Миллиарды рублей, которые не только обещают, но уже планируют выделить музею «Кижи», – из области домыслов.
На первый взгляд, сугубо внутримузейное событие 20 сентября в музее «Кижи» приобрело не только республиканское, но и общественное значение: в этот день директор музея Андрей Нелидов огласил долгожданный проект концепции развития музея-заповедника, которую обещал представить на суд общественности, вступая в должность в начале этого года.
Зимне-весенние протесты петрозаводской общественности не пропали даром: ситуацию в музее-заповеднике удалось поставить под общественный контроль. И действительно, делегация, которая высадилась в этот день на острове, была не совсем обычной: депутаты Законодательного Собрания Карелии, представители министерств и ведомств, члены координационного совета, специалисты, реставраторы, ученые, журналисты.
Заместитель директора музея Дмитрий Луговой знакомит гостей с ходом реставрации Преображенского храма
Академик Вячеслав Орфинский (справа) и депутат ЗС РК Александр Меркушев
Согласитесь, между утверждением «музей не должен сидеть на шее государства, а сам зарабатывать деньги на свое содержание» (именно это в конце минувшего года заявил карельский предприниматель Иван Романов, представивший в Москве альтернативную концепцию развития музея), и словами «музей не может быть самоокупаемым по определению, поскольку его цель – не извлечение прибыли, а сохранение и презентация культурного наследия» (ответ Андрея Нелидова на вопрос об ожидаемой рентабельности вложенных в музей средств) – дистанция огромного размера. Кстати, Иван Романов тоже присутствовал в этот день на острове – в качестве приглашенного гостя.
Директор Нелидов не раз подчеркивал в докладе, что проект концепции – результат работы всего коллектива музея. Это чувствуется хотя бы по тому, что новый проект ближе к концепции, представленной музеем-заповедником зимой прошлого года на заседании музейного совета при Минкульте России, чем к скандальному альтернативному бизнес-проекту Романова. И это не может не радовать. Слава Богу, мы не услышали в этот день ни о конгресс-холлах, ни о молодежных центрах, ни о современных отелях и тому подобном, без чего, пытались втолковать нам еще совсем недавно, «никак нельзя музею-заповеднику «Кижи» развиваться дальше». Что и вызывало активный протест общественности республики.
Проблемы же, которые перешли из предыдущей концепции в проект нынешний, давние и хорошо известны. Решением их занималось не один год и прежнее руководство музея, теперь они достались в наследство нынешнему.
Во-первых, это транспортная доступность острова и музея на нем. Даже не доступность, а резкое повышение стоимости проезда, что сделало Кижи недоступными для большинства жителей Карелии, да и части туристов тоже.
В проекте концепции решение этой проблемы видится в приобретении музеем собственного флота, который предполагается сдавать в аренду частной компании, но при этом музей оставит за собой регулирование стоимости проезда и расписания движения. Если найдется предприниматель, согласившийся работать на таких условиях, то не только флаг ему в руки, но и благодарность многочисленных туристов и всей Карелии.
Одним из вариантов решения транспортной проблемы назвали строительство дороги от Великой Губы до Оятевщины. Но вот теперь выясняется, что и этого недостаточно. Ибо 100-километровая дорога республиканского подчинения от Медвежьегорска до Великой Губы оставляет желать много лучшего. Но и это не всё. Необходимы еще 6 километров дороги вдоль берега озера, чтобы соединить территории нескольких погибших деревень, на месте которых собираются построить реплики старинных домов и разместить в них Детский музейный центр, гостевые дома и даже новые экспозиционные площади.
Андрей Нелидов назвал решение транспортной проблемы вопросом №1 для жизнедеятельности музея. С этим трудно спорить. Но возмущение директора условиями проживания на острове части сотрудников музея, которые не меняются многие годы, вызвало у меня неоднозначную реакцию. Хотя директор поставил этот вопрос по значимости на второе место после транспортной проблемы. Для наглядности гостей перед совещанием даже свозили в деревню Ямка, чтобы продемонстрировать прямо-таки пещерные условия проживания в музейном общежитии – туалет на улице, вода в озере, в комнатах обитают по пять человек.
