Культура

По максимуму

Алексей Володин в Карельской госфилармонии. Фото: vk.com/kgfptz
Алексей Володин в Карельской госфилармонии. Фото: vk.com/kgfptz

Впечатлениями о фортепианном вечере Алексея Володина на  ХХХ фестивале камерного искусства «Осенняя лира» в Карельской филармонии делится студентка Петрозаводской консерватории Елена Кузина.

Вместе с лауреатом международных конкурсов  Алексеем Володиным нам удалось прокатиться в музыкальной машине времени: сначала мы окунулись вместе с Метнером в атмосферу первой четверти XX века, затем побывали приглашёнными гостями на балу у Чайковского, стали свидетелями восточной сказки Балакирева и неожиданно услышали Рахманинова.

Первым отделением стало большое музыкальное повествование, состоящее из маленьких музыкальных миниатюр – сказок композитора Н. Метнера, которые были подобраны исполнителем по смыслу и позволили слушателю пофантазировать над их общим содержанием.

Сказка b-moll op.20 №1 стала преамбулой. В некотором царстве, в грустном государстве, полном тоски и печали, жил-был… Перед слушателем появляется протагонист (сказка h-moll op.20 №2) – злой, важный и большой персонаж, шагая, он представляется слушателю, и в нём он узнаёт Короля.

Осенним ветреным вечером (сказка e-moll op.34 №2) Король вспоминает о светлых временах: его реминисценции полны любви и счастья, но исчезла жажда жизни, потерялась надежда, и теперь Королю суждено скитаться по лесам, полным чудаков и злых душ.

Как-то однажды (сказка a-moll op.34 №3) в волшебном лесу встретился Королю Леший, который предложил ему получить то, что он хочет больше всего на Земле, но взамен ему придётся отдать свою душу. Пари заключено. И вот видение: перед героем стоят две фигуры – девушка и маленькая девочка; он хочет до них прикоснуться, как вдруг они исчезают. Леший обманул Короля и убежал, забрав его душу. Теперь наш герой бессмертен и обречён на вечные страдания.

Как-то вечером (Сказка f-moll op.42 №2) Король вышел на опушку леса и увидел молодых девушек, которые пришли в лес по грибы да ягоды. Поют они грустную песню о том, как уехали их суженые биться со злом и нечистью и как боится за них сердце девичье. «Не грустите, девушки, они вернутся!» – подумал Король, почувствовав их боль и страдание.

Уходят девушки, но остаётся одна из них (Сказка f-moll op.26 №3) и поёт песню о том, что отпустила возлюбленного на поле битвы, не сказав главного: ждёт она дитя от него, но чувствует, что никогда он об этом он не узнает… Лишь слёзы становятся её утешением. Затронула история Короля (Сказка gis-moll op.42 №3), и он решил подойти к ней, как вдруг какие-то силы обратили его в прекрасного молодца. Девушка замечает принца и моментально влюбляется. Кажется, горе отступило, как вдруг она вспоминает о суженом – она вновь горько заплакала и убежала, потому что не может предать свою любовь.

(Сказка cis-moll op.35 №4) И вновь обернулся наш герой в скитальца, его переполняет желание покончить с собой, его душа кричит: «Я не нашёл своего места в мире, зачем я нужен ему?». Он решает идти на поле битвы к молодцам спасти их жизни, которых ждут дома любимые… Но вновь Король окунается в мир прошлого.

Соната-воспоминание op.38 №1 становится монологом главного героя, где мы узнаём его историю. 10 лет назад он жил в своём прекрасном королевстве, была у него любимая жена и маленькая дочь – лучик света. Однажды они пошли в лес за грибами, но Король не смог их сопроводить в тот день: его заняли королевские дела. Проходит время – нет вестей. День, второй нет, и Король отправляет прислугу отыскать родных, но из леса ему приносят лишь корзиночку дочки: она с мамой бесследно исчезла. В это мгновенье всё обрушилось. Король не знает, куда деться, пытается покончить с собой, как вдруг видение: «Не надо, папа, не надо». Что делать? И он бежит, бежит без оглядки…

Зал не хотел отпускать рассказчика: что будет дальше? На этой вопросительной ноте заканчивается первое отделение.

Второе отделение открылось концертной сюитой из балета П.И. Чайковского «Спящая Красавица» в переложении для фортепиано М. Плетнёва. Алексей Володин дал возможность перевести дух и немного приободриться. Прозвучало 11 разнохарактерных танцевальных миниатюр, лирических и шуточных, позволивших немного перевести дух. Слушатели начали улыбаться. В их воображении появились герои балета: изящные Пажи, миленькая Фея серебра, Канарейка, больше похожая на голубя, Красная Шапочка и Волк, как будто вместе задумавшие что-то хитрое. И вот финал – вальс,как показалось, не очень эффектный, зато удачно вписывающийся в контекст программы и завершающий первый акт второго отделения.

Завершением концерта стал десерт по-восточному: фантазия «Исламей» М. Балакирева, о которой наслышаны как профессиональные музыканты, так и любители. Зал приготовился и замер: как прозвучит в зале Карельской филармонии одно из самых технически сложных произведений, написанных для фортепиано? Слушатели выдохнули лишь с последней нотой, когда пианист встал под бурные аплодисменты. Многие удивлялись, как у музыканта хватает выносливости.

Сказать, что исполнение было чистым – банально, сказать, что быстрым и техничным, – ещё банальнее. В этот вечер Алексей Володин сделал практически невозможное: он исполнил так, как никто не ожидал. Не было ощущения борьбы с инструментом, а сама фантазия показалась восточной пряностью, с остринкой, немного чуждой русскому гурману, но оставляющая приятное послевкусие и желание крикнуть «браво».

Алексей Володин произвёл неизгладимое впечатление  и долгое время не мог расстаться с жаждущей продолжения публики.

Что ж, артист решил докончить рассказ. Он сыграл на бис еще две сказки Метнера: A-Dur op.51 №3 и fis-moll op.26 №4, которые стали развязкой сюжета первого отделения. Добравшись до поля боя, Король сражался до последней капли крови. Остался последний злодей,  показавшийся Королю знакомым, но,  истощенный, он не сумел его разглядеть. И вот последний удар – Король падает, но не замертво. Спустя время он очнулся и почувствовал тепло, к нему вернулась душа, он встал и увидел, что последний им убитый, – Леший. И вдруг на горизонте появляются две фигуры – девушки и ребёнка, целые и невредимые.

Хеппи-энд наступил, а публике этого мало. Тогда пианист исполнил прелюдию С.В. Рахманинова op.23 №5 g-moll, которая не совсем вписывалась в предыдущий контекст, но помогла слушателям вернуться в  реальный мир.

Атмосфера вечера соединила зрителей и артиста. Тонкая работа со звуком и прекрасная техника сделали своё: артист сумел погрузить нас в мир сказки без преград и заборов.

Хочется отметить, что музыка русских композиторов в руках русских исполнителей обретает особый яркий смысл и наполняется им по максимуму.

Елена Кузина

студентка Петрозаводской государственной

консерватории им. А.К. Глазунова