Лето для многих наших артистов было жарким, несмотря на климатический холод. Актриса Национального театра Карелии Людмила Исакова поделилась впечатлениями о летних каникулах. Мы не торопились, поэтому беседа вышла за рамки лета, о чем я не пожалела.
— Помню, что в прошлом году вы поразили всех прыжком с парашютом. А что интересного произошло этим летом?
— Ну, лето еще не закончилось… Впереди две с лишним недели, и можно успеть многое. У нас был очень сложный сезон и предстоит не менее тяжелый, но очень интересный. Было и будет много фестивалей, гастролей, спектаклей. Хочу хорошенько отдохнуть и набраться сил, так что впереди у меня ещё солнце и море.
Лето в этом году насыщенное и интересное. Недавно я вернулась из Санкт-Петербурга, где нам с друзьями повезло с погодой: мы катались по Неве, были в потрясающем музее рекордов «Титикака», в цирке на шоу братьев Запашных, посетили лофт-проект «Этажи» и Новую Голландию. Я люблю Питер, это мой любимый город, мой воздух. Кроме того, я две недели отдыхала с семьей в Финляндии, потом была лаборатория под Псковом — одно из самых ярких событий моего лета.
И ещё я отметила свое 30-летие. Три дня мы с друзьями и их семьями провели в палатках на Ладоге, это стало уже традицией, а традиции нарушать нельзя, тем более если они доставляют только позитивные эмоции. Это было незабываемо. В прошлое лето я прыгала с парашютом, а этом году друзья подарили мне ещё одну мою мечту — полет и управление самолетом, так что попробую себя в роли пилота.
— Поздравляем вас! Ваши поклонники уже наслышаны, что вы приняли участие в лаборатории по современной драматургии, которую уже восемь лет проводит государственный Театр Наций под руководством Евгения Миронова в рамках программы по поддержке театров малых городов России…
— Это было совершенно неожиданно. Мне сказочно повезло поучаствовать в этой лаборатории вместе с Никитой Анисимовым, Глебом Германовым и Андреем Шошкиным. Обычно лаборатории проходят не в театре, а, как правило, или в музеях, или в усадьбах. На этот раз лаборатория проходила в Пушкинских Горах и ставили, естественно, Пушкина.
Участвовали три группы артистов: мы, из Великих Лук и Серовского театра. Нам посчастливилось поработать и попасть в команду молодого московского режиссера Кирилла Сбитнева, с которым мы сразу же нашли общий язык и жаждем продолжить нашу работу.
Наши сцены по достоинству оценила театральный критик Алла Михалева, зрители, коллеги и мы сами получили массу непередаваемых эмоций и кайфа от проделанной работы. С первых репетиций поняли, что это будет круто, и смело окунулись в материал и предложенные режиссером обстоятельства.
— Было естественным поставить что-то из того, что Пушкин писал в Михайловском…
– Так и было! Мы ставили «Бориса Годунова». Нас вновь поразил текст Пушкина и его гениальность! Он настолько современен, актуален, что просто невероятно! Борьба за власть, продажность, неблагодарность, грязь — человек всё тот же, ничего не меняется…
Нам достались первые сцены драмы. Началось все необычно. Действо проходило в селе Бугрово, что в километре с небольшим от Михайловского. Мы плыли с середины озера и выходили на пирс, где начинался пролог. Потом вместе со зрителями переходили и действие продолжалось в 4-х локациях.
Изначально мы не знали, кто кого будет играть. В первой части я увидела для себя лишь одну женскую роль — бабу с ребенком (народ). И потому полной неожиданностью для меня и для всех нас стало, когда Кирилл предложил мне играть Бориса Годунова. Я с удовольствием согласилась. Воротынского и Пимена очень интересно и достойно играл Глеб Германов, Никита Анисимов – хитрого царедворца Шуйского, а также обаятельную журналистку «Медузы». Андрей Шошкин попробовал и влюбился в Гришку Отрепьева.
Текст, а там были довольно большие монологи, нужно было выучить за два-три вечера. Это получилось, я думаю, за счет адреналина и куража, которого было достаточно, сроки были ничтожно маленькие. Это был настоящий драйв, потрясающий опыт.
Нас отметили, хвалили и даже есть надежда, что лабораторию как-нибудь проведут на базе нашего театра. Это было бы чудесно, потому что лаборатория — как глоток свежего воздуха для любого артиста. Мы переродились и открыли в себе новые грани и возможности актерского нутра, что для актеров очень важно. В лабораториях ты можешь пробовать и делать то, что, возможно, никогда не сыграешь в театре, в этом минус репертуарного театра.
