Культура

По ту сторону тишины

Руководитель оркестра Павел Шаматура, Ирина Шишканова, Ирина Волокославская, Александра Сахарова
Руководитель оркестра Павел Шаматура, Ирина Шишканова, Ирина Волокославская, Александра Сахарова

Так называлось одно из произведений, прозвучавших в концерте «Кантеле XXI века»,  позволившем по-новому взглянуть на репертуар карело-финского инструмента. 

Концерт стал совместным проектом Национального ансамбля «Кантеле» и Карельского молодёжного отделения композиторов России «МолОт». Подобная акция прошла уже в третий раз. Концерт состоялся 26 октября в рамках XI Международного фестиваля народной музыки «Кантеле», организованного Центром национальных культур и народного творчества Республики Карелия и Фондом поддержки этнокультурных инициатив.

Проект «Кантеле+МолОт» существует с 2015 года.  Изначально в нём принимали участие молодые композиторы Карелии. С 2017-го он вышел на всероссийский уровень.

В этом году в Доме кантеле было исполнено пять премьерных сочинений молодых композиторов, участников фестиваля: Анны Афанасьевой, Елизаветы Панченко, Полины Крышень, Надежды Красиковой, Марии Босаревой. Гости проекта познакомились также с композициями членов жюри фестиваля – заслуженной артистки России и Карелии Ирины Шишкановой и заслуженного деятеля искусств Вячеслава Иванова, с их видением современной музыки для кантеле.

Кантеле − карельский и финский щипковый струнный инструмент. У разных народов мира можно встретить близкие ему аналоги: русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото и другие.

Первые упоминания о кантеле встречаются в поэтическом эпосе «Калевала»: происхождение инструмента связывается с именем Вяйнямёйнена – первочеловека, сына богини Ильматар, прародителя карельского и финского народов. В рунах (стихах) эпоса рассказывается о создании инструмента и игре на нём.

Кантеле имеет две разновидности. Его эволюция ознаменована уходом от диатоники к хроматике. Отсюда и названия инструмента: диатоническое и хроматическое кантеле. Появление последнего способствовало расширению исполнительских возможностей: пятизвучные наигрыши сменились произведениями, приближенными к академическим образцам.

Между тем в наше время кантеле воспринимается как явление глубоко национальное, ориентированное на музыку этнического склада. Проект «Кантеле+МолОт» позволил слушателям и самим исполнителям по-новому взглянуть на репертуар некогда старинного инструмента.

Музыка, прозвучавшая на концерте «Кантеле XXI», отличалась стилистическим разнообразием. Сочинения молодых композиторов приблизили слушателей как к эстетике раннего барокко (Елизавета Панченко, «Посвящение Зефиру», Санкт-Петербург), так и к эстетике атональных звучаний (Мария Босарева, «Моей родной земле», Мюнхен) и тишины (Анна Афанасьева, «По ту сторону тишины», Петрозаводск), к образности (Полина Крышень, «Водитель троллейбуса», Петрозаводск) и поэтике природы (Надежда Красикова, «Голос дождя», Петрозаводск).

К красоте природы обращаются в своих произведениях и члены жюри фестиваля Вячеслав Иванов («Первый снег») и Ирина Шишканова (Сюита «Озёрный край»).  К слову, в концерте прозвучало ещё одно сочинение В. Иванова «Наваждение», с которого начался вечер.

Слева направо композиторы Надежда Красикова,Полина Крышень, Анна Афанасьева, Вячеслав Иванов
Слева направо композиторы Надежда Красикова, Полина Крышень, Анна Афанасьева, Вячеслав Иванов

Произведения исполнялись Национальным ансамблем Карелии «Кантеле», состав которого варьировался в зависимости от репертуара (от сольных выступлений до ансамбля кантеле с флейтой или скрипкой).

Музыку исполнили кантелисты Елена Анхимова, Ирина Шишканова, Ирина Волокославская, Александра Сахарова, Александр Иванов, Александр Гореванов, бас Роман Беляев, скрипач Андрей Теппер и флейтистка Зинаида Пономарёва под управлением руководителя оркестра Павла Шаматуры и художественного руководителя ансамбля Вячеслава Иванова. Концерт провела Анна Афанасьева.

Елена Анхимова
Елена Анхимова
Ирина Шишканова
Ирина Шишканова

Опрос слушателей выявил положительные впечатления от программы и её исполнителей, приятное удивление стилистическим разнообразием музыки.

 

Мария Капушинская,

студентка Петрозаводской государственной консерватории  им. А.К. Глазунова