Посмотрела в Национальном театре Карелии новый спектакль по пьесе Григория Фукса «Карамболь после полуночи. Фантазии Михаила Булгакова». Захотелось написать несколько слов, хотя Булгаков не мой любимый писатель. А спектакль, к удивлению, тронул не только интересной темой, замечательной игрой актеров, но и тем, что получился визуально красивым. И я неожиданно прониклась этой мистификацией.
С самого начала зритель заинтригован: его ведут на сцену сотрудники НКВД по длинным коридорам. И вот публика попадает на малую сцену. Художник-постановщик спектакля Егор Кукушкин виртуозно и изысканно оформил поле битвы Иосифа Сталина (Андрей Дежонов) и Михаила Булгакова (Сергей Лавренов). Решения сценографа по цвету и форме убедительны и современны. Вся сцена — своего рода бильярдный стол, через помещение тянется провод, который в свете смотрится, как натянутая струна или бильярдный кий. Это решение подсказало художнику название спектакля – «Карамболь после полуночи».
Пришлось посмотреть в интернете, что же за загадочное слово «карамболь». Оказалось, помимо специального бильярдного термина, оно означает еще неожиданное столкновение, спор, ссору, часто заканчивающуюся потасовкой, а в дворянской среде дуэлью. Толкуют его еще и как неожиданный поступок, действие, событие, которого никто не предполагал, а оно произошло.
В пьесе как раз и происходит непредвиденное: в гости к Булгакову приходит Сталин, чего на самом деле, как известно, не было. Между писателем и вождем завязывается диалог. Причем благодаря фантазии автора пьесы Фукса зритель будто воочию видит процесс творчества, и в результате реальность творится на сцене по слову писателя. И если он чувствует, что что-то идет не так, тут же на ходу переделывает текст, и зритель видит новую редакцию пьесы. Актеры как в кинопленке, которая крутится назад, заново проигрывают сцену.
В спектакле, на мой взгляд, всё органично – режиссура, сценография, игра актеров. Хотя мне неизвестно, насколько режиссер-постановщик Андрей Дежонов отошел от оригинала пьесы.
В спектакле нет как такового действия. Есть только словесный поединок между героями, в котором участвует также жена Булгакова (Людмила Исакова) и два советских литератора (Дмитрий Иванов и Алексей Белов). И потому для режиссера, наверное, подобная постановка – задача непростая.
И все же спектакль получился удачным. Я даже не заметила, как пролетело время, и он подошел к концу. Менее понятной показалась сцена, где герои играют в бильярд, и где задействованы зрители, но отнесу это к тому, что все время отвлекалась на фотосъемку.
Спектакль всё же не на всякого зрителя, по-моему, он больше рассчитан на интеллектуалов или хотя бы немного подготовленную публику. Приятно было вспомнить все эти читанные и перечитанные романы и булгаковские образы. Понятно, что автора пьесы волнуют глобальные вопросы – свободы писателя и взаимоотношения власти и писателя.
Отдельно хочу сказать несколько слов об игре актеров. Андрей Дежонов в образе Сталина просто великолепен. Ему под стать и Сергей Лавренов в роли Михаила Булгакова. Людмила Исакова блестяще дополняет это трио. Не выпадают из ансамбля и всё время пьяненькие литераторы. На мой взгляд, спектакль «Карамболь после полуночи» — несомненная удача. После него захотелось перечесть что-нибудь булгаковское.
Фото Ирины Ларионовой