Культура

Венская музыкальная классика как лекарство от серых будней

                

Солирует Арсений Тарасевич-Николаев. Фото Карельской госфилармонии
Солирует Арсений Тарасевич-Николаев. Фото Карельской госфилармонии

Студенты Петрозаводской консерватории в этом сезоне активно откликаются на филармонические концерты. Юлия Скачкова осталась под огромным впечатлением от открытия абонемента «Звёзды XXI века».

31 октября в Карельской государственной филармонии состоялось открытие XI  абонемента «Звёзды XXI века». В концерте, проходящем при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», прозвучали произведения  В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и Л. ван Бетховена в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением Алексея Ньяга, солист – лауреат международных конкурсов Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано).

Ведущая концерта Татьяна Талицкая рассказала о композиторах, интересных фактах про них, об истории возникновения произведений.

Первое отделение открыла торжественная, энергичная увертюра В.А. Моцарта к опере «Похищение из сераля» на либретто Готлиба Стефани. Живая, яркая музыка отражает увлечение Вены XVIII века всем турецким: в оркестре мы слышим такие редко используемые в то время инструменты, как барабан, треугольник, литавры. Именно они создают турецкий колорит в музыке.

Далее прозвучала Четвертая симфония Шуберта в c-moll, написанная композитором в 1816 году. Основные тональности первых трех симфоний были мажорными – здесь же тональность минорная, в ней более ярко выражено драматическое начало, и неслучайно название симфонии – «Трагическая». Такое наименование дал сам композитор через некоторое время после ее создания. Симфония поражает слушателей эмоциональной глубиной, мощностью, и в то же время нежностью и проникновенностью, которая так свойственна Шуберту. За пультом стоял Алексей Ньяга – дирижер  симфонического оркестра Карельской филармонии, приглашенный дирижер Санкт-Петербургского Михайловского театра, лауреат Международного конкурса дирижеров хора имени А.А. Юрлова.

Алексей Ньяга – артист, художник, обладающий темпераментом, волей, способностью передать свое понимание музыки другим людям: музыкантам на сцене и слушателям в зале. Он мастерски продемонстрировал отличную дирижерскую технику и огромные выразительные возможности оркестра, который в свою очередь сегодня был на высоте. Создалось впечатление, что оркестр – единый организм, заставивший забыть нас о повседневных делах и полностью погрузиться  в музыку. Под чутким руководством дирижера оркестр сумел точно передать слушателям своеобразие музыки обоих композиторов: блеск, легкие и точные штрихи, стремительность и живость музыки Моцарта, а после совершенно иной, камерный и утонченный звук Шуберта, наполненный величественностью, взволнованным движением и сдержанной скорбью. Особенно хочется отметить струнную группу, которая приятно поразила своей слаженностью, чистейшей интонацией, безупречной  техникой, яркими градациями динамики и благородным, выразительным звуком.

Во втором отделении прозвучал Третий концерт Бетховена  для фортепиано с оркестром c-moll. Уже при жизни композитора это произведение  имело огромный успех. В известном Музыкальном словаре Гербера, изданном в 1812 году, сказано: «…Это, быть может, высшее творение среди тех, что были созданы всеми мастерами в данном жанре». В наше время этот концерт не менее популярен, к нему обращаются как зрелые мастера, так и молодые музыканты.

Нам посчастливилось услышать это произведение в исполнении восходящей звезды мировой музыкальной сцены – Арсения Тарасевича-Николаева, внука знаменитой пианистки Татьяны Николаевой, выпускника Московской консерватории имени П.И. Чайковского (класс профессора С.Л. Доренского), лауреата престижных международных конкурсов. Арсений выступает в крупнейших залах Москвы и других городов России, а также гастролирует в странах Европы, Азии, США.

В исполнении Арсения чувствуется интеллект, есть яркая виртуозность и владение невероятно певучим звуком, – всё это с первых нот покорило публику. Арсений – пианист романтического склада, который представил слушателям другого Бетховена: вместо «бури и натиска», к которым все привыкли в произведениях этого композитора, мы услышали живую, человечную музыку, повествующую о чем-то очень личном.

Несмотря на то что у Арсения и оркестра было мало времени для совместных репетиций, чувствовалась  связь солиста и оркестра, точность и слаженность исполнения. Оркестр блестяще проявил себя не только в роли чуткого концертмейстера, но и как равноправный ансамблист, то выходя на первый план с невероятно мощным tutti, то уступая место солисту.

К сожалению, публики было сравнительно немного, но это не повлияло на впечатление. После блестящего исполнения концерта Бетховена практически с каждого ряда доносились крики «Браво!». На бис Арсений Тарасевич-Николаев подарил восторженной публике экспромт Шуберта ор.90 №3, который написан в  Ges-dur – тональности призрачной, зыбкой и воздушной. Здесь пианист сумел в полной мере продемонстрировать свое мастерство владения всеми оттенками фортепианных красок.

После концерта Арсений с радостью раздавал  автографы, общался со зрителями и отвечал на интересующие их вопросы. Я осталась под огромным впечатлением от концерта, в особенности от исполнения Арсением Бетховена. Ведь пианист, оставаясь в рамках стиля композитора, сумел найти абсолютно новые грани в этом весьма репертуарном и даже несколько заигранном сочинении. Хочется сказать большое спасибо оркестру, дирижеру и солисту за искренние эмоции, феноменальное мастерство и прекрасно проведенный осенний вечер!

Юлия Скачковастудентка Петрозаводской государственной консерватории  имени А.К. Глазунова

  • Т. Шестова

    Жаль, что я не смогла пойти на этот концерт. Когда-то в Дзинтари я слушала Татьяну Николаеву, бабушку Арсения Тарасевича-Николаева. Сколько лет прошло, а тот концерт все еще в памяти. Успеха Арсению! В следующий его приезд в Петрозаводск концерт не пропущу.