Культура

Александр Милицкий: «Флейта – понятие космическое»

Александр Милицкий с участниками фестиваля
Александр Милицкий с участниками фестиваля

В Петрозаводске 1-3 апреля проходит флейтовый фестиваль

«Ау!», пауза…и вновь «ау!» — словно кличет флейта из «Одинокого пастуха». В этот раз она снова собирает всех, кто любит живую музыку. На Третьем Открытом Республиканском фестивале имени С.В. Пошехова перед слушателями откроется вся многогранность одного из древнейших музыкальных инструментов. 

Об этом интервью с организатором фестиваля, артистом Карельской филармонии,  преподавателем Александром Милицким.

— Сбывается ли ваша мечта о том, что фестиваль в честь вашего учителя будет совершенствоваться?

Безусловно. Про наш фестиваль узнаёт все больше людей, и появляется больше друзей. Важно, что на фестивале вновь будет вдова Станислава  Васильевича Елена Павловна Пошехова. Хочется также упомянуть прекрасного художника Ирину Мамонтову. Она создала главную афишу и эмблему фестиваля. И, конечно, Ирина не единственный человек, который нам бескорыстно помогает! Мы пробуем новые формы концертов: это и академический формат выступлений, и неформальный — в клубах города, флешмобы.

Фестиваль сотрудничает с разными площадками: это залы Петрозаводской консерватории, Карельской филармонии, музея ИЗО, Городского выставочного зала, Республиканской школы искусств.

Конечно, для выхода на новый уровень нужны финансы. Я отлично понимаю, в какое сложное время мы живем, но на будущее смотрю с оптимизмом и верю, что у фестиваля появится спонсор. Очень хотелось бы помогать детям в приобретении инструментов, которые не каждая семья может себе позволить. Хорошо бы, чтобы на фестивале читали стихи и показывали фильмы, рисовали картины, посвященные флейте, разыгрывали театральные постановки и вели ученые беседы. Моя мечта — приглашать в Петрозаводск артистов и педагогов из других регионов России и зарубежья для проведения концертов и мастер-классов.

–В этом году у фестиваля есть новшество – круглый стол преподавателей-флейтистов.

–  Его цель — собраться вместе и обсудить актуальные проблемы педагогики, сверить часы и просто по-человечески друг друга лучше понять. Ведь учителя, если и пересекаются, то мельком, на бегу, учитель все время думает о своих подопечных, всегда в заботах о них. Круглый стол даст нам возможность немного передохнуть и поговорить, это действительно важно.

– Какие проблемы музыкального образования Карелии вы хотели бы обсудить?

 Современная жизнь ставит много проблем перед музыкальным образованием. Это и новый виртуальный мир, в котором мало размеренности и много ненужной суеты, смещение ценностей в сторону прагматизма и меркантильности. Сама система музыкального образования совершенствовалась долго и доказала свою эффективность, но вызовы серьезны, системе придется меняться. Государство возложило на педагогов высокую ответственность за воспитание детей, но в данный момент педагоги музобразования — самые социально незащищенные слои населения. Про низкие зарплаты можно говорить долго, многое держится на энтузиазме и подвижничестве, однако таких педагогов с каждым годом все меньше, молодежь будет выбирать более легкие профессии.

Главное условие успешного развития музыкального образования — дать спокойно работать учителям в финансовом, психологическом смыслах. Есть и проблема большой загруженности детей: в общеобразовательной школе учителя требуют максимум усилий, родители порой отдают ребёнка в разные секции, и в музыкальную школу он приходит уже совершенно опустошенный.

–Работа в оркестре, преподавание, концерты и фестиваль. Откуда вы сами берёте энергию, и хватает ли времени на семью?

 Времени, безусловно, не хватает, но жертвовать семьей я тоже не хочу, стараюсь свои интересы прививать детям, чтобы весело было вместе. Играем с сыновьями на блок-флейтах и, конечно, в футбол, а динозавры меня интересуют не меньше, чем моих мальчишек. Надо стремиться отдыхать с детьми, хоть это и не всегда получается. Жена меня понимает, она музыкант, и мы с ней вместе выступаем. Часто я корю себя за усталость и недостаточную трудоспособность, тоже люблю повалять дурака. Энергию мне придает сознание того, что игра на флейте, преподавание и организация фестиваля — это, безусловно, правое дело, в котором я могу приносить пользу. Когда я вижу результаты работы, не могу позволить себе отступать перед трудностями, которых, конечно, много.