– Помню вас во многих ролях. Мне кажется, вы очень выросли как актриса. Вы, наверное, мечтали стать актрисой с детства?
– Нет, совсем нет. В детстве мне только нравилось петь и танцевать, да и у нас в семье нет никого, кто трудился бы в сфере искусстве. Мое детство прошло в Олонце, где я занималась в студии «Триумф», там-то мне и привили любовь к сцене. После школы я подавала документы в разные учебные заведения, но сразу поступила в Колледж культуры и искусств, где для труппы Национального театра набирали целевой актерский курс.
До этого в театре была однажды на спектакле «Коробейники». Тогда, помню, отмечали юбилей Петра Григорьевича Микшиева. Я сидела в зале и думала: «Вот бы оказаться рядом с ними на этой сцене!». И через год всем курсом мы поздравляли театр с юбилеем.
А вообще, я думала проучиться год, а потом поступать в Питер, но у нас сложился такой дружный и активный курс, что никуда я не уехала и нисколько об этом не пожалела. Со второго курса колледжа нас стали брать для участия в репертуарных спектаклях, начиная с новогодних сказок. Потом это были массовки, небольшие роли, дубли, вводы… В общем, с 2007 года мы уже активно работали
– Вы уже практически десять лет на сцене, даже чуть больше. Сыграли больше тридцати ролей. Какие из них стали для вас самыми значимыми?
– Первая роль всегда из тех, что не забудешь. Это была роль Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон». Первая главная роль, 300 человек в зале, я, молодая и зелёная студентка второго курса, играла мальчика в дубле с Элли Нярья.
С каждой ролью связаны какие-то свои переживания и воспоминания. Уже десять лет у нас идет водевиль «Беда от нежного сердца», которую я очень люблю и где играю Катю из Тамбова, тоже одна из первых и характерных моих ролей. Это наш первый дипломный спектакль, поставленный Андреем Дежоновым. Этот спектакль-долгожитель мы отыграли больше 175 раз!
Во время учебы я попала в проект «Дружба» и дважды работала с немецким режиссером Ральфом Зибертом в Германии, где показывали сначала «Коварство и любовь» (сыграла Луизу Миллер). Потом была роль Джульетты в «Ромео и Джульетте». Многие актрисы мечтают сыграть роль Джульетты, а я не мечтала, честно, но мне повезло. Было сложно, но очень интересно, эта роль очень многому меня научила и воспитала.
Очень скучаю по Корделии, одной из моих любимых ролей. Очень сильный и мощный был спектакль в истории нашего театра! «Король Лир» после смерти любимого Леонида Владимирова не идет. Я очень его любила, боялась, уважала, благоговела перед ним как перед родным отцом, который тоже рано ушел из жизни. В финальной сцене, когда короля Лира приносят на носилках, я произношу монолог отцу. Плачу, у него тоже текут по щекам слезы, зал всхлипывает. До сих пор, когда вспоминаю, мурашки идут по коже… Наталья Ивановна Прозорова из «Трёх сестёр» — тоже очень интересная барышня из списка моих любимых ролей, Оливия из «Двенадцатой ночи». Честно говоря, каждая из ролей вымученная и родная.
– Часто зрители думают, что жизнь артиста – это вечный праздник и что они небожители. Спектакли, огни рампы, признание зрителей, фестивали, гастроли… Так и есть?
– Да, конечно, жизнь в театре – это праздник! Премьеры, гастроли, фестивали, конкурсы – всё это есть. Кроме того, у нас замечательная, дружная и сильная труппа, с которой некогда скучать, да и на фестивалях наш театр отмечают и награждают как слаженный коллектив и очень хороший актерский ансамбль.
Отдыхаем мы весело, но работаем, конечно, больше, за яркими и красочными картинками на сцене стоит много труда, пота, усилий и сложностей. Куда ж без них, но мы вместе мы способны на всё. Оглядываюсь назад, вспоминая, что было, оценивая, что есть сейчас, думаю о будущем и с радостью осознаю, что не ошиблась в выборе в профессии, для меня моя работа в радость. Не зря же говорят: «Найди любимую работу, и ты больше не будешь работать ни одного дня». Это про меня.
Фото Ирины Ларионовой и из архива Национального театра Карелии