То самое общежитие, попавшее под острие критики. Третий слева — Иван Романов
Обеими руками голосую за то, чтобы работники музея в XXI веке жили в цивилизованных условиях. Как и депутаты, у которых условия проживания работников музея на острове нашли наиболее живой отклик. Где можно усмотреть здесь лукавство? Приняла бы это возмущение, если бы его не высказали бывший Глава Карелии и депутаты республиканского парламента. Неужели они не знают, что почти половина жителей Карелии, ну если не половина, то треть уж точно, живут в таких же условиях? Уже не говорю о закрытии в неперспективных деревнях и поселках фельдшерско-акушерских пунктов, школ, отделений почты и Сбербанка… Кстати, в гостевых домах, расположенных вокруг острова в старинных домах заонежских крестьян, присутствуют сегодня все блага цивилизации. И проблему эту хозяева гостевых домов, которые принадлежали еще их прадедам, дедам и родителям, решали и решили сами.
А вот в решении вопроса о передаче музею всей территории острова Кижи и депутаты, и чиновники могли бы оказать помощь. Сегодня музею принадлежит лишь треть острова, хозяин двух оставшихся третей – Великогубское сельское поселение, у которого, естественно, нет ни денег, ни средств на то, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии. Территории этих двух хозяев на острове очень отличаются друг от друга даже внешним видом.
У меня создалось впечатление, что над новым проектом все время довлеет высказанное весной после обсуждения двух концепций в Москве настойчивое пожелание Минкульта России задуматься об увеличении турпотока на остров Кижи. Уменьшение его и ставилось прежде всего в вину прежнему директору музея. Вот цитата из текста выступления А.В. Нелидова, текст которого получили участники совещания: «Основным показателем успешной реализации концепции с точки зрения маркетинга и создания условий для туристской деятельности станет увеличение числа посетителей музея и прилегающей территории до 200-250 тысяч в год и увеличение продолжительности пребывания туристов в Заонежье».
На вопрос, а как же рекомендации специалистов, ограничивающие число туристов на острове 130 тысячами, Андрей Витальевич немного наивно заметил, что 200 тысяч туристов не в один же день и даже месяц будут на острове, а, во-вторых, в это количество включены и те, кто будет посещать объекты всей территории Заонежья, включенные в Заонежский туристский кластер.
По словам директора, музей собирается просить о передаче ему в собственность исторических объектов и участков земельного фонда: объектов исторического наследия на островах Радколье и Южный Олений, в губе Вожмариха и в Пегреме, а также церквей и часовен ряда заонежских деревень. Так что 250 тысяч разойдутся по всем этим объектам, не только по острову. Но, во-первых, чтобы включить их в турмаршруты, нужно обеспечить их доступность и привести в порядок памятники культуры и истории на их территории. А во-вторых, бренд Кижей, привлекающий сюда тысячи людей со всего мира, – это прежде всего комплекс кижских храмов – Преображенская и Покровская церкви..
Вопрос же увеличения продолжительности пребывания туристов на острове вполне может быть решен с турфирмами, организаторами путешествий. Хотя… Если это повлечет за собой, что вполне реально, увеличение стоимости круизных путевок, вряд ли туристы будут благодарны. Что приведет опять-таки к снижению потока туристов. Если наши люди соглашаются на то, чтобы за пять-шесть дней объездить половину Европы, то пребывания в течение трех-четырех часов на острове для них вполне достаточно.
Что же касается Заонежского туристского кластера, то разговоры о нем слышу уже лет 10, пожалуй. Как и заверения о наличии инвесторов под этот проект, они якобы уже нетерпеливо выстроились в очередь и только ждут приглашения вкладывать деньги в Карелию. Эти ожидания характерны не только для Карелии. Чем депрессивнее регион или город, чем меньше осталось в них эффективно работающих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тем больше там разговоров о развитии туризма как о последней надежде спасти экономику и бюджет. Но практически везде пока, увы, только разговоры.
