Субъективные заметки после отчета Центра национальных культур и народного творчества Карелии перед населением
Начало года – традиционно время отчетов учреждений культуры или перед членами общественных советов или перед населением республики. Для самих работников культуры это повод, чтобы в очередной раз не столько отрапортовать о своих успехах, сколько, как говорится, «остановиться, оглянуться» и понять, куда пришли и вообще: «А для кого и для чего работаем?».
В конце минувшей недели такой отчет перед населением состоялся в Центре национальных культур и народного творчества. Уверена, что не имеет смысла рассказывать о многочисленных фестивалях, праздниках, выставках, организатором которых он является. Во-первых, их было много, а во-вторых, они регулярно освещаются в СМИ. Правда, в 2017-м средства массовой информации, в том числе и «Лицей», уделили гораздо больше внимания Центру, чем в предыдущие годы. Это понятно – год был юбилейный. В 2009 году объединились в одну структуру два учреждения культуры – Карельский центр народного творчества, который отмечал в минувшем году свое 80-летие, и Республиканский центр национальных культур, который еще достаточно молод – всего-то 25 лет. Этого объединения требовала сама жизнь: действительно, как разделить коллективы – эти национальные, а эти народные? Торжественный юбилейный вечер, который назывался «105 на двоих», прошел в Музыкальном театре, а в концерте приняли участие более 500 артистов — 20 профессиональных и самодеятельных коллективов.
За прошедшие годы менялись формы работы, появлялись новые. Но очень жаль, например — о чем пишу уже не в первый раз, — что потеряли мы дни культуры районов Карелии в Петрозаводске. К ним готовились за несколько месяцев, они заставляли руководителей районов обратить внимание на культуру: заключительные концерты проходили в Музыкальном театре, на главной сцене Петрозаводска. А регулярность проведения таких дней, пусть и не каждый год, заставляла начальство не забывать за текущими делами и о культуре
Главным же событием 2017 года я бы назвала Всероссийский конкурс-фестиваль эпических культур «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы». Проект этот реализуется с 2013 года, в минувшем году на участие в фестивале подал заявку 41 коллектив из самых разных регионов России. Центр праздника был в Олонце, я побывала на таком празднике впервые и, признаюсь, впечатление исключительное.
Но среди многочисленных проектов Центра (а здесь работают всего 15 специалистов) я бы все-таки отметила еще один, который реализуется тоже с 2013 года – «Таланты из глубинки». 3 марта в его рамках состоится новая встреча — любительский театральный коллектив «Карильоны» из Кондопоги покажет новый спектакль «Деревенские небылицы» по мотивам озорных сказок карельского автора Василия Фирсова.
Кто только за эти годы не выступал на почти импровизированной сцене скромного зала Центра, что на площади Ленина, 2 (другого, увы, у него нет)! Наши прославленные хоровые коллективы, начинающие вокальные группы из самой что ни есть глубинки, рядом в конференц-зале, по совместительству выставочном, постоянно показывают свои работы самодеятельные художники и мастера декоративно-прикладного искусства. Каждая встреча, каждый вернисаж, концерт — это праздник, в первую очередь для участников, приезжающих из отдаленных сел и поселков. И это дорогого стоит.
В последние годы Центр национальных культур взял на себя еще одну обязанность, скажем так: спасение не утопающих, но попавших под жернова «оптимизации» коллективов. Так был спасен один из старейших в Карелии Вепсский народный хор, который два года назад отметил свое 80-летие (а мог не дожить до юбилея!).
Сохранен очень популярный в Петрозаводске мужской хор Карелии (руководитель — обладатель премии «Душа Карелии» Алексей Умнов), и при Центре национальных культур и народного творчества создан еще один центр – мужского пения. Это только наиболее впечатляющие примеры. Хотя, вот парадокс, лучше бы их не было.
Интересные цифры прозвучали во время отчета: благодаря пресловутой оптимизации не только постоянно, но и неуклонно сокращается количество культурных формирований (кажется, так это называется), а вот обратно пропорционально этому процессу идет рост числа участников творческих самодеятельных коллективов, причем более 60 процентов из них – певческие. Так что можно сказать, что наша Карелия – певческая республика. Люди не хотят просто потреблять что-то, в том числе и культуру, они хотят сами что-то создавать.
