Культура

Моцарт от Млинарича

Владимир Млинарич

Сольный концерт в Петрозаводске дал член жюри конкурса пианистов имени Шопена, профессор  Академии музыки Любляны Владимир Млинарич.

О своих впечатлениях от концерта и поведения некоторых горе-слушателей пишет студент Петрозаводской консерватории Кирилл Булгаков.

Вот уже в пятый раз в Петрозаводске Конкурс пианистов имени Ф. Шопена открывает свои двери для исполнителей и слушателей фортепианной музыки выдающегося польского композитора. По традиции конкурс стартует с началом календарной зимы и длится пять дней. В конкурсном прослушивании участвуют молодые пианисты в возрасте от 11 до 25 лет. Программы исполнителей состоят исключительно из произведений Фредерика Шопена. Выступления конкурсантов оценивает жюри, состоящее из известных российских и зарубежные музыкантов, в том числе представителей Республики Польша. Основной площадкой проведения конкурсных прослушиваний всегда являлся Большой зал консерватории, но по причине реконструкции здания конкурс принимает Детская музыкально-хоровая школа.

1

Торжественное открытие конкурса состоялось  1 декабря в 14.30 в Большом зале Детской музыкально-хоровой школы. Прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром Ф. Шопена ми-минор в исполнении солистов лауреатов международных конкурсов Семена Прядихина и Андрея Черченко, и Симфонического оркестра студентов Петрозаводской консерватории под управлением маэстро Фабио Мастранджело, который приехал специально для этого события.

2 декабря с 10.00 начинаются конкурсные прослушивания  участников первого тура конкурса.

3 декабря состоятся творческие встречи с членами жюри: народной артисткой РФ, профессором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреатом Международного конкурса имени Фридерика Шопена Зинаидой Игнатьевой, доктором искусств, профессором, деканом факультета искусств Академии имени Яна Дугоча в городе Ченстохова (Польша) – Мачеем Загурским, профессором Академии музыки в Любляне (Словения), приглашенным профессором Академии музыки в Загребе (Хорватия), лауреатом международных конкурсов Владимиром Млинаричем.

4 декабря с 10.00 продолжатся прослушивания участников второго тура конкурса.

5 декабря в 15.00 состоится торжественное закрытие конкурса, награждение победителей и Гала-концерт Лауреатов конкурса.

 

В преддверии  конкурса в Большом зале Детской музыкальной школы №1 имени Г. Синисало состоялся сольный концерт приглашенного члена жюри конкурса Владимира Млинарича. Прозвучали произведения В.А. Моцарта и произведение финского композитора Матти Раутио «Ганониана». Интересно, что В. Млинарич окончил аспирантуру, специализируясь на музыке барокко и классицизма, возможно, этим и обусловлено такое преобладание произведений венского классика.

О своей программе и ее драматургии рассказывал сам исполнитель на английском языке. С переводом на русский для публики ему помогал студент консерватории Алексей Барышев. Как пояснил Владимир Млинарич, программу концерта можно разделить на три группы. В первую группу вошли Фантазия до-минор KV 475 (1785) и Соната до-минор В. Моцарта KV 457(1784). Это два довольно трагичных произведения. Пианист провел аналогию с оперой австрийского композитора «Дон Жуан». Вторая группа светлая и лучезарная, наполненная весельем. В ней представлены произведения, написанные в ре-мажоре: Рондо KV 485 (1786) и Соната KV 576 (1789). С этой группой у Млинарича ассоциируется «Женитьба Фигаро» Моцарта. Ну и в заключение Вариации Моцарта до-мажор KV 300e (1778) и «Ганониана» Матти Раутио образовали третью группу, которую можно охарактеризовать как блестяще виртуозную.

Хочется отметить прекрасный пианизм Владимира Млинарича. С каким вкусом и изяществом он исполнил произведения Моцарта! Несмотря на то что микроклимат зала был не из приятных – ощутимо веял сквозняк, и пианисту то и дело приходилось растирать замерзшие руки в перерывах между частями, – это не помешало ему выразительно исполнить мелкие украшения и стремительные пассажи. Контрастность образов, глубина медленных частей и выстроенность музыкальной формы – всё это мастерски удалось Владимиру Млинаричу. Видно, что музыка венского композитора является предметом истинной любви пианиста хотя бы по тому, сколько произведений Моцарта представлено в программе концерта.

Что касается «Ганонианы», то я впервые слышал это произведение. Оно написано в 1974 году. Название происходит от фамилии французского пианиста-виртуоза, знаменитого прежде всего своими методическими пособиями для достижения пианистической беглости, – Шарля Анона (в русской традиции Ганона). Произведение представляет собой цикл вариаций на тему, напоминающую упражнения Ганона.  Вариации представлены в разных стилях: от барокко до  буги-вуги. Произведение довольно яркое и сложное.

После блестяще исполненной «Ганонианы» публика не отпустила Млинарича с эстрады, и он исполнил еще два произведения на бис. Сначала прозвучала «Полу-полька» (как он сам выразился «Half-polka») словенского композитора Александра Иповеца, а затем «Юмореска» Родиона Щедрина.

Публики оказалась, к сожалению, немного – не более полусотни. Вынужден уделить ей пару слов. Всем известно, что музыка искусство временное, эфемерная ткань, которую очень легко разрушить. И как жаль, что акты вандализма по отношению к произведению искусства в наше время не редкость. Зайти в зал посреди произведения и искать себе удобное место равносильно тому, чтобы подрисовать усы на стекле, за которым бережно укрыта картина Леонардо. Картине никакого вреда не принесет, а у тех, кому мешали эти усы, пока их не стерли, впечатление подпортится. Еще один неприятный случай произошел посреди концерта, когда зазвонил телефон и долго не прекращался сигнал. Пианисту пришлось сделать паузу на границе разделов Рондо Моцарта, чтобы горе-слушатель наконец совладал с ненавистным всему залу телефоном.

Отсутствие слушательского этикета и элементарного уважения к человеку, который находится на сцене, заставляет, мягко говоря, негодовать.  Хочется надеяться, что когда-нибудь на концертах телефоны перестанут звонить, кашляющие перестанут шелестеть оберткой, разворачивая конфету, а опаздывающие перестанут врываться в зал посреди действа. 

Владимир Млинарич с автором публикации Кириллом Булгаковым
Владимир Млинарич с автором публикации Кириллом Булгаковым

Кирилл Булгаков,

студент фортепиано отделения Петрозаводской

государственной консерватории имени А.К. Глазунова