Как я провёл этим летом
Для художников лето — самая плодотворная пора: долгожданные пленэры, поездки по стране и миру. «Лицей» попросил карельских художников рассказать о своих летних впечатлениях, о том, чем оно им запомнится, какие новые идеи родились. Первой ответила Анна Грязнова, художник-график, преподаватель петрозаводской ДХШ.
— Одним из самых запоминающихся впечатлений этого лета для меня стал второй пленэр молодых художников Северо-Запада России, который проводился в Сыктывкаре и его окрестностях. Сыктывкар небольшой город, ухоженный, чистый. В нем сохранилась архитектура модерна, есть памятники конструктивизма. Порадовало, что в городе несколько парков, развиты буккроссинг, раздельный сбор мусора в общественных местах.
Приятно поразила забота местных властей о художниках. Коми художники, в том числе молодые, получают для работы мастерскую, оплачивая ее одной работой в год, которую комиссия отбирает в собрание Национальной галереи Республики Коми.
За время пленэра, помимо города, мы смогли поработать во многих интересных местах Республики Коми: в селе Ыб, в Зеленце, в деревне Разгорт. Наверно, одним из самых ярких впечатлений пленэра стали два дня в действующем Троице Свято-Стефановском монастыре. Познавательно было увидеть и почувствовать, хоть в малой доле, уклад монастырской жизни изнутри, поучаствовать в крестном ходе.
Восхитили дивные по красоте места: монастырские строения XIX века и окружающие их дали. Никого из нас, молодых художников, не оставили равнодушными животные монастыря: лошади, ослики.
Интересно было пообщаться с молодыми коллегами своего региона и посмотреть на их работу, так как у всех нас разные школы, опыт, и в целом разность восприятия, казалось бы, одних и тех же объектов. В Коми мне удалось собрать интересный, на мой взгляд, материал для последующей работы в мастерской.
Очень приятное впечатление осталось у меня от организации пленэра — от теплого, душевного отношения, человеческого участия и заботы о нас. Пленэр состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Союза художников России, а его идея принадлежит директору Национальной галереи Республики Коми Ольге Леонидовне Таляниной.
Я узнала, что Коми отделение Союза художников России появилось благодаря карельскому художнику Георгию Стронку. Для образования регионального отделения требовалось не менее трех художников, а в Коми было только два. Во время Великой Отечественной войны Георгий Адамович был эвакуирован в Коми, и его приезд позволил здесь создать отделение Союза художников.
Два моих ярких театральных впечатления лета: посещение «Сказок Пушкина» в театре Наций и «Оркестра Мечты» Олега Меньшикова в театре имени Ермоловой. Я очень люблю атмосферу театра Наций, мне импонирует позиция художественного руководителя Евгения Миронова, который делает все возможное, чтобы в его театре ставили спектакли режиссеры с мировым именем, чтобы можно было увидеть интересные работы молодых авторов, было пространство и возможность для экспериментов. «Сказки Пушкина» — спектакль в постановке авангардного режиссера Роберта Уилсона идет уже не первый сезон. Мне, как художнику, интересна еще и театрально-декорационная сторона спектакля. В нем очень важна роль света. Спектакль гротескный, с соответствующим очень сложным гримом, мимика и жесты в нем утрированы до предела. Костюмы в спектакле сами по себе произведения искусства, и только оформления сцены мне не хватает, но это моя субъективная оценка. «Оркестр Мечты» Олега Меньшикова в театре имени Ермоловой могу смотреть и слушать много раз, как впервые. Это радость для души, для глаз и для слуха.
Но все приятные, интересные, восхитительные впечатления не могут перекрыть горе от утраты Успенской церкви в Кондопоге. Я до сих пор не могу смириться с тем, что храма больше нет. И это же заставило задуматься о том, что произведение художника, памятник архитектуры, даже высочайшего уровня, наше государство не способно защитить и сохранить. Сколько только за этот год утрат и вандализма: поврежденное полотно Репина в Третьяковке, утрата Успенской церкви в Кондопоге, пикник на Медном всаднике.
По сути, мы можем лишиться любого произведения искусства в любой момент, когда какому-то недоумку что-то придет в голову. У каждого произведения не установить охрану, и даже если она есть, он все равно успеет, как минимум, повредить произведение. Памятники, пережившие столетия, войны, революции погибают от рук бескультурных людей, которые ничего не ценят и или не понимают духовную и материальную ценность, не думают о последствиях своих действий, или же самоутверждаются подобным образом. Как донести до сознания многих, не понимающих ценности, насколько это непоправимо? Что даже если восстановить памятник, хотя бы и по историческим планам, чертежам — это будет новодел. Становится страшно от низкого уровня культуры наших людей. Страшно за будущее нашего культурного наследия. Как его сохранить?
Фото предоставлены Анной Грязновой