О премьерном спектакле «Сильва» Имре Кальмана в Музыкальном театре Карелии.
Режиссер Сусанна Цирюк
Дирижер Михаил Синькевич,
Художник-постановщик Вячеслав Окунев.
Хореограф Елена Дмитриева-Лавринович
Такой «Сильвы» мы еще не видели. Опереточная кабаретная певица Сильва Вареску достойно встала в один ряд с мощными оперными дивами – Виолеттой, Кармен, Неддой, мадам Баттерфляй, Татьяной и другими. И в этом несомненная заслуга талантливой Сусанны Цирюк, женское начало которой определило оригинальную трактовку оперетты при иллюзорно кажущейся консервативности постановки. Мнимая консервативность в том, что стремление режиссера к самовыражению не является здесь амбициозным в ущерб смыслу действа. (Очень часто современным режиссерам наплевать на суть авторского текста. Пример – «Идеальный муж» О. Уайльда в МХТ имени Чехова.)
Сильва — Татьяна Еремина
Мы много раз видели «Сильву» в постановке режиссеров-мужчин, где, кроме музыки, главными были, пожалуй, лишь приколы. В позднем детстве помню гениальных Г. Ярона (князь Воляпюк) и М. Шишкина (Бони). А вот Сильва запомнилась меньше. В спектакле Музыкального театра РК женщина-режиссер вместе с актрисой Татьяной Ереминой дают нам Сильву такой душевной искренности, правды, внутренней энергетики, что за, казалось бы, всем известной судьбой героини, поначалу не очень счастливой, зрители следят, затаив дыхание. Сильва на сцене живая, а не изображаемая. Согласитесь, такое бывает далеко не всегда.
К тому же постановщики таинственным образом ухитрились передать не только дух давно заглохших кабаре, но и атмосферу столь же давно исчезнувшей, отдающей опереттой страны – Австро-Венгрии. Не случайно называю ее опереточной. Штраусы, Франц Легар, Карл Целлер, Карл Миллёкер родом из этой страны, которая и существовала-то всего полвека и у которой даже гимн был с налетом опереточности («Марш Радецкого» Иоганна Штрауса). Лоскутная империя в 1918 году рухнула и развалилась, но на ее обломках возникли такие горького юмора литературные шедевры как «Бравый солдат Швейк» Ярослава Гашека и «Марш Радецкого» Йозефа Рота, как, впрочем, и большинство известных оперетт Имре Кальмана («Сильва» была создана в 1913 году).
На сцене выстроен монументальный дворец с колоннами, драпировками, ангелочками, слегка припахивающий борделем. Кстати, в подобном «шедевре архитектуры» живет и княжеская пара супругов Веллерсхайм (Елена Полиенко и Александр Ватолкин).
Прекрасное искусство Сильвы Вареску живет, ежедневно соприкасаясь с неизбежной грязью очарования порока подобного заведения, что великолепно передано оргией в конце первого акта. Ладный хор музыкального действия неожиданно переходит в активный бурлеск, причем застрельщиками этой оргии становятся персонажи, которым в других «Сильвах» постановщики не уделяют никакого внимания: маниакальный бабник лейтенант Ронс (Кирилл Чурсин) и перепивший агрессивный нотариус (Святослав Усенко). В нашем спектакле именно они ведут сложную массовую сцену и заводят всех ее участников.
Спектакль получился на редкость ансамблевый. Все герои, включая хор и балет, живут, подчиняясь заданному темпоритму. Главные герои Эдвин (Павел Полянинов), Стаси (Эльвина Муллина), княгиня Веллерсхайм (Елена Полиенко), Ферри (Андрей Блаховский), кажется, забыли о своем оперном воспитании и с блеском двигаются, танцуют, делая немыслимые танцевальные па. Впрочем, опера не забыта, немногим чисто опереточным артистам удается столь сильно исполнять вокальные партии. Хотя, пожалуй, я не прав. Чистый опереточник, простак согласно амплуа Александр Стрелков (Бони), как всегда, ярок, подвижен как ртуть, в меру и с достоинством смешон… и снова любим новым поколением молоденьких зрительниц. И чего она за Бони не вышла…
Оригинальным мне кажется и сопровождение известной песенки Бони и дуэта Бони и Ферри мужским танцем исключительной легкости. Все танцы в спектакле не шаблонны, чем и интересны.
Выразительность пения всех героев подтверждается звучанием оркестра, с успехом ловящего каждую новую особенно выразительную интонацию или краткую паузу исполнителей.
На мой взгляд, слегка выбивается из ансамбля только один персонаж князь Леопольд Веллерсхайм (Александр Ватолкин). Выбивается своей молодостью. Молодость, конечно, не порок, но возрастная роль требует и каких-то иных красок, кроме достаточно скромного комикования.
Оперетта близится к финалу. И вот уже княгиня Веллерсхайм приходит в свое старое кабаре и встречается со своим тогдашним любимым Ферри. Елена Полиенко и Андрей Блаховский очень трогательно и страстно проводят эту сцену. И зритель понимает, что бывшая звезда кабаре так и остается на всю жизнь звездой, невзирая на занудный княжеский распорядок жизни.
Да, брак Эдвина и Сильвы одобрен князьями Веллерсхайм. Их семейное счастье обеспечено. Но всю свою будущую жизнь молодая княгиня будет тосковать о тех счастливых днях, когда она была Сильвой Вареску. Актриса умерла.
Фото Музыкального театра РК