Так называлось одно из произведений, прозвучавших в концерте «Кантеле XXI века», позволившем по-новому взглянуть на репертуар карело-финского инструмента.
Концерт стал совместным проектом Национального ансамбля «Кантеле» и Карельского молодёжного отделения композиторов России «МолОт». Подобная акция прошла уже в третий раз. Концерт состоялся 26 октября в рамках XI Международного фестиваля народной музыки «Кантеле», организованного Центром национальных культур и народного творчества Республики Карелия и Фондом поддержки этнокультурных инициатив.
Проект «Кантеле+МолОт» существует с 2015 года. Изначально в нём принимали участие молодые композиторы Карелии. С 2017-го он вышел на всероссийский уровень.
В этом году в Доме кантеле было исполнено пять премьерных сочинений молодых композиторов, участников фестиваля: Анны Афанасьевой, Елизаветы Панченко, Полины Крышень, Надежды Красиковой, Марии Босаревой. Гости проекта познакомились также с композициями членов жюри фестиваля – заслуженной артистки России и Карелии Ирины Шишкановой и заслуженного деятеля искусств Вячеслава Иванова, с их видением современной музыки для кантеле.
Кантеле − карельский и финский щипковый струнный инструмент. У разных народов мира можно встретить близкие ему аналоги: русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото и другие.
Первые упоминания о кантеле встречаются в поэтическом эпосе «Калевала»: происхождение инструмента связывается с именем Вяйнямёйнена – первочеловека, сына богини Ильматар, прародителя карельского и финского народов. В рунах (стихах) эпоса рассказывается о создании инструмента и игре на нём.
Кантеле имеет две разновидности. Его эволюция ознаменована уходом от диатоники к хроматике. Отсюда и названия инструмента: диатоническое и хроматическое кантеле. Появление последнего способствовало расширению исполнительских возможностей: пятизвучные наигрыши сменились произведениями, приближенными к академическим образцам.
Между тем в наше время кантеле воспринимается как явление глубоко национальное, ориентированное на музыку этнического склада. Проект «Кантеле+МолОт» позволил слушателям и самим исполнителям по-новому взглянуть на репертуар некогда старинного инструмента.
Музыка, прозвучавшая на концерте «Кантеле XXI», отличалась стилистическим разнообразием. Сочинения молодых композиторов приблизили слушателей как к эстетике раннего барокко (Елизавета Панченко, «Посвящение Зефиру», Санкт-Петербург), так и к эстетике атональных звучаний (Мария Босарева, «Моей родной земле», Мюнхен) и тишины (Анна Афанасьева, «По ту сторону тишины», Петрозаводск), к образности (Полина Крышень, «Водитель троллейбуса», Петрозаводск) и поэтике природы (Надежда Красикова, «Голос дождя», Петрозаводск).
К красоте природы обращаются в своих произведениях и члены жюри фестиваля – Вячеслав Иванов («Первый снег») и Ирина Шишканова (Сюита «Озёрный край»). К слову, в концерте прозвучало ещё одно сочинение В. Иванова – «Наваждение», с которого начался вечер.
Произведения исполнялись Национальным ансамблем Карелии «Кантеле», состав которого варьировался в зависимости от репертуара (от сольных выступлений до ансамбля кантеле с флейтой или скрипкой).
Музыку исполнили кантелисты Елена Анхимова, Ирина Шишканова, Ирина Волокославская, Александра Сахарова, Александр Иванов, Александр Гореванов, бас Роман Беляев, скрипач Андрей Теппер и флейтистка Зинаида Пономарёва под управлением руководителя оркестра Павла Шаматуры и художественного руководителя ансамбля Вячеслава Иванова. Концерт провела Анна Афанасьева.
Опрос слушателей выявил положительные впечатления от программы и её исполнителей, приятное удивление стилистическим разнообразием музыки.
Мария Капушинская,
студентка Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова