Среди 25 книг, вышедших в прошлом году в издательстве «Периодика», «Карельские народные загадки» привлекли внимание не только потому, что книга хорошо издана и содержательна. Это уже второе издание, первое, в 1982 году, десятитысячным тиражом разлетелось довольно быстро и стало библиографической редкостью. Еще одна особенность нового издания в том, что книгу оформила молодая карельская художница Софья Тервинская. Это первая книга в жизни Софьи, а потому и огромное событие.
Несмотря на то, что Софья уже сама преподает в художественной школе Дворца творчества детей и юношества, ее вряд ли можно отличить от учеников: выглядит она совсем юной.
Творческая судьба сложилась вроде бы по воле случая. После окончания школы толком не знала, чем заняться, и решила попробовать себя в художественном направлении. Поскольку в то время началось увлечение рисованием, пошла учиться сначала на художественно-графическое отделение в педагогический колледж, а потом в Карельский государственный педагогический университет по специальности «педагог изобразительного искусства». Там прошла серьезную школу по рисунку, занимаясь у Валерия Кошелева.
Как оказалось, ничего случайного в выборе профессии не было, потому что дедушка Сони Владимир Павлович Тервинский был известным карельским художником и очень хорошим графиком. Его работы находятся в нашем Музее изобразительных искусств РК.
В доме у Сони все стены завешаны картинами.
– Мой дедушка очень хорошо пел, у него был красивый голос, и он любил играть на фортепиано. Но, конечно же, все его помнят как художника, он очень много рисовал. Сам дед по характеру был довольно строгим и серьезным, – вспоминает Софья, – помню, как он был сердит, когда один из братьев взял и, пока дед не видит, нарисовал поверх живописного пейзажа кораблик.
В творческой семье Тервинских все или рисуют, или занимаются музыкой, или пишут стихи. Отец играет на гитаре и пишет стихи. Между прочим, Софья, как и два ее брата, окончила музыкальную школу. Братья в конечном счете получили профессиональное музыкальное образование, окончив консерваторию, а Соня выбрала стезю деда.
Своим вдохновителем Софья считает харизматичного художника Аркадия Морозова, которого молодежь любит за его увлеченность профессией, желание научить других и поделиться своими знаниями.
– Благодаря его поддержке, работая в организованной им и Артемом Стародубцевым графической мастерской, – рассказывает Соня, – я почувствовала опору в своих творческих поисках и желание работать.
– Каким был путь к твоей первой книге?
– Сейчас я понимаю, что в детстве всегда любила рассматривать иллюстрации в книгах. Особенно мне нравились черно-белые графические рисунки, когда использовался штрих. Я тогда думала, что такие рисунки делаются гелиевой ручкой и не подозревала, что это мог быть офорт. Пожалуй, долгое время я просто не осознавала, что хочу быть иллюстратором. В общем, ничего не бывает случайным…
– Как получилось, что ты стала оформителем этой книги?
– Случайно, – Софья смеется. – Однажды я увидела ВКонтакте объявление, в котором издательство извещало, что ищет художника. Я написала туда и послала свои картинки. Прошло где-то полгода, я уже и забыла про это, как вдруг получаю письмо. Оказывается, кто-то из издательства был на выставке проекта «Гандвик бук. Книга Белого моря», увидел там мои работы, и одна ему понравилась. События, они как бусинки нанизываются одно на другое.
Софья работала над книгой около полугода: много времени ушло на сбор материала и подготовку, нужно было обдумать композиционные и стилистические ходы, нарисовать эскизы, а потом сделать оттиски. С самого начала погрузилась в присланные ей темы: крестьянская изба и ее убранство, тепло и свет, посуда и домашняя утварь, пища и питье, одежда и украшения, растительный и животный мир, явления природы, религия. Нужно было придумать 15 иллюстраций. Каждый раз, размышляя над изображением, Софья обращалась к самим загадкам, которые иногда помогали принять решение в пользу того или иного образа.
– Все иллюстрации – это гравюры на картоне, – поясняет Софья. – Эта техника довольно трудоемкая и уникальная. Она требует определённых условий, много времени и упорства и позволяет добиться интересного результата. Каждый оттиск немного отличается от предыдущего: он может иметь другой цвет, оттенок, фактуру, а порой и вовсе не получиться. В этой технике много случайного и непредсказуемого, несмотря на то что всё должно продумываться до мелочей. Поэтому если хороший оттиск получается со второго или третьего раза, то это очень хорошо. Это значит, что можно работать над следующей иллюстрацией.
Это был очень интересный и полезный опыт для меня! Мне действительно хотелось создать красивые иллюстрации, создать положительное впечатление от книги.
– Некоторые темы были относительно просты. Мне понравилось, как лаконично тебе удалось изобразить средства передвижения. А есть темы более сложные, например, тема времени…
– Картинка на тему времени – одна из моих любимых иллюстраций, как и орудия труда, где удалось с помощью цвета передать переход от холодного металла к теплому дереву. С некоторыми картинками пришлось повозиться, иногда я откладывала работу, если что-то не получалось, искала новые ходы, потом снова возвращалась. Я всегда интуитивно знаю, что всему своё время. Чтобы найти образ времени и грамоты, я выбрала музыкальный инструмент кантеле, потому что музыка живет во времени: «Без языка говорит». А еще одна из моих любимых работ в этой книге – на тему религии. Такую звонницу я видела в Варишпельде год назад во время моего путешествия. Чудесное и очень красивое, созерцательное место! Звонница тут же возникла в моей памяти, и я ее изобразила.
В облике и характере Софье Тервинской есть что-то хрупкое, незащищенное, с другой стороны, она мне кажется человеком сильным, упорным, готовым идти к своей цели. Книга «Карельские народные сказки» вышла тиражом 1 тысяча экземпляров. Выступить художником подобного издания – это отличное начало и хороший опыт для молодого автора. Похоже, работа над книгой помогла Софье Тервинской осознать свое предназначение – путь художника-иллюстратора. Верится, что у нее все получится на этом пути.
Фото Ирины Ларионовой