Краеведение гораздо в большей степени воспитывает у детей любовь к Родине, чем ура-патриотические шоу, лозунги и речи.
С 31 мая по 4 июня в Москве пройдет Международный фестиваль «Интермузей-2013». В этом году его главной темой будет «Музей – образовательный ресурс общества». Два года назад музей-заповедник «Кижи» уже завоевывал гран-при престижного форума. И в этот раз ему есть, чем блеснуть, ибо музейно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений в работе музея. Подтверждение тому создание в структуре музея 20 лет назад Детского музейного центра. Автором проекта стала заслуженный работник культуры России и Карелии Людмила Шилова. Сам проект был отмечен в 2010 году Государственной премией РК. Детский музейный центр – тема для отдельного большого разговора, возможно, через несколько лет на эту тему будут защищена не одна диссертация.
Накануне Международного Дня музеев в Петрозаводске прошел Межрегиональный научно-практический семинар с участием представителей музеев и педагогов не только Карелии, но и Санкт-Петербурга, Архангельска, Татарстана и Украины. Какая связь между семинаром и фестивалем «Интермузей»? И тот, и другой посвящены музейной педагогике, подчеркивая, как действительно важна эта деятельность не только для музеев, но и для общества. Организаторами семинара выступили музей-заповедник «Кижи», Региональный музей Северного Приладожья и Институт повышения квалификации работников образования.
Давно известно, что гордятся чаще всего тем, что любят, а любят прежде всего то, что знают. Эта логическая цепочка, может быть, и не бесспорна. Но нередко подтверждается жизнью.
Город – это судьба человека, утверждал директор Национального музея Михаил Гольденберг, выступая на семинаре с докладом «Городоведение как основа исследовательской деятельности учителя и ученика». Город, любимый и родной, гораздо в большей степени воспитывает у детей любовь к Родине, чем ура-патриотические шоу, лозунги и речи. К сожалению, краеведение не стало пока равноценным предметом среди других в школьной программе. А ведь история начинается для ребенка с истории своего поселка, села, города.
Эту лакуну в образовании и воспитании детей и взялись восполнить музеи. Достаточно напомнить о создании четырех музейно-образовательных комплексов в трех школах и детском саду Петрозаводска, которые являются базами ДМЦ музея «Кижи». А также о «Музейном марафоне», «Кижской зачетке», и, конечно же, нельзя умолчать о празднике «Кижи – мастерская детства». На одном из республиканских семинаров мне довелось услышать выступление учительницы из Приладожья. Она говорила о том, что сегодня на остров в этот день стремятся попасть уже дети участников первых праздников. Для родителей и праздник, и посещение Кижей до сих остаются самым ярким впечатлением в жизни.
На празднике «Кижи — мастерская детства»
Занятие на одной из баз Детского музейного центра в детском саду
На семинаре по музейной педагогике в ДМЦ
О том, что в Санкт-Петербурге существует Музей-институт семьи Рерихов, я слышала. И только. Естественно предположить, что он изучается и занимается пропагандой философских идей и творчества замечательных художников этой семьи. И методист музея Евгения Бутенко подтвердила это. А также рассказала о работе с туристами, для которых организованы специальные петербургские маршруты – посещение мест, связанных с жизнью Рерихов или их творчеством. Однако только этим музей-институт не ограничивается, хотя, по идее, мог бы. Появились специальные программы для школьников. А однажды возникла идея обратиться к детям, подросткам и взрослым с просьбой принять участие в акции «Остров глазами жителей» (музей-институт находится на Васильевском острове) «А вы такое видели?». Участникам предложили создать свой путеводитель по острову – что бы каждый из них хотел показать туристам. Прислали сотни снимков. И не только знаменитых питерских «узоров оград чугунных», Невы и Дворцов. Среди них были площади и мемориальные доски, львиные головы на фасадах старинных особняков и зоопарк трамваев, особняки со шпилями и заводские трубы, соборы и любимые школы, в том числе музыкальные и художественные, старинные сохранившиеся до нашего времени водокачки и таинственный мир подворотен… Список огромен. Но вот что интересно: из короткого видеофильма, представляющего эти работы, который продемонстрировала Е. Бутенко, родился образ совсем незнакомого туристам Петербурга. Но это был город, который дорог, близок и любим коренными петербуржцами. Кстати, музей проводит акцию «Бегущий город» аналогичную нашему «Музейному марафону».
В музейном марафоне участвуют детские и семейные команды и к проведению которого подключились все музеи Петрозаводска. Старт дают в музее-заповеднике «Кижи», а главная награда для победителей – поездка на праздник «Кижи — мастерская детства». Хотелось бы напомнить, что наш Музей изобразительных искусств открыл на новом телеканале ОТР цикл передач рассказом о музейно-образовательной педагогике.
Конечно, в Петербурге, Петрозаводске или Архангельске работать, если можно так сказать, проще. Но сегодня уже накопили свой опыт музейно-образовательной педагогики и в районах Карелии – в Кондопоге и Олонце, Кеми и Пудоже, Беломорске и Сортавале, где и прошла вторая половина конференции. Но вот в программу ее были включены доклады о реализации проекта «Мое Поморье» в Рабочеостровской школе (кто не знает, Рабочеостровск – крошечный рабочий поселок в Кемском районе), об использовании культурно-исторической среды Сегозерья в организации проектной деятельности на уроках технологии и ИЗО в средней школе такого же маленького поселка в Суоярвском районе. А в Золотецкой средней школе Беломорского района реализуют музейный проект «Связь времен и таинство веков». Школы и музеи давно стали успешными партнерами. Правда, об этой стороне деятельности тех же музеев широкая публика знает мало. Может быть, потому, что ее нельзя оценить в количественном выражении, что так модно сейчас, когда власть больше волнует, сколько туристов посетили музеи и какую сумму из своих кошельков они оставили там.
Но если цели и задачи у всех музеев и школ музейно-образовательной педагогики одни, то формы деятельности чаще всего свои у каждого. Не случайно участники конференции не только с интересом слушали коллег, но и засыпали вопросами каждого выступающего. В программу конференции было включено около 40 докладов, в каждом можно было найти что-то интересное, достойное повторения.
Мне очень понравилась мысль, прозвучавшая на конференции, что в любой музей ребенок должен приходить не только, чтобы слушать и смотреть, не только за знаниями, но и за смыслом. За поддержкой в процессе осознания самого себя, как личности. Может быть, не в 5-7 лет, но в 10-12 лет уже вполне возможно, а в 14-15 – обязательно.
Фото пресс-службы музея-заповедника «Кижи» и автора