Культура

Денег нет. Но держатся

Спектакль "Сказка о попе и о работнике его Балде" в национальном театре Карелии. Фото НТ РК
Спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде» в национальном театре Карелии. Фото НТ РК

Культура Карелии. Итоги 2018 года и прогноз на 2019-й

«Лицей» провел опрос экспертов про уходящий год и прогнозах на следующий. Вслед за образованием знакомим с оценкой ситуации в культуре республики. На 3 наших вопроса отвечают 5 уважаемых профессионалов.

1.Итоги 2018 года в культуре Карелии со знаком плюс? 

2. Итоги 2018 года в культуре Карелии со знаком минус? 

3. Прогноз на 2019 год.

Наталия Крылова, театровед: «Пушкин во всех петрозаводских театрах»

Наталия Крылова. Фото Матти Сярки

 

Если ты работаешь в театре, сложно измерять время календарными годами, а не театральными сезонами.

1. Итоги года в театрах Карелии со знаком плюс есть всегда. В 2018 году петрозаводские театры ощутимо больше стали ездить на гастроли и фестивали. Это очень хорошо. И в Петрозаводск чаще стали приезжать по-настоящему сильные спектакли: например, спектакли Римаса Туминаса осенью. Ярко прошла в марте «Онежская маска» в стиле семейки Аддамс. И с каждым годом всё больше крепнет творческая дружба наших театров: многочисленные читки, сказки с оркестром «Онего», проекты СТД и т.д. Продуктивно прошёл фестиваль «Лифт», адресованный молодёжи.

Год был урожаен на хорошие постановки. Появился живой спектакль для тинейджеров — «Сказка о Попе и о работнике его Балде» Вячеслава Полякова в Национальном театре Карелии. Актуально прозвучал балет Кирилла Симонова «Коппелия», где по-гофмановски страшен Эдуард Демидов в роли Песочного человека. Главным театральным событием стал спектакль «Сад» Александра Янушкевича в Театре кукол Карелии.

Радостно, что в этом году четыре спектакля отмечены экспертами «Золотой маски»: помимо номинированных «Сада» и лесосибирского спектакля «Мёртвые души» петрозаводского режиссёра Олега Липовецкого, в лонг-лист попали «Сельская честь» Линаса Зайкаускаса в Музыкальном театре Карелии и «Валентинов день» Максима Соколова в Национальном театре. Очень приятно, что осенью на фестивале «Подмосковные вечера» был, наконец, оценён дуэт артистов Театра драмы РК «Творческая мастерская» Ирины Старикович и Георгия Николаева из спектакля «Другой человек» Александра Невинского.

2. Итоги года со знаком минус. Конечно же, мы никуда не можем уйти от висящим над всем российским театральным миром дамокловым мечом «Седьмой студии»…

Как на уровне России, так и на уровне Карелии слишком много потерь. Не стало старейших актёров Русского театра драмы: заслуженной артистки России Эльвиры Александровны Утикеевой и народного артиста России Геннадия Михайловича Мелёхина. Ушёл из жизни старейший актёр и режиссёр театра кукол народный артист Карелии Юрий Иванович Андреев. Нет больше с нами Татьяны Ивановны Бершадской…

3. Прогноз на 2019 год. Общероссийские перспективы туманны. Для Карелии это очередная консолидация театров на церемонии «Онежской маски», которая в честь Года театра будет проходить в Музыкальном театре РК.

Хорошо, что наши театры снова заметили режиссёра Липовецкого: через семь лет после «Снежного чуда» в Национальном театре Карелии его пригласили на постановку «Бременских музыкантов» в Музыкальный театр РК.

Удивительно, что начавшееся ещё в прошлом десятилетии с «Евгения Онегина» в Музыкальном театре РК шествие произведений Пушкина по театрам набрало в отдельно взятом городе такую силу. Только за последние пару лет у нас поставлены «Сказка о мёртвой царевне» в «Творческой мастерской» и «Пиковая дама» в Музыкальном театре, «Сказка о Попе и о работнике его Балде» в Национальном и «Пир во время чумы» в «Ад Либерум». В 2019 планируется постановка «Сказки о рыбаке и рыбке» в Театре кукол Карелии, и тогда Пушкин будет во всех петрозаводских театрах.

Мне кажется, это о чём-то говорит, когда театры вдруг начинают ставить одного автора. Тем более, если этот автор — «наше всё». Возможно, в социально неспокойные времена театр ищет в классике не только радикального обновления смыслов, но и какой-то стабильности, не знаю…

 

Владимир Зорин, председатель Союза художников Карелии: «Карельский прорыв»

Владимир Зорин. Фото Ирины Ларионовой

 

1. Уходящий год для нашей организации был очень результативным. Мы одержали две серьезные победы в грантовых конкурсах.

Во-первых, получили грант правительства Республики Карелия на проект «Карельский прорыв». И мы действительно сделали сильный рывок вперёд: результатом стало успешное участие в выставке художников Северо-Западного федерального округа «Российский север XII» в Мурманске и самое большое по сравнению с предыдущими выставками количество рекомендаций на Всероссийскую выставку. И мы смогли провести в рамках этого проекта в Петрозаводске три – а не одну, как изначально планировалось – выставки кандидатов на вступление в Союз художников России. Да, это, кстати, одно из приоритетных направлений нашей сегодняшней работы – привлечение новых кадров в нашу организацию.

