Дом актёра, Культура

Эпоха Виктора Скорика

Виктор Скорик (1928 - 2010)
Виктор Скорик (1928 — 2010)

Сорок лет жизни и творчества отдал художник Русскому драматическому театру Карелии. И как ни кощунственно это прозвучит, хорошо, что он не дожил до уничтожения столетней истории этого театра.

28 ноября  исполняется 90 лет со дня рождения замечательного человека, заслуженного деятеля искусств Карельской АССР, народного художника Республики Карелия, главного художника Русского драматического театра Карельской АССР (1966 — 2006) Виктора Анатольевича Скорика.

Сорок лет жизни и творчества отдал художник Русскому драматическому театру Карелии. И как ни кощунственно это прозвучит, хорошо, что он не дожил до уничтожения столетней истории этого театра. Скорик был почти половиной его истории. Более ста драматических и музыкальных спектаклей оформленных и созданных художником за это время поражают воображение. Всего же, по словам Виктора Анатольевича, за свою жизнь он оформило от 200 до 300 постановок. Как же активно нужно было работать все эти годы!

В 1996 году в цикле телепередач «Площадь искусств» одним из сюжетов был разговор с художником в его мастерской. Необыкновенно простой в общении, он говорил о своем творчестве без пафоса и высокомерия. А огромное количество великолепных эскизов в его мастерской явно иллюстрировали его рассказ.

В энциклопедии написано, что он родился в Ставрополе, хотя мне он сказал, что в Харькове. Рисовать начал с очень раннего детства, первым рисунком была лошадь с пятью ногами. Судьба была благосклонна к молодому человеку, открывая двери всех художественных учебных заведений, куда он поступал. А это Пензенское художественное училище, после окончания которого его пригласили в Москву, в «Пионерскую правду», затем Суриковская школа и, наконец, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (факультет театральных художников).

На последних курсах института он и несколько студентов учились в театральной мастерской, где мастером был известный, можно сказать легендарный советский художник М.И. Курилко. Он и ввел молодого стажера за кулисы Большого театра, где ему даже удалось поцеловать руку великой Улановой. Из пятнадцатой ложи, куда набивались стажеры, он видел почти все спектакли главного театра страны. Это и было фундаментом его творчества, когда он понял, что театральный художник — и есть его призвание.

В жизни артиста бывают периоды, когда не хватает чего-то нового. Танцуешь «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящую красавицу» — прекрасные балеты классического наследия. Но наступало время, когда хотелось вырваться из оков традиции, попробовать свои силы в другом качестве, выразить себя в другой сценической форме. И всегда на мои просьбы поставить что-то новое откликался Марк Макарович Мнацаканян, хореограф-мыслитель, многое сделавший для Карельского балета. На нашей сцене он ставил и хореографические миниатюры, для меня он поставил «Тристана и Изольду» на музыку С. Барбера и «Песнь черного лебедя» на музыку В. Лобоса.

"Тристан и Изольда"
«Тристан и Изольда»
«Песнь черного лебедя». Эскиз Виктора Скорика
«Песнь черного лебедя». Эскиз Виктора Скорика
Наталья Гальцина. «Песнь черного лебедя»
Наталья Гальцина. «Песнь черного лебедя»

И, конечно, для оформления этих номеров мы пригласили Виктора Скорика, ведущего театрального художника Карелии. Как истинный мастер театра, он сразу же уловил колорит, атмосферу и дух этих миниатюр. После первого же просмотра хореографического материала на репетиции у него был готов эскиз «Тристана и Изольды» (сейчас он находится на постоянном хранении в Национальном музее Республики Карелия).

Необыкновенное проникновение в эпоху, стиль, музыку любого произведения, над которым в данный момент работает художник — главная черта творческого метода Виктора Анатольевича Скорика. Результатом этого было невероятное количество прекрасных эскизов, воплощенных в спектаклях театра. Как замечал сам Виктор Анатольевич, живописец свободен в выборе сюжета, в манере, в которой будет работать, театральный же художник создает спектакль в команде, что гораздо труднее, и в то же время интереснее. Он, как говорил, ни разу не пожалел, что выбрал именно этот путь — служить театральному искусству.

Такие знаковые спектакли, оформленные художником, как «Трехгрошовая опера» Брехта, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, балет В. Беренкова «Снежная королева», оперетты «Цыганская любовь» Ф. Легара и «Королева красоты» А. Долуханяна, оперы «Меч кузнеца» Ю. Зарицкого (эскиз к опере находится на постоянном хранении в музее театрального искусства им. А.А. Бахрушина), «Паяцы» Р. Леонковалло и многие-многие другие можно смело назвать целой эпохой в театральном искусстве Карелии. Эпохой Виктора Скорика.

Фото предоставлены Натальей Гальциной