Главное, Культура

Остановиться, чтобы идти дальше

Фото Валентины Чаженгиной

Среднестатистический посетитель Национального  музея – женщина 30 лет, с высшим образованием. 

Встреча коллектива Национального музея с общественностью Петрозаводска по итогам года стала уже традиционной. А так как ей предшествуют внутренние отчеты – всех отделов и подразделений, то общественности –  ученым-историкам, краеведам, преподавателям ПетрГУ, просто друзьям музея –  предлагается полная картина минувшего года. Перед вышестоящими организациями (а музей – государственное учреждение) Национальный музей отчитался. Закономерен вопрос: для чего еще один? По мнению директора музея Михаила Гольденберга, вынося итоги  своей работы на суд общественности,  коллектив ждет, что это будет отчет, переходящий в анализ. А анализ, как известно, первая ступенька на пути к дальнейшему развитию. Вот такая схема.

 

Обсуждение отчета. Выступает директор Центра новых информационных технологий ПетрГУ Наталья Рузанова

Я бы не сказала, что обсуждение отчета оказалось очень активным, присутствующие было несколько задавлены обилием цифр, однако ответную реакцию он вызвал. Несмотря на благоприятную картину, которые рисовали цифры (а самая отрадная – долгожданное повышение заработной платы, сегодня она составляет в среднем по музею 17482 рубля, негусто, но по сравнению с тем, что было, прогресс), сами сотрудники музея не скрывали: 2013 год выдался нелегким.

Последнее время мы привыкли, точнее, нас приучили, к тому, что в Национальном музее ежегодно, а то и не по разу в год, открываются новые залы постоянной экспозиции. 2013-й не стал исключением – он пополнил постоянную экспозицию «Северной избой» и «Городской культурой конца XIX –  начала ХХ века». В обоих залах внедрен принцип интерактивности, которую уже просто требуют посетители –  не только дети, но и взрослые. В зале «Городская культура…» гости музея могут примерить старинные костюмы и сфотографироваться в характерном для позапрошлого века интерьере. В «Северной избе»  можно не только познакомиться с внутренним убранством сборного образа северных изб, но и выпить чаю под звуки традиционных музыкальных инструментов, сделать самому старинную куклу или узнать о карельских обрядах.

В музейном зале, где размещена эскпозиция «Городская культура конца XIX — начала ХХ века»

Однако, в 2013 году был практически исчерпан лимит расширения постоянной экспозиции, хотя музей обладает и богатейшим фондом, и уже наработанными проектами. Экспозиционные площади, появившиеся после завершения реконструкции первой очереди музея, закончились (в запасе всего один зал), а к реконструкции второй очереди планируют приступить только в этом году – проект включен в план мероприятий проведения Года культуры и финансируется из федерального бюджета. Когда завершится реконструкция – трудно сказать, хорошо, если к празднованию 100-летия республики. Скорее всего, в эти годы помимо работы с  постоянной экспозицией акцент будет сделан на проведение временных выставок. В 2013 году Национальный музей провел 7 временных выставок, организовал четыре передвижные экспозиции. Новым направлением деятельности стал выход на другие территории, так в минувшем году прошла выставка «Петроглифы Карелии» в петрозаводском отеле «Онего-Палас».

О работе Шелтозерского вепсского этнографического музея рассказала его заведующая Н.А. Анхимова

Год не работал филиал –  Шелтозерский вепсский этнографический музей: шла реставрация дома Мелькиных, в котором он размещается. И опять-таки  сотрудники музея не прекращали работу, выходили на другие площадки села. К празднованию 200-летия постройки дома-памятника архитектуры и истории в него вернется   уже обновленная постоянная экспозиция, работа началась. Этому юбилею музей посвятит и Лонинские чтения 2014 года.

Тяжелая ситуация с реставрацией другого филиала музея –   в Марциальных Водах, попытка включить эти работы в план празднования 100-летия республики пока не увенчались успехом.

Тем не менее и Шелтозерский, и музей в Марциальных Водах  весь минувший год привлекали  туристов. Можно по этому факту судить об их потенциальных возможностях. Так среди посетителей единственного в мире Вепсского этнографического музея 15 процентов – иностранные туристы, вызывает он интерес у жителей столичных регионов – Москвы и Санкт-Петербурга. Популярностью пользуется и музей в Марциальных Водах.

Остановлюсь еще на одном, привлекшем мое внимание, моменте в отчете музея. В 2013 году Национальный музей РК посетило более 54 тысяч человек, в их числе и люди с ограниченными возможностями, проще говоря, инвалиды. И последнее хотелось бы отметить особо. К сожалению, то, что на Западе уже давно стало нормой, у нас только в самом начале развития. И дело не в нежелании музеев работать с этими людьми, просто нужны определенные материальные затраты, для создания комфортных условий и возможностей. А с деньгами у нас всегда проблемы.

Только за один  2013 год в музее было проведено свыше 1,5 тысяч различных мероприятий. Согласитесь, цифра солидная. Причем, мероприятия рассчитаны практически на посетителей всех возрастных групп, включая ветеранов. В музее разработали три семейных абонемента, тем более, что здесь просматриваются перспективы развития. Более 60 процентов посетителей пришли в музей в составе организованных групп. Это школьники, туристы, участники различных совещаний, семинаров, симпозиумов. Значительно меньше тех, кого позвал в музей личный интерес, или привели за руку мамы и папы, бабушки и дедушки. Кстати, папы и дедушки, судя по всему, здесь редкие гости.

Ежегодно сотрудники музея составляют портрет среднестатистического посетителя музея. Так вот, как и в прошлые годы, это женщина в возрасте 30 лет, имеющая высшее образование, пришедшая в музей в составе организованной группы с  целью получения новой информации или проведения досуга. Этот портрет мало меняется в последние годы, впрочем, приблизительно такая же ситуация на филармонических концертах, в театрах. Информация, как говорится, для размышления.

Поможет ли реклама, о необходимости активизации которой говорили участники обсуждения отчета  деятельности музея? В определенной степени да. Но коренным образом вряд ли переломит ситуацию. Как и создание общественных советов при учреждениях культуры. Лично у меня здесь сомнения. Процессы оптимизации, набирающие оборот в России, о чем открыто пишут, стали приобретать характер девятого вала, грозящего социальной сфере разрушением, в первую очередь самой незащищенной ее отрасли – культуре. Защитят ли ее общественные советы? Впрочем, это тема для другого разговора.

Я бы сравнила музей с айсбергом, большая часть которого находится под водой и мало интересует посетителей музея. Они столь же скудно о ней знают. А это очень большая работа – по собиранию, хранению и описанию фондов, подготовке грантовых проектов. Национальный музей выигрывает гранты постоянно. Один из последних реализованных грантовых проектов –  «Натуральное хозяйство», результатом   которого стало появление еще одного зала, посвященного традиционным занятиям населения Карелии в XIX – первой трети XX века, ставшей частью фольклорно-этнографического раздела постоянной экспозиции. Это научная работа и еще целый ряд функций. Об этой деятельности мало что знают, немного пишут. Но результаты видны всем: новые экспозиции, возможность познакомиться с фондами на современных цифровых носителях, новые музейные праздники и акции. Одна цифра: в 2013 году в Ночь музеев Национальный музей собрал 4,5 тысячи петрозаводчан, праздник вышел за стены музея – в Губернаторский парк.

И все-таки, каким останется минувший 2013-й год в истории Национального музея? Еще раз сошлюсь на мнение его директора: нам пришлось остановиться, признался он,  но сделали это сознательно. Обычно так делают для того, чтобы оглянуться – и идти дальше.