Культура

Правда истории – в архиве

Святая святых архива - фондохранище
Святая святых архива — фондохранище

Так гласит один из постулатов архивистов. Хотя, как свидетельствуют опросы общественного мнения, большая часть россиян предпочитает знакомиться с историей через телесериалы.

Выставка, которая работала в конце минувшей неделе в Национальном архиве Карелии, выпадала из целого ряда ей подобных. На этот раз архивисты рассказывали о себе, точнее, о развитии архивной службы, которая отмечает в эти дни 100-летие. Рассказали, как обычно, языком документов.

Куратор экспозиции «В ладонях удерживать время. Летопись государственной архивной службы Карелии» — Мария Змеевская, главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива РК.

Первые посетители выставки
Первые посетители выставки
Фотохроника деятельности архива последних лет
Фотохроника деятельности архива последних лет
Директора Ольгу Жаринову (слева) и весь коллектив Национального архива Карелии поздравляет Людмила Николаева, директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Директора Ольгу Жаринову (слева) и весь коллектив Национального архива Карелии поздравляет Людмила Николаева, директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга

Выставка открывала трехдневные торжества, посвященные этому событию, в их программу входили также IV Международная научно-практическая конференция «Документальное наследие: новый век» и торжественное собрание, посвященное 100-летию Архивной службы Карелия.

Организована она декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 года «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Революционное время, трудное, военное. Какие тут «бумажки»! Тем более они очень хорошо шли на самокрутки, на растопку печей, на упаковку… Бумага, как и многое другое в то время, была в дефиците.

Устроители выставки использовали интересный прием. Вдоль экспозиции они разместили на красных листах своеобразные лозунги, с помощью которых когда-то их предшественники пытались коротко и убедительно донести смысл своей работы до трудящихся масс. Например: «Кто истребляет архивные дела и документы, тот затрудняет строительство новой жизни», или «Архивы – орудие классовой борьбы. Пролетариат должен владеть им». А вот еще: «Успех и счастье трудящихся зависит от того, насколько известны и изучены ошибки прошлого». Призывы призывами, но еще требовалась огромная организационная работа. На помощь пришла интеллигенция.

Государственная архивная служба в Карелии началась с создания в июне 1918 года подотдела архивов при Олонецком губернском наркомате просвещения. 1 июня того же года бывший преподаватель Олонецкой мужской гимназии А.Ф. Кириков был направлен на работу по исследованию архивов Олонецкой губернии. Позже он становится заведующим Управления губернским архивным фондом, образованного в декабре 1919 года.

А.Ф. Кириков

Несмотря на иностранную военную интервенцию и гражданскую войну, местными архивными органами в 1918 -1922 годах было собрано около 15 тысяч пудов документальных материалов! В том числе архивы директора народных училищ губернии, губернской земской управы, дворянской опеки, Олонецкой духовной консистории и других учреждений. Часть документов была сразу разобрана, описана и систематизирована.

И еще одну архивную фамилию хотелось бы назвать, тем более что о нем рассказывает и выставка: после преобразования Карельской Трудовой Коммуны в Карельскую АССР постановлением ЦИК АКССР от 2 августа 1924 года при ЦИК Карельской АССР было образовано Центральное архивное бюро как самостоятельное учреждение со своим штатом и сметой. На должность заведующего был назначен Николай Васильевич Хрисанфов, сын крестьянина, карел. Он, как говорили в то время, сразу же впрягся в работу.

Н.В. Хрисанфов

В отчете о работе Карцентрархива, в которое было переименовано Центральное архивное бюро, за 1924 — 1925 годыН.В. Хрисанфов писал: «Перед организацией Карцентрархива многочисленные и объемистые архивные фонды, как и дореволюционные, так и часть пореволюционных, сплошными бумажными массами в полном хаосе лежали на земляном полу полузаброшенных подвальных помещений, в двух старых тюремных павильонах, на вышках и коридорах учреждений, подвергаясь расхищению и гниению. Годовой работой Карцентрархива эти фонды подобраны, отделены друг от друга, значительная часть их систематизированы и описаны, а также уложены или на архивные полки, или в штабелях на деревянном основании…».

В этой работе архивистам помогали нештатные работники, устраивались воскресники и вечерние работы. Через городской комитет комсомола к разборке архивных материалов были привлечены комсомольцы, студенты Педагогического техникума и даже пограничники из погранотряда.

Это только две-три страницы из истории архивного дела и одна из ярких фигур тех, кто стоял у его истоков.

