композитора. Профессионалы знают, что музыкальный звук имеет не только слоговое название, но и латинское буквенное. Четыре звука – “DSCH” не что иное, как инициалы имени и фамилии Дмитрия Шостаковича в немецкой транскрипции. Звуков четыре, поскольку русскому «Ш» там соответствуют  три буквы: S C H.  В целом они складываются в лейтмотив DSCH, который пронизывает всю ткань квартета, появляясь в разных вариантах (это невольно напоминает баховский лейткомплекс – BACH, где также все буквы музыкальны).

Еще одна важная особенность музыкальной ткани Восьмого квартета заключается в использовании автоцитат из сочинений, созданных до него. В самых общих чертах в музыке преобладают две образные сферы: многократно  возникающая и пугающая декларативно-жесткая, давящая тема, которая не может породить ничего кроме отчаянья, и противостоящие ей лирические, в основном скорбные и сумрачные темы,  истаивающие в конце. Но это противостояние не следует понимать прямолинейно, в гениальной музыке композитора все гораздо сложнее и не поддается простому словесному пересказу.

Специально стоит отметить, что исполнено это было совсем молодыми музыкантами, которые имеют весьма приблизительное представление о том, что  пришлось пережить художнику. И на их уровне это было сделано замечательно! Можно только догадываться, какой огромный труд вложен руководителем оркестра в репетиционную работу. И он, к счастью, себя оправдал.

В конце программы были исполнены две пьесы Шостаковича – Элегия и Полька. Написанные для квартета, и это было первое обращение автора к струнному квартету, прозвучали они в версии  для струнного оркестра, созданной руководителем коллектива. Оба жанра нередко встречаются в музыке композитора, но в данном случае необычно то, что для Элегии он взял уже написанную арию главной героини оперы «Катерина Измайлова», над которой  работал в это время. 1931 год, опера еще не закончена и ни один номер из нее не был исполнен публично. Элегия в переводе с греческого означает жалобная песнь. Характер арии Катерины вполне сопоставим с элегией и, как представляется, звучание ариозного материала в выразительных тембрах струнных инструментов лишь усилило эмоциональное воздействие пьесы

Исполнению музыки в концерте предшествовало вступительное слово музыковеда Анны Зондерегер. При кажущейся необязательности этот жанр вербального предуведомления весьма сложен. И именно потому, что такое слово далеко не всегда бывает наполненным самой необходимой информацией, слушатели нередко воспринимают его как ненужное приложение к музыке. Анна Александровна смогла вместить в свое высказывание чрезвычайно ценные для понимания музыки и во многом эвристичные сведения. Как музыковед не могу не отдать должное коллеге и не отметить ее прекрасное выступление.

В заключение – об одном событии, которое пока никак не отмечено музыкальной общественностью – на днях Эдуарду Эдуардовичу  исполнилось 60 лет. Думается, все, кто хотел бы, но не смог его поздравить, присоединятся к нам. Пожелаем же ему здоровья и дальнейших не менее впечатляющих творческих свершений!