Культура, Литература

Медея и Мария Магдалина — сёстры по несчастью

Анна Скоропадская. Фото Марии Гудковой
Анна Скоропадская. Фото Марии Гудковой

Медея и Мария Магдалина, самые яркие женские образы античности и христианства, — примеры того, как изначально положительная репутация женщины переосмыслялась художниками в противоположном ключе.

Продолжаем публикацию видеолекций «Умной пятницы» — популярного в Петрозаводске проекта арт-пространства Agriculture_club. Это 20-минутные лекции экспертов в разных сферах культуры, науки,  образования, медицины, жизни.

Анна Скоропадская — доцент кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Института филологии ПетрГУ, филолог-классик. Тема ее лекции — «Медея и Мария Магдалина — сестры по несчастью».

Фрагменты лекции:

— …Медея посылает своей сопернице Главке отравленное платье. Главка его надевает и гибнет. Но прежде, чем погубить Главку, Медея своих детей, рожденных от Ясона, оставляет в храме богини Геры под ее покровительством. После гибели Главки и ее отца Креонта разъяренные жители Коринфа бросаются к храму, где прячутся дети Медеи, и убивают их. Это традиционная версия мифа. Но Еврипид по-другому разворачивает ход событий в своей трагедии «Медея». Есть две версии, почему он это делает. Первая — Еврипид очень не любил женщин, поэтому он сделал Медею такой стервой в кубе. Вторая версия — во время написания трагедии, тема которой была заранее известна, жители Коринфа подарили Еврипиду пять талантов серебром, чтобы он изменил событийный ряд и снял вину в гибели невинных детей с жителей Коринфа. И поэтому в своей трагедии Еврипид делает убийцей детей саму Медею.

— Я лично наблюдаю синдром Медеи на некоторых своих знакомых, во время развода. Женщина говорит мужу: «Ну попробуй разведись. Попробуй отсуди детей, кто тебе их отдаст?» Начинают настраивать детей против отца. Вот она Медея, тот архетип, который скрывается в каждой женщине.

— Мария Магдалина — известный медийный персонаж христианской истории. Всем нам известно, что она раскаявшаяся грешница, омывшая ноги Христа и вытершая их своими волосами. Но если мы обратимся к Евангелиям, увидим, что она была исцелена Христом от бесов, после чего следовала за ним вместе с апостолами. Она была на Голгофе во время распятия Христа, она стала одной из жен-мироносиц, и она первой увидела Христа после воскрешения. Образ святой  Марии Магдалины очень чтим русской православной церковью. Откуда же взялся образ грешницы? Дело в том, что наложились несколько женских образов на образ Марии Магдалины — женщина из Вифании и безымянная блудница из Евангелия от Луки. В католической традиции эти образы наложились на образ Марии Магдалины. Самый распространенный сюжет, связанный с Марией Магдалиной в западной живописи, — это раскаявшаяся блудница. На самом деле у Марии Магдалины более чистая репутация, нежели показывает нам искусство.

— Мой любимый Пастернак в  «Докторе Живаго» дважды обратился к образу Марии Магдалины. Он пытается эти две традиции примирить.

Подробнее — на видео

Видео Дмитрия Медведева