Культура

Даная, яхта Абрамовича и война в Конго

Рихард Моссе. Анклав

Венецианская биеннале глазами Юлии Шумиловой.

 

Сейчас не путешествует только ленивый. Появился даже специализированный досуг. Скажем,  есть люди, которых тянет в индийский ашрам, чтобы на время  отрешиться от дел насущных и освоить одну из духовных практик, другие едут порыбачить в Норвегию, кто-то посвящает отпуск исключительно дайвингу. Молодой петрозаводский художник Юлия Шумилова отправилась в этом году не куда-нибудь, а прямиком в Венецию и только для того, чтобы посмотреть выставку современного искусства «Венецианская биеннале-2013».


Юлия Шумилова

           Венеция

Юля, как возникло решение поехать  на биеннале?

           

– Конечно же, это не случайно! Я вообще уверена, что в жизни нет ничего случайного. Путешествие вдохновляет и заряжает как хорошая батарейка. Я безумно люблю путешествовать, мне нравится все новое. Это касается не только поездок, но и моего творчества. Скажем, недавно я впервые выступила как куратор выставки молодых художников «Посвящение Обэриутам», что прошла в петрозаводском  Городском выставочном зале. Мне интересны разные технологии в искусстве, хочется пробовать что-то новое, новые для меня языки высказывания. Например, для этой же выставки я создала цикл работ «Письма к другу», где использовала, кроме темперы,  самые разные строительные материалы-шпатлевки, замазки, которые позволили создать объем, фактуру. Сейчас у меня в планах занятия в новой графической мастерской, которая вот-вот откроется. Меня интересует техника офорта,  я люблю учиться.

           

Известно, что вы оформили свою первую книжку сборник молодых поэтов «Лирическая Вiршина», что занимаетесь весьма успешно видео-артом, ваши работы экспонировались на выставках в Ярославле, Германии, Москве, Челябинске. Когда  же вы успеваете путешествовать?

 

– Как все, в отпуске. Каждый раз планирую посещение музеев. Побывала в музее современного искусства «Киасма» в Хельсинки, в Стокгольме попала на выставку  импрессионистов и великого Тернера. Ушла оттуда ошеломленная. Никогда не забуду посещение музея Хуано Миро в Барселоне, в Италии в одной из церквей мне посчастливилось увидеть  фреску Пьеро делла Франческа и работы учеников Паоло Веронезе. Столько эмоций! Не только для художника, но и для любого человека увидеть собственными глазами оригинал – дорогого стоит. Это такая мощная энергетика!

 

«Венецианская биеннале»    выставка современного искусства, совсем другая атмосфера, отличная от классического музея. В последнее время много писали о новом детище одного из основоположников московского концептуализма Вадима Захарова.  Его перформанс в пяти действиях под названием «Даная» представлен в русском павильоне в этом году. Вам удалось его увидеть?

 

– Да, мне удалось увидеть это необычное произведение с интересной конструкцией. Сюжет инсталляции разворачивается вокруг древнегреческого мифа о Данае. С потолка сыплются золотым потоком монеты – Danae, валюта, придуманная художником. В подобие пещеры согласно мифу войти могут только женщины.  Кстати, посетительницам выдают зонтики для безопасности. Женщинам, проникшим в пещеру, предлагается  собрать несколько монет и при выходе бросить их в ведро, которое периодически поднимается на верхний этаж для пополнения золотого дождя – таким образом осуществляется круговорот. На верхнем этаже мы видим мужчину сидящего под потолком на седле и бросающего шелуху от орехов,  а на стенах послания от художника про алчность общества. Идея, очевидно, заключается в том, чтобы  показать круговорот богатств современного общества.

 

К сожалению, в Венеции у меня было всего три дня, из них один я посвятила этому удивительному городу. Там есть места, где прямо в городской среде также находятся  экспонаты биеннале, прекрасно соседствующие c  древними постройками.  Их можно смотреть  бесплатно. А вот вход в Арсенал – главный павильон и другие 30 павильонов, расположенных в садах Джардини, стоит 25-30 евро.

 

Понятно, что всю выставку и не посмотреть: столько участников, еще больше зрителей, говорят, предыдущую биеннале посетили 440 тысяч человек. Пишут о нашумевшем проекте английского художника Джереми Деррела, на фресках которого топят яхту Абрамовича. Что вас поразило больше всего?

 

– Честно сказать, впечатления у меня несколько сумбурные, слишком большой поток информации. Запомнился павильон Ирландии, где Рихард Моссе представил свою инсталляцию The Enclave (Анклав). По сути, это документальные съемки, сделанные автором во время войны в Конго. Фотохудожник Ричард Моссе работает на стыке журналистики и современного искусства. В проекте  он использовал устаревшую технологию военной аэрофотосъемки на инфракрасную пленку Kodak Aerochrome.  Изображение получилось нереального ярко-лилового цвета, который усиливает ощущение ужаса от происходящего. Несколько экранов, окружающих зрителя, с разными сменяющимися видеоизображениями, воздействуют как визуально –  то динамикой, то спокойствием картинки,  так и звуками, которые иногда трудно разобрать. Особенно жуткой показалась мне тишина.  Тяжелая и сильная работа.

 

«Энциклопедический дворец» Марино Аурити — проект, задавший тему всей нынешней биеннале

Роберто Куоги. Эта скульптура из доломитового известняка — многократно увеличенный микроб

 

Сони Фальконе. Инсталляция из различных пряностей и приправ

 

 

А еще поразили уровень  подачи материала, огромное разнообразие в техниках и современных технологиях. Чего там только нет: текстиль, бумажные, неоновые  инсталляции, видео, расплавленные манекены и пластмассовые цветы. Немало интерактивных объектов. Кое-где я даже поучаствовала. В результате мне досталась бутылка с венецианской водой на память. При этом можно было взять буклеты, брошюры, чтобы уже дома привести в порядок свои впечатления. Думаю, чтобы проникнуться столь масштабной выставкой, нужна не одна неделя.

 

– Что вы можете посоветовать тем, кто еще будет в Венеции и захочет посетить выставку, ведь, она, кажется,  продлится до конца ноября?

 

– Думаю, осень  – более удачное время для экскурсии. Я была в июле, в ужасную жару. Все-таки советую заранее подготовиться к посещению выставки, потому что ориентироваться не так-то просто. В результате некоторые вещи я не увидела. Сейчас уже есть немало информации о выставке в Интернете. Интересно посмотреть, что представили наши авторы: художники Анатолий Осмоловский, Евгений Кузнецов, Виктор Алимпиев и фотограф Николай Бахирев.

           

P.S. В этом году биеннале в Венеции проводится в 55-й раз, русскому павильону исполняется 100 лет.  В интервью известного мецената, президента русского павильона  этого года Стеллы Кесаевой  прочла интересную информацию о том, что из русских художников самые упоминаемые на биеннале имена – Паоло Трубецкой, Александр Дейнека и Илья Кабаков. А еще поразило, что в русском павильоне не были выставлены привезенные туда Малевичем «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг». Кандинский и Шагал никогда не выставлялись на Венецианском биеннале, зато Кустодиев получил золотую медаль. Правда, теперь эта награда называется иначе – «Золотой лев».

                                                                      

Фото автора и из архива Юлии Шумиловой