Музей, который никому не интересен и не посещаем, такой же абсурд как театр без зрителей. И все же я даже не на 100, а на 200 процентов согласна с мнением директора Национального музея Карелии Михаила Гольденберга: первая и главная задача музея, а тем более музея-заповедника, – сохранение культурно-исторического наследия, а потом уже все остальное, в том числе и презентация. Ибо музей отнюдь не кладовка, куда отправляют ненужные вещи, в надежде авось когда-нибудь понадобятся. Это хранилище – нашей истории, нашей памяти, нашего прошлого.
Желающих прокатиться пока нет
Новый вид транспорта на острове
Торговый шанхай, который должен исчезнуть после строительства нового комплекса входной зоны
Я не против того, чтобы в Кижах было организовано катание посетителей на лошадях или прокат велосипедов, открывались сувенирные магазины и кафе (последние здесь появятся как только ЮНЕСКО согласует проект строительства новой входной зоны, подготовленный несколько лет назад). Но, согласитесь, туристы едут в Кижи прежде всего чтобы увидеть знаменитый и уникальный комплекс кижских храмов, а не для того чтобы покататься на лошадях или велосипедах, посидеть в кафе. Спорно и строительство макетов старинных зданий не только на острове, но и в охранной зоне.
Тем более что такой этнопарк как коммерческий проект существует в 10-15 минутах езды на маршрутке от Санкт-Петербурга: там воссозданы, причем на очень высоком уровне, памятники деревянного зодчества Русского Севера, в том числе и точная копия собора Покрова Пресвятой Богородицы из села Анхимова, что на реке Вытегра. Он был построен на шесть лет раньше Преображенского храма на Кижском погосте, но обе церкви похожи как две сестры. Некоторые исследователи полагают, что строили и тот, и другой храм одни и те же мастера. Но Покровский собор сгорел в середине прошлого века, а в Кижах до сих пор стоит подлинное творение талантливых русских мастеров.
Справедливости ради скажу, что вопросы реставрации, сохранения памятников деревянного зодчества нашли свое место в проекте концепции музея и в докладе директора музея, тем более что на острове более 10 лет назад был открыт уникальный реставрационно-производственный комплекс, не имеющий аналогов в мире. Его плотники-реставраторы оказывают помощь в сохранении и реставрации храмов Заонежья, за что местные жители благодарны музею. Плотницкий центр в Кижах – это сегодня тоже своего рода бренд музея и острова.
Пятый реставрационный пояс Преображенского храма находится уже в Плотницком центре
Проект концепции вывешен на сайте музея «Кижи», директор музея призвал всех заинтересованных людей принять участие в его обсуждении. Документом он станет после того, как пройдет его всестороннее обсуждение и утверждение в Министерстве культуры России. Только тогда он станет руководством к действию и планом работы музея на ближайшие годы. Следующий после утверждения в Минкульте этап – технико-экономическое обоснование и соответствующее финансирование.
По предварительным подсчетам, на реализацию мероприятий, включенных в концепцию, потребуется 6,8 млрд рублей. Хотя в реальности скорее всего эта цифра вырастет в полтора-два раза. Пока же никакого финансирования не предполагается, и миллиарды рублей, которые уже не только обещают, но и планируют выделить музею «Кижи», о чем пошли слухи по Петрозаводску, из области домыслов.
Что для меня оказалось главным, в проекте концепции, представленном А.В. Нелидовым? Наверное, то, что она не построена по популярному ныне принципу «до основанья, а затем!…», но предполагает продолжение и развитие той деятельности, которую вел все эти годы коллектив музея и которая позволила несколько лет назад признать «Кижи» лучшим музеем России. Я уверена, что акции протеста, прошедшие зимой и весной в Петрозаводске не пропали даром. И давайте обсуждать именно концепцию, а не публикации в СМИ.
Фото автора
Редакция благодарит Константина Свинцова за финансовую поддержку поездки нашего корреспондента на остров Кижи.