Культура

Стиль и фантазия

Фото Виталия Голубева
Сцена из балета

Под занавес сезона Музыкальный театр представил нашим зрителям, взрослым и детям, новую постановку – балет Р. Щедрина «Конек-горбунок» в хореографии Надежды Калининой, руководителя балетной труппы театра.

Это первый балет композитора в ряду произведений балетного жанра, посвященных Майе Плисецкой, и каждое произведение имело разные посвящения. «Конек-горбунок» – «Майе Плисецкой», «Анна Каренина» – «Майе Плисецкой, неизменно», «Чайка» – «Майе Плисецкой. Всегда», «Дама с собачкой» –  «Майе Плисецкой. Вечно». Жизнь и творчество этих великих людей поражает грандиозным масштабом сделанного ими в искусстве, и, конечно, является частью русской культуры на все времена.

 

Премьера «Конька-горбунка» состоялась в 1960 году на сцене Большого театра, причем, Царь-девицу танцевала не Плисецкая, а Римма Карельская. Какое счастье, что он был снят в кино именно с Плисецкой!

 

На нашей сцене этот балет ставится впервые, нонекоторые петрозаводчане помнят «Конька-горбунка» в исполнении самодеятельного хореографического коллектива при Онежском тракторном заводе (в советское время их было много), в постановке артиста Карельского балета Евгения Гражулиса. Главные партии Царя и Ивана исполняли наши артисты Геннадий Тимонин и Владимир Корнеев. Конечно, постановщик исходил из возможностей юных артистов, но, надо сказать, что девочки у него танцевали на пальцах! Получилось очень яркое и веселое зрелище.

 

Спектакль, поставленный Надеждой Калининой – хореографом нового поколения, будем надеяться, задержится в репертуаре театра надолго. Разнообразная, интересная хореография имеет свою манеру и стиль, фантазия балетмейстера дает возможность каждому персонажу иметь знаковые движения, которые просматриваются на протяжении всего действия. Гениальная музыка Щедрина воплощена пластически очень ярко, чувствуется, что Калинина владеет музыкальной драматургией.

 

Сцены из балета «Конек-горбунок» Музыкального театра РК. Фото Ирины Ларионовой

Единственное сомнение вызывает перенасыщенность движениями каждого такта музыки, такое ощущение, что хореограф стремится показать все свои пластические идеи (а их хватило бы не на один балет) в одном спектакле. И точное распределение партий, во многом способствует успеху постановки. И, как ни странно, первым в этом ряду нужно назвать Царя – нетанцевальную, скорее пластически-игровую роль, в исполнении Василия Сидоренко. (Непонятно, зачем на премьеру, на эту роль приглашали из Мариинского театра!!! не самого лучшего артиста). Сидоренко был ярче, убедительнее и с большим юмором.

 

О юморе в спектакле хочется сказать отдельно. Его много, и его чувствует зритель (частые смешки в зале), а артисты, уже освоившие пластический материал своей партии, получают от игры явное удовольствие. В принципе, так и должно быть! Жаль, что у способного Овидиу Канциану – Конька-горбунка (таким воспитанным и красивым стопам позавидовала бы любая балерина) так мало танцевального материала, всего две вариации. Хотелось бы больше видеть его на сцене, ведь он главный герой.

 

Очень радует наличие в труппе очень хороших, профессионально одаренных балерин, каждая из которых имеет свою танцевальную манеру. Елена Головина – Царь-девица привлекает, прежде всего, своей необычайной пластичностью и обаянием (о технике можно не говорить – там все в порядке, по крайней мере в этом спектакле). Альбина Казарян запомнилась в Цыганском танце, казалось бы, вставном номере, и своим темпераментом, и техникой стилизованного народного танца. Мария Репетиева, танцевавшая небольшую партию Кобылицы, к сожалению, здесь не имела возможности показать все, на что способна. Будем надеяться, что эти балерины будут иметь в нашей труппе интересную творческую жизнь.

