Главное, Культура

Связанные одной нитью. Творческой

Эти работы еще не видел никто, кроме сотрудников Музея изобразительных искусств и участников пресс-конференции, созванной по поводу значительного события в жизни музея.

В. Ветрогонский. Церковь Успения Богоматери. Кондопога

Семья известного петербургского художника Владимира Ветрогонского передала в дар нашему музею коллекцию работ (рисунок, линогравюры, акварель) талантливого мастера, действительного члена Российской Академии художеств, народного художника РФ, профессора и руководителя творческой мастерской графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, и его сына Андрея Ветрогонского, выставка которого не так давно прошла в музее.

В. Ветрогонский. Вечер на Свири

Владимира Ветрогонского называют романтиком, одним из самых ярких представителей поколения шестидесятников. Искусствоведы отмечают, что он «всегда работал с натуры, поэтому его произведения отмечены остротой видения окружающей действительности, правдой жизни, особой поэтической интонацией в изображении жанровых сцен и пейзажей.

Наиболее ярко проявился незаурядный талант мастера в акварели. Работы художника в этой технике обладают удивительной живописной выразительностью, прозрачностью и глубиной, широтой и многогранностью эмоциональных состояний». Среди подаренных работ несколько таких прекрасных акварелей, которые интересны для нас еще и тем, что сделаны во время поездок художника по Русскому Северу. Часть графических работ появилась после поездок Ветрогонского за границу – в Италию, Германию, Болгарию. Он работал много и плодотворно и оставил большое наследие, которое находится во многих музеях Москвы и России. Любимая тема его сына, тоже графика и живописца, – Петербург.

В. Ветрогонский. Радуга

Событие же для музея действительно знаковое: за последние годы это первый такой значительный дар. Именно дары становятся в последнее время основой комплектации музейного собрания. Связи же с Петербургом (Ленинградом) у нашего музея были всегда, и ограничиваются они не только выставками. Около 30 процентов фонда Музея изобразительных искусств Карелии составляют работы ленинградских художников, начиная с 20-30-х годов прошлого века. Вот и сейчас после завершение выставки «Петербургские встречи», организованной Санкт-Петербургским творческим союзом художников, многие мастера северной столицы выразили желание передать свои работы музейному собранию, которое пополнится благодаря этому дару на 30 работ. В январе этого еще один петербургский художник — нонконформист Евгений Орлов — после завершения своей выставки в Петрозаводске передал нашему музею несколько своих произведений.

В. Ветрогонский. Венеция. Гондолы на Гранд-канале

В. Ветрогонский. Улица в Неаполе

Новые работы из дара двух петербургских художников не осядут надолго в фондах. В этом году старшему Ветрогонскому исполнилось бы 90 лет, но сделать его персональную юбилейную выставку музей вряд ли успеет. Однако его произведения обязательно будут включены в экспозицию, посвященную 300-летию Преображенского собора в Кижах. Работы отца и сына увидят посетители традиционной выставки новых поступлений, которая планируется в 2015 году. Однако возможно, что уже в будущем году удастся организовать и семейную выставку Ветрогонских.

А. Ветрогонский. Белая ночь в день отъезда

С. Киселев. Среда обитания

Передача в дар коллекции напрямую связана с такой важной и непростой темой, как пополнение фондов Музея изобразительных искусств Карелии, обойти которую молчанием на пресс-конференции было невозможно. К большому сожалению, на приобретение новых работ художников Карелии последние 20 лет нового смутного российского времени выделяются весьма скудные средства. И такая «экономия» приводит к тому, что, например, произведения изобразительного искусства Карелии 90-х годов ХХ века сегодня во всей полноте чаще можно увидеть в Финляндии или в частных коллекциях. А ведь основная функция художественного музея не только пропаганда произведений искусства, но собирание и сохранение самого талантливого, яркого, значительного. А еще поддержка талантливых художников.

Коллекция Ветрогонских – не единственный дар музею, и, дай Бог, не последний, но в таком объеме и такого уровня поступлений не было давно.

Фото Ирины Ларионовой