Во-вторых, мы также выиграли президентский грант, над реализацией которого сейчас и работаем. И ещё – сходите, прогуляйтесь по «Комариной тропе», где появились новые арт-объекты в результате проведенного Союзом конкурса совместно с ООО «Охта групп Онега». Еще одно: у нас появилась своя галерея. Она очень камерная, но теперь в нашем Карельском отделении «Союза художников России» висят картины и проводятся выставки. Что вполне логично, не правда ли?

2. Что было со знаком минус? Ну, можно, наверное, вспомнить, что все восьмимартовские праздники – буквально в первые дни вступления в должность — пришлось провести в ремонте замерзших и лопнувших труб в нашем здании. Конечно, возникало много других проблем, но это так, рабочие ситуации.

3. На будущий год у нас много масштабных планов, которые реально будут воплощены. Уже в конце марта в Москве откроется выставка «Россия XIII», в которой наши художники примут активное участие. В самом начале марта в Музее изобразительных искусств Карелии зрители смогут увидеть четвертую часть многолетнего российско-финляндского проекта «Северное направление: нашествие цвета IV». До этого с творчеством участников проекта познакомились жители Санкт-Петербурга в 2016 и 2017 годах, в 2018 году в Хельсинки, а теперь мы представляем этот проект и в Петрозаводске. Уже отобраны и подготовлены картины наших художников для отправки на выставку в Совет Федерации в Москву. Также наших зрителей ждет встреча с творчеством наших художников на республиканской выставке в конце года. Такое вот продолжение «карельского прорыва». Ну и кульминационной точкой прорыва станет выставка карельских художников в залах Союза художников России – в 2020 году. Такая выставка была почти сорок лет назад – в 1980 году, согласитесь, пора выходить из забвения!

Наталия Гродницкая, музыковед: «Хочется, чтобы дальше было не хуже»

Наталия Гродницкая. Фото Ирины Ларионовой

 

1. Закончена реконструкция Петрозаводской консерватории, она вернулась к привычной жизни. Открылся снова Большой концертный зал. И это замечательно, ибо с момента его постройки он стал важным центром музыкальной жизни города.
Начался юбилейный сезон симфонического оркестра Карельской филармонии, и уже осенние месяцы  показали много интересного и привлекательного, что по замыслам будет  продолжено и дальше.
Показал премьеру оперы «Карельский пленник» Музыкальный театр, что свидетельствует о проделанной большой работе труппы и ее хорошем творческом состоянии. Другое дело — особенности постановки, и это уже перетекает в ответ на второй вопрос.
2. Многое в авторском либретто и режиссерском решении оперы «Карельский пленник» вызывает вопросы.
Музыкантов и театралов волнует вопрос о подготовке к 100-летию одного из основоположников карельской композиторской организации, создателя национального балета, народного артиста СССР Гельмера Синисало, которая должна отмечаться в 2020 году. Подготовка к нему уже должна бы начаться, но пока ничего не слышно. А первым в этом плане должен озадачиться театр. Но пока, к сожалению, вспоминается расхожее выражение «Что имеем — не храним…».
3. Надежды? Пока хочется, чтобы дальше было не хуже. А еще: на филармоническом симфоническом концерте 10 декабря сообщили, что в планах города — строительство нового концертного зала. Наконец-то!

Анна Матасова (Анна Воронова), поэт, писатель: «Деньги на новые книги решили в этом году не выделять вообще»

Анна Матасова. Фото Ирины Ларионовой

 

1. Плюсы года, их много. Мне нравится Национальная библиотека после ремонта, который затянулся, как ледниковый период. Зато теперь жизнь там расцветает.

Работает Парк культуры и чтения в «Буквоеде», там мы тоже были в этом году. Чем больше точек, где проводят лекции, встречи с писателями, где есть рост и сдвиг — тем лучше.

Фестиваль «Петроглиф» в Куркиёках прошел для нас под девизом: «В гостях у крокодилов и викингов», был очарователен. Там очень хороший музей и библиотекарь, привет им, пусть у них будет в новом году побольше денег и книг.

Мы написали песню «Заонежье», показали ее в день села в Великой Губе. Путешествовали с Ирой Мамаевой, участвовали в проектах Натальи Вильк, выступали. Вообще Заонежье — лучшее наше литературное путешествие этого лета.

Новые книги вышли у Олега Мошникова и Сергея Пупышева, Яны Жемойтелите — «Хороша была Танюша». Яну я еще не читала, привезу книжку из Петрозаводска. Александр Бушковский на слуху, он стал финалистом премии «Ясная Поляна», это прекрасно. Карельские петроглифы собираются внести в список наследия ЮНЕСКО.

