В Петрозаводске прошёл второй концерт XV Международного музыкального фестиваля «Белые ночи Карелии»
В Большом зале консерватории выступили молодые музыканты из Петербурга — арфистка Оксана Сидягина и пианист Андрей Телков.
Одним из центров поддержки талантливой музыкальной молодежи страны уже много лет является Санкт-Петербургский Дом музыки, возглавляемый известным виолончелистом, народным артистом России, профессором Сергеем Ролдугиным. Ролдугин и сам принимал участие в концертах карельского фестиваля «Белые ночи Карелии» с проектом «Посольство мастерства», и неоднократно присылал своих питомцев, объединенных в Музыкальную сборную России. Некоторые из них по праву завоевали международное признание, став украшением музыкального Олимпа страны.
В концерте, состоявшемся 24 апреля в Большом зале Петрозаводской консерватории, нынешний раут фестиваля познакомил нас с двумя интересными представителями когорты талантливых – арфисткой Оксаной Сидягиной и пианистом Андреем Телковым. Каждому из них было предоставлено по одному сольному отделению.
Выступление Оксаны Сидягиной невольно всколыхнуло память об известной карельской арфистке Ариадне Тугай, украшавшей музыкальную жизнь республики в 50-80-е годы минувшего столетия, выступавшей не только в тогдашнем Советском Союзе, но и за рубежом. С ее уходом в 90-е годы в наших концертных залах смолкла и арфа.
Оксана Сидягина сформировалась в совсем иной исполнительской ситуации, пройдя через классическую столичную арфовую школу под руководством известной московской исполнительницы, народной артистки России, профессора Эмилии Москвитиной. Первую награду она получила в 2008 году на IV фестивале-конкурсе имени выдающейся советской арфистки Веры Дуловой. С 2014 года становится представительницей Санкт-Петербургского Дома музыки и практически каждый год участвует в различных международных фестивалях и конкурсах, завоевывая престижные места и зрительские симпатии, удостаивается выступлений на сцене ООН в Нью-Йорке и ЮНЕСКО в Париже.
Арфа – один из самых древних и загадочных инструментов. Ей приписывались магические свойства, считалось, что она связывает землю и небо, открывая двери в рай. Овладеть искусством игры на современной арфе весьма не просто. В начале своего бытия она выглядела совсем иначе: была небольшой, держалась в руках и имела сравнительно немного струн, напоминая другие щипковые инструменты у разных народов. В эпоху Возрождения арфа стала популярной в аристократических кругах, а в XVII-XVIII веках обрела новую элегантную форму и заняла одно из ведущих мест в салонах знати.
Но поистине революционное преображение произошло с арфой на рубеже XVIII-XIX веков, когда француз немецкого происхождения Себастьян Эрар превратил ее из скромного диатонического инструмента в хроматический, существенно расширив возможности звукоизвлечения за счет увеличения количества струн и ножных педалей. Конечно, новые средства несказанно обогатили ее выразительные возможности, прибавили красок и динамической энергии, благодаря чему она стала законной участницей симфонического оркестра. Однако, в оркестре она занимает свое особое место, располагая такими красочными средствами, которыми другие инструменты не обладают. И, конечно, по-прежнему арфа остается инструментом, раскрывающим свои исключительные звуковые богатства в камерной обстановке.
Оксана Сидягина блестяще продемонстрировала все специфические приемы арфового исполнительства, и мы еще раз убедились, что максимальной выразительной силы арфа достигает там, где она творит что-то необычное, таинственное, волшебное. Достаточно вспомнить, что там, где, например, изображается сказочная водная стихия, арфа просто незаменима.
Репертуар арфистов формируется в основном в опоре на творения эпохи барокко и опусов XX-XXI веков. Барочные сочинения, как правило, подвергаются обработке, ибо с тех пор инструмент изменился и открыл дотоле невиданные возможности, что подтвердила и исполненная Сидягиной «Прелюдия и токката» Г.Ф. Генделя в обработке М. Гранжани. А создававшиеся позже произведения уже рассчитаны авторами на достигнутые возможности. Это пьесы: «Рапсодия для арфы соло» Гранжани, «Легенда» Андре Ренье, Аndante espreswsivo Бориса Тищенко. Но чаще композиторы обращаются к арфе в создании образов неведомого, причудливого, нереального, как, например, прозвучавшие музыкальные сказки Сергея Слонимского «Похищение Василисы Прекрасной» и «Жар-птица».
Почти все исполненные произведения относятся к жанру миниатюры, что вообще характерно для арфового репертуара. О масштабности в предложенной программе можно говорить лишь в «Вариациях на тему из оперы-балета А. Кампра (композитора рубежа XVII-XVIII веков) «Венецианский карнавал» Вильгельма Поссе (1852 — 1925). Здесь арфисту предоставляется возможность продемонстрировать всю феерическую технику инструмента, что блестяще и сделала Оксана Сидягина.
Пианист Андрей Телков, также призер различных международных конкурсов, исполнитель, безусловно, очень талантливый. Два первых произведения, — «Адажио си минор» и «Рондо Ре мажор» Моцарта, он сыграл по нотам, как бы боясь упустить какое-то авторское указание, все те штрихи, которые являются неотъемлемыми приметами композиторской индивидуальности. Оба сочинения Моцарта прозвучали на редкость классически строго.
Но как же все изменилось в исполнении «Юморески» Роберта Шумана! Как будто за роялем появился другой человек. Это было поистине ошеломительно, и очень по-шумановски: бурные стремительные порывы, наполненные протестом и горечью отчаяния, чередовались с эпизодами лирически одухотворенного высказывания, как будто излюбленные шумановские персонажи – неистовый Флорестан и поэтически вдохновенный Эвсебий — вели нескончаемый диалог.
Почему масштабная тридцатиминутная фантазия названа «Юмореской», можно только гадать, ведь создавалась пьеса девятнадцатилетним юношей, когда в нем кипели необузданные страсти, подогреваемые длительной борьбой за возлюбленную – Клару Вик. Возможно, так проявилась романтическая ирония, которую, кстати сказать, первым в музыке выразил Шуман.
Итак, спасибо Санкт-Петербургскому Дому музыки за новое знакомство с талантливыми посланцами!