Культура

Чайковский в трактовке Юрия Симонова

Фото Карельской государственной филармонии
Юрий Симонов и Академический симфонический оркестр Московской филармонии в Карельской филармонии

Послесловие к одному из концертов завершившегося II Международного фестиваля искусств «Онего-Классик».

 

4 июня в Большом зале Карельской филармонии состоялся концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии во главе с его художественным руководителем народным артистом СССР Юрием Симоновым. Подобные события на подмостках нашей филармонии случаются столь редко, что иначе как большое музыкальное событие его определить невозможно.

 

Впечатляет уже его количественный состав, та масса оркестрантов, которая у нас случается редко. А это в свою очередь сопряжено со звуковой палитрой – многокрасочной, сочной, объемной. Несколько лет назад в той же программе российских филармонических сезонов Петрозаводск посетил симфонический оркестр под управлением Марка Горенштейна и оставил очень хорошее впечатление.

 

Нынешний гость – один из старейших симфонических коллективов страны, был организован в 1951 году.  Его масштабная концертная деятельность   снискала прочную заслуженную славу. 15 лет оркестр возглавляет Юрий Симонов,  продолжая  традиции тех, кто возглавлял коллектив в минувшие десятилетия, начиная с выдающегося Кирилла Кондрашина, который, собственно, и вывел оркестр на передовые позиции.

 

Юрий Симонов прошел яркий путь профессионального становления, впервые встав за дирижерский пульт в 12 лет, а в 1968 году оказавшись первым советским дирижером, победившим на Международном конкурсе, состоявшемся в Риме. И с тех пор его известность росла, он гастролировал по огромной стране и миру, и не только как симфонический дирижер, но и оперный, исполняя преимущественно русскую и зарубежную классику.

 

На пресс-конференции перед выходом на сцену маэстро заметил, что сейчас он старается исполнять преимущественно редко звучащие произведения классиков, скажем, Чайковского – не последние, любимые и сверхпопулярные симфонии (четвертую, пятую и шестую), а одну из первых трех. И это можно только приветствовать, репертуар наших оркестров не отличается разнообразием. Дирижер еще раз подтвердил давно известную истину – приходящий в залы современный любитель музыки хочет слышать то, что ему нравится. Вот почему для нынешнего  турне Симонов выбрал Третью симфонию Петра Ильича.

 

Да, она не столь известна как последние и даже как первая симфония композитора, и не так богата мелодическими находками, как более поздние симфонические циклы, но и в ней немало привлекательного, хотя в ее большой пятичастной композиции кроются свои сложности. Однако слушательский прием прозвучавшего произведения свидетельствовал о том, что присутствующие  прониклись ее образным богатством и той неброской  красотой, которой наполнены все  части симфонии. Аудитория  восприняла дирижера как настоящего триумфатора. Это понятно, слушателей подогревали подчас перехлестывающие через край эмоции маэстро, его темпераментная жестикуляция. Все это порождало ответную реакцию музыкантов и производило соответствующее воздействие на тех, кто сидел в зале.

 

Однако не все в этом сочинении требует такой массированной атаки, которая была предложена, в ней заложено композитором гораздо больше чистой лирики, образно тонких моментов, чем мы услышали в данной трактовке. Об этом остается только сожалеть, ведь возможности такого коллектива, каким является академический оркестр, позволяют рассчитывать на большее.

 

Кстати, именно лирическую сторону дарования  с первых лет отмечала в природе дирижера и критика. Вот что писал М. Паверман после выступления молодого дирижера во II Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году: «У Симонова хочется прежде всего отметить  приятное лирическое дарование, которое сулит дирижеру хорошие перспективы». Может быть, нам просто не повезло, ведь не все выступления артистов проходят на максимуме возможного.

 

В начале концерта оркестр исполнил увертюру к опере Вебера «Оберон». Яркое романтическое произведение дает  оркестрантам возможность блеснуть в сольных эпизодах,  поэтому дирижеры любят включать его в концертные программы. В общем, это было вполне приемлемо, но некоторая тяжеловатость чувствовалась и здесь.

 

В программе вечера прозвучал еще Концерт Н. Паганини  в исполнении Айлена Притчина, обладателя целого букета наград престижных конкурсов скрипачей в разных странах. В Карелии Притчин не новичок. Знакомство с ним началось с его посещений  Международной летней музыкальной Академии в Костомукше. А затем последовали филармонические выступления. В исполнительском стиле этого молодого скрипача многое импонирует, начиная с той свободы,  которая помогает ему легко справиться с чисто техническими проблемами в произведениях гениального итальянца. Но и его музыкальность обладает теми индивидуальными приметами, которые на фоне сонма современных технарей делают исполнителя личностью.