К сожалению, ни самоотверженная работа Н.В. Хрисанфова, ни его опыт, приобретенный годами, ни накопленные знания не спасли его: в 1938 году он был осужден за упущения в работе и расстрелян. Репрессиям подвергались и другие сотрудники. Казалось бы, какие подрывные работы против советской власти можно вести в архиве? Как говорится, кто ищет, тот, как правило, находит.

Не буду пересказывать подробно всю интересную и поучительную историю архива, тот, кому она интересна, может обратиться на сайт Национального архива.

На вот мимо чего не могу пройти – событий, связанных с началом Великой Отечественной войны. В считанные дни перед оккупацией Петрозаводска архивные документы Центрального государственного архива, а также наркоматов, предприятий и учреждений республики были эвакуированы в тыловые районы. И это был подвиг архивистов. Несмотря на условия хранения в период эвакуации, подавляющее большинство материалов удалось сберечь, они были возвращены в Петрозаводск. Несколько архивистов после войны были награждены медалями. Спасенные ими документы сегодня в фондах Национального архива Карелии. Такой статус  республиканский архив получил в марте 1998 года, 20 лет назад. Еще одна дата.

Архивные документы ЦГА КФССР, возвращенные из эвакуации. 1945 год
Архивные документы ЦГА КФССР, возвращенные из эвакуации. 1945 год

Фонды Национального архива впечатляют. Вот несколько цифр из его отчета: около миллиона дел на бумажной основе, свыше 60 тысяч фотодокументов, около тысячи кинодокументов, более 200 звукозаписей, свыше 20 тысяч книг (в том числе рукописных и старопечатных, начиная с XV века), подшивок газет и журналов.  

Евангелие учительное, 1569 год. Напечатано И. Федоровым в Заблудове
Евангелие учительное, 1569 год. Напечатано И. Федоровым в Заблудове

В крошечном архивном читальном зале, который много лет служит и выставочным, написаны сотни научных работ. Неслучайно один из постулатов архивистов гласит: «Правда истории – в архиве». Хотя, увы, как свидетельствуют опросы общественного мнения, большая часть россиян все еще предпочитает знакомиться с историей через телесериалы.

Если говорить о последних 20 годах деятельности архивов, то я бы назвала это временем открытости.  Архивисты сегодня озабочены не только пополнением фондов, хранением их и работой с ними, они разрабатывают новые проекты, программы, работают со школьниками, ведут активную издательскую деятельность.

В юбилейном году архив допустил сначала журналистов, а потом и всех желающих в свои святая святых – фондохранилище. Всё оборудовано здесь по последнему слову, но… ХХ века. Некоторое время назад мне довелось присутствовать на конференции архивистов, в которой принимали участие представители районных архивов. Проблем, как и у всех, у них много, но, пожалуй, главная – через полтора-два года даже Национальный архив не сможет принимать на хранение документы из-за отсутствия места. Это ведь не склад для хранения бумаг. И мы можем потерять по крайней мере вторую половину ХХ века.

Как сообщал весной в интервью «Лицею» министр культуры Карелии Алексей Лесонен, идет речь даже не о расширении, реконструкции существующего здания архива, а о строительство нового, современного, которое обойдется где-то в пределах миллиарда. В постперестроечное время нигде в России новых зданий для архивов еще не строилось, и если удастся решить этот вопрос – Карелия станет первой. Правда, своих средств у республики нет, приходится решать вопрос с федеральным центром.

Архивисты народ терпеливый, они ведь имеют дело со столетиями. Но надо учитывать, что немалая часть фондов размещена на бумажных носителях. А бумага – материал самый хрупкий. Мне посчастливилось видеть, как работают архивные реставраторы-женщины, как в их руках возвращаются к жизни документы — листочки бумаги, готовые на твоих глазах рассыпаться в прах. 

Последние годы архив ведет активную оцифровку фондов, с ними можно познакомиться  на сайте архива жителю любого населенного пункта. Там же, на сайте, вы можете познакомиться и с выставкой, о которой идет речь.

И все же… Если будет возможность, придите в архив, его сотрудники совершенно не похожи на гоголевского Плюшкина, хотя тоже занимаются собирательством. Вот только они всегда готовы  поделиться информацией, оказать помощь, об этом говорят все, кто хотя бы раз работал в архиве — автор этих строк в том числе. Когда вы возьмете в руки старые документы, письма, газеты, вы в прямом смысле возьмете в ладони историю, пусть на время. Такое возможно только в архиве.

Фото с сайта Национального архива РК и Валентины Чаженгиной