«Фантастика! Потрясающе!». Восторг и восхищение вызвал у публики фестивальный концерт в Карельской филармонии, в котором выступили немецкий вокалист Тобиас Берндт и российский пианист Михаил Мордвинов.
Вот уже месяц на сцене Карельской государственной филармонии проходят концерты XXIX международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира». 28 октября в рамках проекта «Голос сердца» к 220-летию со дня рождения Франца Шуберта состоялся концерт вокальной музыки «Лебединая песнь». Исполнители — Тобиас Берндт и Михаил Мордвинов.
Тобиас Берндт (баритон, Германия) – лауреат международных конкурсов Брамса в Пёртшахе, имени Шуберта в Граце, конкурсов камерной музыки в Берлине, Байрёйте, Штутгарте и Дортмунде. Был удостоен многих стипендий и других наград. Сотрудничал со множеством коллективов под управлением известных дирижеров. Его выступления проходят в лучших залах Европы, Азии, Южной Америки, США и ЮАР.
Михаил Мордвинов (фортепиано, Россия) – лауреат международных конкурсов имени Р. Шумана в Цвиккау, имени Ф. Шуберта в Дортмунде, специальный приз на конкурсе им. Маргарет Лонг (Париж), имени Шуберта в Граце и многих других. Воспитанник знаменитой Гнесинской школы, обладатель множества стипендий и наград, стажировался в Германии. Плотный концертный график музыканта охватывает Россию, большинство стран Восточной и Западной Европы, Японию, Корею, США.
Ведущая концерта Татьяна Талицкая доступно и легко рассказала о цикле, мифах и фактах из жизни композитора и об атмосфере музыкальной Вены того времени.
«Лебединая песнь» – цикл из 14 маленьких жемчужин творчества Шуберта, написанный им в последний год жизни. Композитор не предполагал объединять их в единый цикл, как «Прекрасную мельничиху» и «Зимний путь», но после его смерти издатель Тобиас Хаслингер дал этому сборнику название «Лебединая песнь» — согласно легенде о лебеде, поющем песню перед смертью.
Программа как нельзя лучше подходит для обоих музыкантов, которые имеют в арсенале призы на конкурсах, посвященных творчеству Шуберта.
Все-таки какое счастье слушать вокальную музыку в исполнении носителя языка! Фонетически точная передача всех особенностей немецкого, возможность прочувствовать детали и оттенки речи. Не слишком мелодичный сам по себе, в шубертовских песнях немецкий язык приобретает совсем другие краски, становится мягким, нежным и ласкающим слух.
Нам сказочно повезло: музыка Шуберта была исполнена поистине филигранно, деликатно, с прекрасным чувством вкуса и меры, что так свойственно австрийскому композитору.
Тобиас не только обладает прекрасным голосом, главное – искусно им управляет. Теплота и мягкость, напор и неотступность, скорбь и смирение – всё было понятно и без перевода. Его обаяние и очарование обволакивали весь зал, невозможно было не оценить мгновенные перевоплощения певца. Вот он поет о весенних грезах влюбленного юноши, и вместе с ним публика начинает видеть сияние солнца, зелень, бегущий ручей. Мгновение, взгляд меняется, и вот уже под звуки рояля мы видим скалы, бурный поток и слышим песню странника.
Между двумя тетрадями «Лебединой песни» Михаил Мордвинов потрясающе тонко и виртуозно исполнил транскрипции песен Ф. Шуберта в обработке Ф. Листа.
Невозможно не отметить прекрасный ансамбль исполнителей. Михаил – чуткий аккомпаниатор с мягким, наполненным, но ясным туше. Он не старался показать и проявить себя, он создавал настроение, картину, чтобы вокалисту было максимально комфортно находиться в этой атмосфере и творить образ. Звук его был нежным и летящим, несмотря на полностью открытую крышку рояля (что для камерной музыки редкость). Складывалось ощущение полного взаимопонимания и гармонии между музыкантами.
На мой вопрос, давно ли они играют вместе с Тобиасом, Михаил ответил, что практически они вовсе и не играли до этого, и добавил: «Неважно, сколько играть, главное вместе дышать». В этот вечер они не только дышали вместе, они создали нечто уникальное, настоящее, дарящее восторг.
Миниатюры исполнять очень сложно, ведь в произведении на несколько страниц запечатлен целый мир, который нужно успеть выразить и донести до слушателей за такой короткий промежуток времени. Музыканты справились с этими задачами мастерски, они не отпускали публику ни на мгновение, держали до конца каждой миниатюры.
Опираясь на свои знания о творчестве Ф. Шуберта, общемузыкальные и профессиональные принципы исполнительства, могу заверить: то, что мы услышали на этом концерте, полностью относится к разряду эталонных исполнений.
В нашей современной городской жизни будничность и серость поглощают с головой, силы быстро иссякают, отдушину и спасение можно найти в музыке. В моменты душевного упадка она уносит туда, к Шуберту, в уютную Австрию, и мы видим дома, леса, слышим плеск воды и пение птиц, черпаем силы и вдохновение.
Зал был практически полон. Со всех сторон после концерта слышалось: «Фантастика!.. Потрясающе!». Да, ощущения действительно непередаваемые… Нереальность, хрупкость происходящего, страх разрушить эту атмосферу.
На бис была исполнена еще одна песня Шуберта — по словам Михаила, «с пессимистичным названием «Тоска», но на самом деле не такая печальная». Зал аплодировал музыкантам стоя. Браво! Очень надеюсь, что «Лебединая песнь» не будет последним выступлением Тобиаса Берндта и Михаила Мордвинова в нашем городе. И что и впредь мы сможем слышать искусство этих музыкантов.
Этот концерт – одно из самых ярких моих музыкальных впечатлений этой осени. Огромное спасибо Карельской государственной филармонии за такой подарок!
Лидия Гелихова,
студентка Петрозаводской государственной
консерватории имени А.К. Глазунова