2. Минусов несколько, но они велики, словно черные дыры. Дух божий носится над нашими северными водами, а земля по-прежнему безвидна и пуста. Писатели есть, таланты есть, книги даже выходят – а развития на уровне республики нет. Нет даже замыслов этого развития. Литературной жизни — мизер, деньги на новые книги решили в этом году не выделять вообще. Действительно, зачем республике книги перед столетием, купим лучше воздушные шарики. Нет развития, нет денег, нет будущего.

Библиотеки в поселках и деревнях, где сохранились, уже какого-то допотопного уровня – все то же самое: нет развития, нет денег, нет книг.

3. Прогноз на 2019-й. У меня будет отличный год, год урожая. Я долго писала, а в новом году, надеюсь, выйдут все мои семь новых книг (запомните это число). Ирина Мамаева выпустит огромный новый роман, наверняка получит какую-нибудь престижную премию.

Мы напишем несколько новых песен о Карелии. Фестиваль «Петроглиф» сделает круг и пройдет вблизи онежских петроглифов. Правительство почешет затылок, активизирует мозг, и выделит-таки денег на издательство книг, а то совсем как-то не комильфо.

Карелию с удовольствием посетят многие писатели, поэты и культуртрегеры, например Елена Усачева, Андрей Коровин, Елена Пахомова, Игорь Белов. Писатель и живой классик Мариуш Вильк проведет часть лета в деревне Кондобережная.

В Питкяранте краеведы из клуба «Оберег» начнут проводить краеведческие чтения в библиотеке. У Игоря Борисова выйдет несколько книг о Приладожье. Мы с Ириной Мамаевой наконец-то увидим Ажепнаволок. Мой кот Пабло-Мурр научится читать.

Александр Савельев, архитектор: «Потеря Успенской церкви в Кондопоге — это настоящее горе»

Александр Савельев. Фото Ирины Ларионовой

 

1. В столице Карелии в 2018 году появилось несколько интересных объектов: жилые дома в комплексе «Гармония» в микрорайоне Древлянка-7, комплекс жилых многоквартирных домов «Каскад»,
жилой комплекс «Мира Парк» на улице Муезерской, жилой дом в Студенческом переулке, станция автосервиса на улице Зайцева, индивидуальный жилой дом в Фонтанном проезде, интерьеры сети пекарен «Беккер».

Также положительными моментами является замена старых остановочных комплексов в Петрозаводске на проспекте Ленина, вступление в силу закона о порядке размещения и оформления вывесок на фасадах зданий. Неплохое благоустройство появилось на улице Свердлова у здания гостиницы.

Из важных событий, касающихся строительного комплекса и произошедших в 2108 году в районах республики, необходимо отметить строительство новой школы в поселке Ледмозеро.

 

2. Главный минус, на мой взгляд, – потеря Успенской церкви в Кондопоге. Это настоящее горе не только для Карелии, но и для всей России.

Одним из главных негативных моментов архитектурной жизни города считаю отсутствие главного архитектора города. Процесс решения градостроительных вопросов, согласования архитектурного облика зданий теперь отдан людям, не имеющим специализированного архитектурного образования.

Градостроительный совет собирается редко, только по выбранным сверху спорным темам. Отсюда и множество проблем с архитектурой в последнее время: жуткие заборы вдоль центральных улиц города (я понимаю, что это завязано со странными требованиями ГОСТа, однако, это решаемые вопросы – главное, чтобы была инициатива поменять ситуацию), появление на карте города в прибрежной зоне неоднозначно отведенных участков (например, около спортивно-развлекательного центра на набережной Варкауса по-тихому возникло несколько участков по шесть соток, с назначением земли под гостиницу, хотя все архитекторы прекрасно понимают, что на таком участке возможно лишь поставить индивидуальный жилой дом, но никак не гостиницу – по нормативам она там не пройдет).

3. Прогноз в строительстве в целом скорее неутешительный. Это касается последствий изменения в законе долевого строительства. Многие небольшие строительные организации будут вынуждены покинуть этот рынок, строительство многоквартирных жилых домов смогут осуществлять только крупные застройщики-монополисты, а у нас в Карелии их почти нет. Плюс повышение процента ипотечных ставок, плюс отсутствие должных инвестиций в отрасль промышленности строительных материалов. Как следствие – очередной удар по экономике, потому как строительный комплекс – это четкий индикатор развития страны. И это не поверхностные рассуждения – сейчас всё в открытом доступе, в сети. Статистику можно легко найти в интернете.

Положительный прогноз оставил бы только по архитектурной составляющей строительного комплекса. У нас в Карелии, на мой взгляд, есть талантливые мастера архитектурного дела, есть много инициативных граждан, неравнодушных к облику города. Появляется молодежь, заинтересованная в качественном дизайне города. И, надеюсь, при наличии желания жить в красивой и удобной среде когда-нибудь появятся адекватные возможности.

От редакции «Лицея». В отличие от образования в культуре Карелии кризиса мы не наблюдаем, или он не столь заметен. Как всегда, люди творческие вселяют в нас надежду и веру в лучшее. И это при том, что они реалисты, не закрывают глаза на трудности. Они рады, когда им не мешают, а если еще и помогать активнее станут… Словом, денег нет, но держатся.

Фото Ирины Ларионовой и Матти Сяркки