Концерт Надежды Павловой в Музыкальном театре Карелии стал потрясающей презентацией творческих достижений певицы
За свою пятидесятилетнюю историю Петрозаводская консерватория воспитала сотни первоклассных специалистов, которые успешно трудятся не только на пространствах России, но и за рубежом. Среди них есть и те, кого по праву можно назвать выдающимися музыкантами, достойно продолжающими высокие традиции русского искусства. Одна из них – выпускница вокального отделения Надежда Павлова, чье имя, совпавшее с именем великой русской балерины, как бы запрограммировало ей незаурядное будущее.
Ее голос должен был прозвучать в юбилейном концерте alma mater по случаю предполагаемых торжеств, но торжества пока не состоялись, а возможный приезд Павловой, ныне ведущей солистки одного из лучших театров страны — Пермского, застолбил Музыкальный театр и предоставил ей свою сцену. Концерт состоялся 22 апреля и стал потрясающей презентацией творческих достижений певицы.
В последние годы ее красивое, сильное, богатое красками сопрано стало настоящим открытием для меломанов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Минска, Киева, Риги. Она заслуженная артистка России, обладательница престижной театральной премии «Золотая маска» за исполнение партии Виолетты в опере Верди «Травиата». Но путь к этим завоеваниям оказался совсем не коротким.
Окончив вокальное отделение Ивановского музыкального училища, Надежда поступила в Петрозаводскую консерваторию, где прошла основной курс и аспирантуру. Первым местом сценической деятельности стал петрозаводский Музыкальный театр, труппу которого она украшала с 2006 по 2012 годы.
Выход на конкурсные подиумы начался для нее в 1997 году, когда она получила Гран-при Всероссийского конкурса детского творчества «Жар-птица» в Иваново. Там же в 2000 году Надежда стала лауреатом I премии Всероссийского конкурса студентов-вокалистов. Конкурсные ступеньки поднимали Надежду все выше: 2004 год – II премия Международного конкурса «Искусство XXI век» (Киев), в годы работы в Петрозаводске завоеваны две «Онежские маски», 2012 год – II премия Международного Собиновского фестиваля в Саратове.
Здесь ее услышал дирижер Пермского театра Валерий Платонов и пригласил в Пермь. На сцене этого театра и раскрылся во всем богатейшем объеме талант певицы. Человек предельной, необычной для артистического мира скромности, даже здесь она долго не верила в свои возможности. Помогло участие в 2015 году в конкурсе «Рождественский» в Минске, где она получила Гран-при и, по собственному признанию, наконец поверила в себя. Это случилось в 33 года. Поняла, что к большим международным конкурсам опоздала: по уставным нормам международных вокальных конкурсов к участию допускаются певцы только в возрасте до тридцати трех лет. Однако после Минска она получила возможность выступать в других театрах, сравнивать солистов Пермской оперы с другими труппами и поняла, что ее коллеги по театру the best! К тому же работа с «лучшим дирижером мира» (слова Надежды), Теодором Курентзисом, который сделал пермский театр одним из лучших на земле, а также знакомство с приглашаемыми нашими и зарубежными режиссерами дает бесценный опыт.
О голосе Надежды Павловой пишут в самых превосходных степенях. В правоте этих слов смогли убедиться и петрозаводчане. Голос без изъянов, он не просто красив и силен, в высокой тесситуре рассыпается бриллиантами, его сопрановый диапазон весьма расширен. За счет крайних регистров наверху он звучит практически как колоратурное сопрано, а внизу она может выдать и меццо-сопрановые краски. Владеет она возможностями голоса абсолютно легко, не испытывая никаких технических препятствий, во всяком случае таким мы его услышали. Свобода звукоизвлечения дает певице возможность не зацикливаться на вокальных трудностях и более осмысленно и глубоко вникать в вербальный текст: издаваемый ее голосом музыкальный звук оказывается абсолютно адекватным смыслу произносимых слов.
Разумеется, такой подаче музыкального материала способствует и незаурядный актерский дар Надежды. Во всем этом мы могли убедиться и в представленной программе концерта, поровну показавшей русскую и зарубежную классику. Она свободно чувствует себя и в разноплановых оперных ариях, и в тончайшей романсной лирике, и в сложнейших концертных ариях, которые композиторы как правило насыщают разнообразными техническими приемами.
