Культура, Литература

«Мы стали другими, мы вышли из пустоты…»

Фото Ирины Ларионовой
Фото Ирины Ларионовой

Поэт Олег Мошников предложил «Лицею» подборку стихов учеников Университетского лицея Петрозаводска. «Надо поддержать лицеистов — в недрах физики и математики сохранивших поэтическое зерно, — пишет Олег. — Поможем ему взрасти!»

 

 

«А он, мятежный, просит бури…»

В начале этого года меня попросили посмотреть стихи учащихся Университетского лицея Петрозаводска. И я был приятно удивлен приличным литературным уровнем представленных произведений.

Нагрузки в современной школе почти запредельны. Школьная программа превратилась в инструкцию по выживанию в экстремальных условиях. Ничего лишнего. Цель оправдывает средства. Минимум словесности, нравственности и духовности. Такое образование не назовешь сбалансированным. А если ученику предоставлены на выбор для углубленного изучения физика, математика, информатика и экономика в различных соотношениях? И тут мы ошибемся, если решим, что школа превратилась в фабрику монстров. Все-таки тяга к прекрасному в наших детях, как и в нас самих когда-то, пробивается ростками творчества, закатанными было в асфальт, –  на воздух, к солнцу, к гармонии души и тела. Внутренняя свобода снова оказывается сильнее суровой сермяжной правды обстоятельств жизни.

Ученики выпускных классов известного своими строгими нравами и техническим уклоном Университетского лицея самостийно организовались в литературное объединение. Нет-нет, никаких подвалов, полуподвалов и книжной пыли пустующих библиотек. Не хватает времени! Общение выстроено современно, научно, с применением полученных знаний – в социальных сетях. В группе происходит обмен мнениями, оценками, знаниями. Любая мысль в секунду становится общедоступной. Но главное рождаются тексты: стихи и проза, в игре словами открывается древний язык общения человека и вселенной, называемый вдохновением. А когда пробуждается душа – нестерпимо хочется говорить и думать о любви! Такое – в себе не утаишь.

                                                                                                        Олег Мошников

 

 

 

Екатерина Тихомирова

Горькие слёзы на белый снег
Падали.
Ты меня ищешь, зовешь в ночи.
Правда ли?
Будет ли сказано о любви
Рифмами?
Будут ли беды над нами кружить
Грифами?
Сможем ли жить с тобой и любить
Долго ли:
Если разлуки наши сердца
Трогали?

 

***

Береги себя, береги себя, солнца свет,
Ты спасай себя, восставай из пучины бед,
Обрети, моё счастье, немыслимую звезду –

Знай:
пока не прогонишь,
я рядом
с тобой
иду.

 

***

Выплюнь лёгкие, сердце, выйди из берегов.
Зажигай свои свечи, выгони пустоту.
И когда ты поймешь, что ты точно к любви готов,
То лови её
На лету.

 

***

Рассказывай, милая, есть ли на Марсе жизнь,
И как до него долетаешь всего за час.
Как выплыть, когда из поддержки: «Давай, держись»,
А мир угрожает: «Попробуй не смочь хоть раз!»

Рассказывай, милая, есть ли на Марсе жизнь…
Мы стали другими, мы вышли из пустоты,
И как-то причудливо наши мечты сплелись,
Но я наконец понимаю, что я – не ты.

Рассказывай, милая, есть ли на Марсе жизнь,
И что её губит — странную кутерьму.
Рассказывай, милая… Помни: мы прорвались,
И больше уже никогда не вернемся во тьму.

 

 

Наталья Перепечко 

 

Кошка тихонько плачет.

Кошка курит в затяг.

Кошке не снится мальчик.

Кошка ищет медяк.

Кошка не спит до двух.

У Кошки кончается чай.

Кошка читает вслух:

«Только не приручай».

Кошка за все в ответе.

Пленкой покрылся чай.

Кошка одна на свете.

«Я ухожу, скучай»

 

 

Алена Исаева

Я пустыней желаний иду,

Воли нет, и душа онемела,

Я любви потеряла звезду,

И пролиться дождем не сумела.

А теперь хоть бы влаги глоток,

Хоть бы каплю росы на рассвете:

Потерявшую счастья исток,

Завихряет песчинками ветер,

Засыпает следы за спиной

И бранит, и живою хоронит!

Мне так страшно остаться одной

На безлюдном и темном перроне…

 

 

Игорь Горох 

Снежный север
Льдистой стужей
Красит окна поутру.

Белит стёкла,
Греет душу,
Строит замки на ветру.

Золотистой акварели
Тихо ставни отвори,
Тихо сердце отвори,

Север душу обогреет
Теплым золотом зари.

 

Или был?

Как написать стихи о боли,
Если никогда не было больно?
Как написать о любви,
Если никогда не любил?

Или любил…
И было больно?!

Как написать стихи  о горе,
Если никогда не было горько?
Как написать о дружбе,
Если никогда не дружил?

Или дружил…
И было горько?!

Как написать стихи о страхе,
Если никогда не было страшно?
Как написать о войне,
Если в людей не стрелял?

Или стрелял…
И было страшно?!

Как написать стихи о мире
Если никогда не было счастья?
Как написать о жизни,
Если ты и не жил?

Или жил…
И был счастлив?!

 

Я и ты

Может, проще нырнуть в сердце чёрной дыры,
Стать энергией в жерле кротовой норы,

Ты не знаешь — кто я,
Я не знаю — где ты…

Пропадая навек между нимбом и тенью,
Быть предлогом к тебе, быть твоим продолженьем,
Почтальоном твоей путеводной звезды.

Ты не знаешь — где я,
Я не знаю — кто ты…

Или все же оставив природную робость,

Не в пучину нырнуть и не броситься в пропасть,

А купить на углу полевые цветы…

Ты узнаешь кто я,

Я узнаю кто ты.

 

 

 

 

  • Alexander Filimonov

    Олег Мошников затрагивает важный вопрос о влиянии на духовно-нравственное развитие загруженности школьной программы. В большинстве случаев, в ней действительно нет места прекрасному — никто не рвется за мизерную заработную плату обучать школьников чему-то, что не входит в рамки школьной программы. Задумываясь об этом, невольно вспоминаешь фильм «Общество мёртвых поэтов» Питера Уира и сожалеешь о том, что многие дети так и не будут удостоены чести узнать, что школа — это место, где воспитывается не чопорный зубрила, а Человек.
    Благодаря людям, которые способствуют распространению чужого творчества, в нас просыпается мотивация, воспитывающая в человеке многогранность. Порой, они и занимают места учителей, выполняют их настоящую работу.

  • Элла Осипчук

    Какие молодцы! Какие замечательные, умные, чувствительные дети, какие глубокие вопросы они ставят и пытаются на них ответить себе. Просто НАДЕЖДА просыпается, что не всё пропало! Что прорвёмся! «Эту песню запевает молодёжь, эту песню не задушишь, не убьёшь!» Поверяйте алгеброй гармонию, всё будет хорошо.

  • Татьяна Еннэ

    Замечательные стихи!

  • ИЛ

    Понраивлись стихи Игоря…Удачи…