Петрозаводск – это мы
Чтобы решиться сделать интервью с человеком, иногда мне достаточно нескольких мгновений. Так случилось, когда я увидела на концерте Альбину Хузину, художественного руководителя и дирижера академического женского хора «Глория».
Перед хористами стояла высокая стройная молодая женщина. Зазвучала песня. С первого мгновения меня поразили руки дирижера: как две встрепенувшиеся птицы, они не отпускали моего внимания. Грациозные и в то же время энергичные движения Альбины, казалось, способны были воодушевить целую армию. Хор отзывался на каждое движение руководителя, зал притих и заслушался. Помню, подумала тогда: «Эта девушка на своем месте…» А потом Альбина вышла к зрителям с сольным номером, и ее голос тоже заворожил. Казалось, звучала сама душа.
Хору «Глория», которым руководит Альбина Хузина, в этом году исполняется 15 лет. Чем не повод для разговора и, вот мы сидим за чашкой чая, и я слушаю необычную историю девочки, мечтавшей посвятить свою жизнь музыке и воплотившей мечту в жизнь.
– Говоря о хоре, в первую очередь хочу сказать о своей маме, Наталье Михайловне Хузиной, доценте кафедры дирижирования Петрозаводской консерватории, – начинает Альбина. – Она просто офигенный человек! Я стала руководить хором сразу после окончания консерватории. Конечно, я умела и дирижировать, и вести вокал, но опыта работы с людьми у меня не было никакого. Мне было 24 года и, что греха таить, я была резковата. Но благодаря маме многому научилась, ведь руководить коллективом и сохранить добрые отношения не так просто. Мама тоже поет в хоре. Каждый ее приход на репетицию — как приход солнца, и это именно ее заслуга, что в нашем женском коллективе царят дружба и взаимопонимание. У нас замечательный коллектив. В моем лексиконе нет слова «работать», мы занимаемся любимым делом, мы творим искусство.
Музыкальная судьба Альбины была определена с самого рождения, ведь она родилась в семье музыканта и военного. Трех недель отроду вместе с родителями поселилась в гарнизоне Бесовец под Петрозаводском. Мама к тому времени окончила музыкальное училище и поступила в консерваторию.
– Мне кажется, – улыбается Альбина, – мое музыкальное развитие началось еще с молоком матери. После моего рождения мама вынуждена была покинуть консерваторию и вернулась туда, когда мне исполнилось 8 лет. Забавно, но когда я уже сама, учась в консерватории, разбирала какие-то партитуры, мне все время казалось, что все это я уже когда-то слышала и знаю. К тому же я росла в отличной музыкальной компании. Моя мама очень гостеприимная, и к нам всегда приезжали друзья: доктор искусствоведения, профессор У Ген Ир со своими учениками, Юрий Клаз, теперь канадский дирижер, который был и остается другом нашей семьи, многочисленные коллеги и соученики.
Возить маленькую Альбину в музыкальную школу в город было не с руки. И она начала заниматься на фортепиано в Бесовце. Но в дальнейшем, по совету знакомых, было принято решение все-таки определиться в специализированную школу искусств, где и началась почти взрослая и ответственная жизнь.
– Это было непросто, были и слезы, – вспоминает Альбина, – ведь до 11 лет я жила дома с любимыми родителями. В школе я много занималась, меня даже отпускали с предмета «музыкальная самоподготовка», зная, что контролировать меня не надо. Сейчас-то я понимаю, что это была хорошая школа жизни, которая сделала меня такой, какая я есть. Моим учителем музыки в школе была Ольга Викторовна Давыдова. Именно она научила меня работать по-настоящему.
Вообще, жизни матери и дочери Хузиных неразделимы: уверенно и стабильно идут они одной дорогой. Наталья Хузина очень хотела, чтобы ее дочь училась в музыкальном училище у лучшего педагога – Анны Александровны Мазановой, у которой училась сама. Так и получилось.
– Анна Александровна человек удивительный, увлекающийся, интеллектуал! – восклицает Альбина. – Ей 82 года, и она до сих пор преподает! Я училась у нее девять лет, сначала в училище, потом в консерватории. Кстати, у нее же учился Юрий Львович Клаз. Есть учителя, которые просто дают уроки, а Анна Александровна из тех, кого можно назвать сан-сэй, наставник, учитель с большой буквы. С ней никогда не скучно, всегда интересно!
– Вы окончили музыкальное училище и консерваторию по классу дирижирования, а как решили стать вокалисткой?
– Мне кажется, петь я захотела лет в 13. Помните, тогда вышел фильм «Телохранитель», где потрясающе поет Уитни Хьюстон? Эта идея меня захватила. Уже отучившись на дирижера, поняла, что без пения жить не могу. Мысль о вокале меня не оставляла. Окончив консерваторию, решила искать педагога по вокалу и по совету хорошего человека отправилась к Валерию Ивановичу Дворникову, когда-то артисту Музыкального театра, а потом преподавателю консерватории. Он по гороскопу, как и Анна Александровна Мазанова, водолей, а водолеи по странному стечению обстоятельств играют в моей жизни особую роль. Это очень эмоциональные, активные, творческие люди. У них всегда масса идей. Валерий Иванович – эстет, мне нравится его подход к жизни, отношение к искусству. Так вот, он предложил мне отказаться от частных уроков, а поступать на отделение вокала, чтобы стать профессионалом своего дела. Это был знаковый момент. И мама меня поддержала, что было очень важно для меня. Я вообще люблю учиться. Обычно это новые люди, новая информация, новые возможности. Процесс обучения вызывает у меня подъем и ощущения счастья.
Альбина человек целеустремленный. Сам маэстро Георгий Терацуянц рекомендовал Альбину Хузину в качестве преподавателя в музыкальный колледж. Она преподает там 13 лет, а теперь и в консерватории.
По характеру ей просто необходима смена деятельности, поэтому у нее масса других интересов, ее влекут языки, ей хочется путешествовать. Но два самых дорогих места для нее – это Вышний Волочек, родовое гнездо матери, и Петрозаводск, который она начала узнавать, по сути, только в подростковом возрасте, живя в интернате.
– Петрозаводск настолько комфортный для меня город… – признается Альбина. – Я здесь всех знаю, и многие знают меня. Мне дороги многие улицы нашего города, нравится, что у нас много романтических мест, кафе, где можно выпить кофе и пообщаться. Нам с подругами нравится открывать такие места в городе. В этом смысле Вышний Волочек очень проигрывает европейскому Петрозаводску. Там после шести вечера жизнь затихает: у всех свои дома, огороды, в общем, другая жизнь, и в ней тоже есть свое обаяние. Я рада, что Петрозаводск с каждым годом преображается, меняется к лучшему. Чувствуется, что город живет! Надо ценить то, что у нас есть.
Фото Ирины Ларионовой и из семейного архива Хузиных