Три полярно противоположных образных грани показала певица в ариях из «Травиаты» Верди (плюс – драматическая ария Лючии ди Ламмермур из оперы Г. Доницетти), арии Олимпии из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха) и романсе С. Рахманинова «Здесь хорошо».
Вердиевская героиня Виолетта Валери в «Травиате» в творческом пути певицы явление вообще особое, в определенной мере судьбоносное. Именно за эту роль она удостоилась в 2017 году «Золотой маски», которую получила вместе с Курентзисом и режиссером Робертом Уилсоном. В 2016 году Ассоциация музыкальных критиков выделила эту оперу по итогам сезона 2015/16 годов. А впервые эту партию Надежда исполнила в консерваторском дипломном экзамене, исполнила замечательно, убедительно показав, что это ее героиня – трогательная, трепетная, любящая. В 2013 году на исполнение роли Виолетты она была приглашена в оперный театр Риги. Арию Виолетты она исполняла и на конкурсе в Минске. И вот итог – победа на «Золотой маске».
Работа с Уилсоном над этой мягко говоря своеобразной постановкой была очень сложной: режиссер весьма ограничил исполнителей в плане сценического движения, заставив певцов раскрывать состояние героев исключительно с помощью жестов. Из интервью Павловой известно, что одну арию Виолетты она должна исполнять, стоя на одной ноге. Невольно задаешься вопросом — что это, сближение с балетом? Но в хореографии работают и ноги и руки, и очень важным является перемещение по сцене. А здесь нечто другое… По замыслу Уилсона жесты в спектакле приобретают особую смысловую наполненность, становясь зеркалом души. И еще один из тайных ключиков Уилсона – улыбка, он заставляет героиню улыбаться даже когда ей невыносимо тяжело. В итоге Надежда поняла: «Чем больше я улыбаюсь, тем больше мне хочется плакать».
Режиссерские подсказки Уилсона, видимо, в определенной мере сказались даже на концертном поведении певицы: ее руки практически не знают покоя, мягкими плавными жестами она как будто волхвует, завораживая и вовлекая в творческий акт своих слушателей.
Абсолютно противоположный Виолетте образ – Олимпия в «Сказках Гофмана». Жак Оффенбах – автор множества опер, не получивших признания. И со временем умный и язвительный художник переключился на оперетту, войдя в историю музыки как один из основоположников французской разновидности жанра. «Сказки Гофмана» его лебединая песня, которую он даже не успел завершить, это сделал композитор Э. Гиро. В «Сказках» Оффенбах изобретательно, умело и со вкусом соединил комедийное начало с проникновенным и чистым лиризмом, дав своему детищу жанровое определение «фантастическая опера».
Олимпия — не живое существо, а заводная кукла, что дает постановщикам возможность проявить безграничную собственную фантазию, что и обнаружила в данном случае молодой греческий режиссер Катерина Евангелатос. В концерте мы услышали самую знаменитую арию из оперы, но то, как исполнила эту сцену Надежда, задействовав в игровой ситуации дирижера, выглядело очень симпатично. Желающие могут найти сценический вариант пермской постановки в интернете: роль решена ею настолько смело, изобретательно и пикантно, что остается только удивляться палитре артистических возможностей Павловой.
Миниатюрный романс С. Рахманинова «Здесь хорошо» прозвучал просто божественно. Именно его певица повторила на бис в конце программы.
О Надежде Павловой можно говорить бесконечно, своим мастерством и сценическим обаянием она открывает слушателям такие тайны вокального исполнительства, которым невозможно не подчиниться.
В концерте приняли участие солисты нашего театра, с большинством из которых в свое время работала героиня вечера. Они не побоялись сравнения, каждый выдержал экзамен на своем уровне.
Нельзя обойти молчанием и работу оркестра. Под руководством приехавшего с Надеждой великолепного дирижера Пермского театра Валерия Платонова, подчиняясь воле маэстро, он звучал на редкость хорошо
Если бы все концерты проходили на таком же градусе прекрасного, проблемы со слушателями и наполнением зала отпали бы сами собой.