Из танцовщиков новое поколение представляет Нарек Мартиросян, уверенно исполнивший партию Ивана, он хорош был и в своих вариациях и в дуэтах с Е. Головиной.

В каждом спектакле бывают номера или сцены, которые особенно запомнились и нашли в душе отклик. Здесь таким номером был «Девичий хоровод». Все в нем было музыкально, цельно и гармонично, и костюмы, и настроение, с каким танцевали Мария Заболотная, Мария Репетиева и Антонина Волгина. Некоторые хореографические детали поражали свежестью и какой-то чистотой. Замечательный номер! И каким контрастом к их вдохновенному исполнению были стоящие по бокам и сзади артисты, изображающие немногочисленный народ. Если бы весь спектакль был в стиле «Девичьего хоровода»!  Это была бы настоящая сказка.

 

О сценографии хочется сказать отдельно. Меняется быстротечное время, стили и веяния в искусстве, и XXI век приносит новые технологии, которыми с успехом пользуются в разных жанрах и видах искусства. И в нашем театре не остались в стороне от передовых идей театрального дела. Увертюра к балету сопровождается абстрактной проекцией, видимо, настраивающей зрителя на определенное восприятие. Это было завораживающе-красиво, но, кроме скачущих кобылиц, ничто не указывало на заявленный сюжет. Огромные ворота, вкривь и вкось сколоченные, показывали, насколько бедна и убога жизнь в этой деревне (хотя у старика целое поле пшеницы), а два немытых, лохматых брата в каких-то отрепьях, подтверждали это впечатление. Иван – третий брат в тинейджерской майке, хоть и почище, но тоже мало похож на героя.

 

Русской сказкой веет от увиденного в начале спектакля: звездное небо, скачущие кобылицы, порхающие жар-птицы, верный Конек-горбунок, и кажется, что сказка будет продолжаться. Но далее идет сцена на ярмарке, и мы попадаем в парк культуры и отдыха времен молодости наших бабушек и дедушек (причем бабушки все в разных платьях и шляпках, а дедушки в одинаковых штанах, рубахах и шляпах). Затем выезд царя на лимузине-диване, в сопровождении двух американских гангстеров и персонажа из фантастического фильма. Вылет жар-птиц с Царь-девицей снова возвращает нас в сказку и дает передышку нашему эстетическому чувству.

 

И так по всему спектаклю сценографы и аниматоры-постановщики, как на качелях «качают» зрителя из одного пространства в другое. А в финале можно было придумать не анимационно-иллюстративный вращающийся круг, в котором вертится Царь, а что-то более театральное. Конечно, законное право авторов показывать то, что они задумали и воплотили, ну а право зрителя оценивать их работу.

 

Огромную роль в восприятии любого театрального действия, особенно балета, играет звуковой ряд. Театральный оркестр, состоящий в основном из молодых музыкантов, показал, что является одним из сильнейших в Карелии. Несмотря на то что его состав по количеству не соответствует (огромному) заявленному композитором, оркестр звучит полнокровно, ярко и сочно, передавая все самые тонкие нюансы гениальной музыки Щедрина.   

 

Спектакль зритель принял, и хорошо, что было много детей, крики «Браво!», «Молодцы!», конечно, радовали артистов. И это понятно – спектакль технически сложный, но они успешно справились со всеми трудностями.

В целом,  современный Карельский балет выглядит очень достойно во всех отношениях, единственно, чего хотелось бы, это увеличения труппы. Некоторые артисты выходят по нескольку раз, переодеваясь в костюмы других персонажей. В истории нашего театра, как сейчас видится, эта проблема вечная. Комплектование труппы – большая, трудная задача, и, надо надеяться, она будет когда-нибудь решена.

И хочется пожелать больше новых спектаклей, ведь жизнь артиста балета на сцене ничтожно коротка, а хочется сделать так много!