Историки считают, что бурный рост самодеятельных коллективов в 1936-1937 годах был вызван решениями партии: через них она расширяла свою идеологическую работу в массах. Выделялись при этом немалые по тем временам средства: на подготовку руководителей, пошив сценических костюмов, приобретение музыкальных инструментов, поездки на смотры, фестивали — не только областные, но и всесоюзные, всероссийские. Их участники посещали лучшие столичные музеи, театры, концерты. Для их выступлений предоставлялись далеко не последние столичные концертные площадки. В качестве награды за участие в фестивале таланты из глубинки получали музыкальные инструменты, ткани на пошив новых костюмов, пластинки, книги и альбомы, очень часто по искусству.
Однажды, присутствуя на одной конференции и слушая выступление на эту тему, я неожиданно поймала себя на мысли: возродить бы это все, бог с ним, пусть и с идеологией, естественно, современной. Пусть воспитывают, а мозги и так прочищают, без официальной идеологии. Но пока «идеология» другая.
«Вам что писать больше не о чем? Других тем нет? – говорил мне начальник местного масштаба. – Ну, событие – собираются бабы в деревне и дерут горло! Да бог с ним, пусть дерут, а то приходят и просят музыкальные инструменты, денег на костюмы, автобус, чтобы съездить на концерт. Нам это надо? Посмотрите, в любой деревне у нас на каждом доме – спутниковая антенна, принимает не один десяток каналов, смотри «что хошь!». Но что делать, если – «не хошь»?
Между прочим, сегодня все чаще участники самодеятельных коллективов на свои деньги шьют сценические костюмы, ездят на праздники, фестивали. Мужской хор («Лицей» об этом писал, но напомню!) на свои деньги отремонтировал помещение и организовал там Центр мужского хорового пения, где уже созданы три разновозрастных коллектива.
Не так давно прочитала об «этническом парадоксе современности» – оказывается, именно дети лучше всех воспринимают сегодня этническую информацию. Убедилась в этом, слушая выступления детских коллективов на Эпическом форуме. Это к тому, что не надо много и громких слов о сохранении традиций, эстафете поколений, сбережении культуры. То, что мы им дадим, то они и сохранят, а то, что не дадим – то потеряем. Мы в первую очередь.
Мне бы хотелось остановиться еще на одном вопросе, который подняли в конце отчета, и сделали не сотрудники Центра национальных культур и народного творчества, а гости, пришедшие на отчет: вопрос о необходимости создания если не современных, то хотя бы нормальных условий для работы центра (не сотрудников опять-таки), а тех, кто приходит заниматься творчеством, изучать языки своих народов. Да, делается немало, напомню хотя бы об открытии домов ремесел в Петрозаводске. Но с еще большей скоростью мы утрачиваем то, что получили сами в наследство.
Мастера уже несколько лет поднимают вопрос о создании в Петрозаводске постоянной экспозиции и обратили внимание на то, что часть дома ремесел на улице Кирова отдали в аренду под кафе. «А что делать? – возразила директора центра Татьяна Ивановна Темнышева. – Мы получаем не такие уж большие деньги за это, но и они помогают выжить — оплачивать счета за коммунальные услуги и электроэнергию».
Времена непростые, и я не собираюсь кого-то обличать, наверное, были бы деньги – дали бы, не свои ведь кровные чиновники выделяют. Но надо, вероятно, прежде всего самим уяснить: а обществу это надо? Или вполне хватает того, что есть в телевизоре и нечего тратить деньги на то, чтобы кто-то вечерами собирался и «и горло драл»?
Много лет назад я писала о Петрозаводской городской капелле, которой многие годы руководила замечательный человек Лия Ильинична Фулиди. В те годы капелла нашла пристанище под крышей Дворца культуры «Машиностроитель» Петрозаводскмаша. Перед юбилеем участники капеллы разослали бывшим коллегам, уехавшим за пределы республики, письма с просьбой поделиться воспоминания. Одно письмо помню до сих пор. Его автор уже долгие годы живет и работает на юге страны, но писал, что годы, когда занимался в капелле, стали одними из самых памятных в его жизни. И еще о том, что это замечательно, когда люди занимаются творчеством, чувствуя себя создателями прекрасного. А еще, если народ поет, значит, он сохранил веру в будущее.