– Что вас поддерживает в трудные минуты?

 Я говорю себе, что у каждого свой путь и его надо пройти, есть много людей, которым хуже, чем тебе. Роптать и плакаться — это несправедливо по отношению к жизни, нам уже многое дано. Помогает такое качество, как упрямство, я не ищу легких путей, и в преодолении ловлю свой кайф. Путешествия на горный Алтай, Байкал, Русский Север, в Киргизию, на Иссык-Куль — сильнейшая энергетическая подпитка. Даже просто воспоминание об опыте преодоления в этих походах поддерживает мой дух. Также помогает уверенность в том, что музыка, флейта — космические понятия. Это меня вдохновляет.

– А что ещё вдохновляет?

 Русская и зарубежная литература: Достоевский, Лев Толстой, Гессе, Томас Манн, фильмы Балабанова, Тарковского и Висконти, картины  Николая Рериха, Глазунова, Брейгеля, Гойи. Мне нередко снится архитектура Санкт-Петербурга – наверное, это воспоминания из детства, чувствую трепет перед русскими церквями.

– Какая музыка сопровождала вас на туристических тропах?

 Очень разная: и рок-музыка, и барды, и просто красивая мелодия, песня. Сейчас сыграл бы «Одинокого пастуха», стоя где-нибудь на перевале Кара-Тюрек и глядя на белую корону горы Белухи.

– Вы ещё и волонтерством занимаетесь. Что для вас значат эти проекты?

 Я был волонтером в горном Алтае, получил много эмоций, интересных впечатлений, но считаю, что моя деятельность как музыканта, учителя и организатора концертов более полезна. Странно быть профессиональным исполнителем и редко выступать, абсурд, но в этой ситуации находятся почти все студенты и состоявшиеся музыканты. Работая в симфоническом, в народном оркестре, я чувствовал недостаток именно таких личных выступлений, в том числе и по этой причине создается фестиваль: мы дадим возможность играть всем, кто хочет.

– Наверно, музыкантам, исполняющим классику, близка эпоха века 19-го, с оркестрами на балах?

– Было бы однобоко судить о том времени лишь по балам и музыкальным гостиным. Себя я причисляю к пассионариям и, возможно, покорять Сибирь мне было бы больше по сердцу, чем кружить на балах. Но атмосферу минувших дней воссоздать можно. Кафтан Преображенского полка висит у меня в шкафу, — как-то познакомился с людьми, которые занимаются реконструкцией, оказалось, им нужна поддержка, они энтузиасты-мечтатели, поэтому я с ними.

– Какие ещё задумки у вас есть?

 Есть планы создать клуб флейтистов, в рамках которого будут регулярные встречи-концерты на разных площадках. Эту идею поддержала руководитель филиала музея Н. Рериха Национальной библиотеки РК Лилиана Павловна Жохова. Флейта – способ познания мира, она рождает множество взаимосвязей, и клуб — это своего рода продолжение нашего фестиваля флейтистов.

– Говорят, есть легенда о появлении флейты…

 Как-то ужасный с виду, но добрый бог природы Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс, но она не ответила ему взаимностью и ускользнула, превратившись в тростник. Подул ветер, и тростник стал издавать чудесные, грустные звуки. Чтобы эта нимфа всегда была с ним, лесной бог сделал из тростника флейту. Классическая история неразделенной любви. Пан переносит свои чувства на флейту, это поэтично и очень жизненно. Мне нравится идея, будто внутри флейты обитает нимфа и что флейта появилась в результате любви, а игра – продолжение той древней любви. 

 

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

31 МАРТА 17.00-18.00 – большой флешмоб «Флейтовая кутерьма» (все участники фестиваля в ТРК «Лотос plaza», Лесной пр., 47 а)

1 АПРЕЛЯ 16.00 – концерт юных исполнителей-флейтистов в концертном зале ГБОУ РК «Специализированная школа искусств» (ул. Ленинградская, 19)

2 АПРЕЛЯ 11.00-13.00 – круглый стол преподавателей-флейтистов с участием ведущих педагогов Карелии (конференц-зал Специализированной школы искусств, ул. Ленинградская, 19)

3 АПРЕЛЯ 17.30 – концерт гостей фестиваля: студентов и профессиональных музыкантов (малый зал ПГК им. А.К. Глазунова, ул. Ленинградская, 16)