Карельский режиссер Владимир Рудак вот уже почти пятнадцать лет снимает фильмы и с помощью своих работ ломает стереотипы о людях с ограниченными возможностями, занимается популяризацией кино не только в России, но и на международном уровне. Фильм «Ананас», в котором главный герой скрывает, что уже давно может обходиться без инвалидного кресла, не раз показывали за рубежом — в США, Финляндии, Германии и Австрии.
Поговорили с Владимиром об участии во всероссийском конкурсе мобильного кино, новом творческом опыте и о реабилитации людей с инвалидностью через кинематограф.
— Вы стали финалистом всероссийского конкурса короткометражных фильмов, снятых на смартфон, «Опа! Искусство внезапности», который проводится c начала июня при поддержке бренда камерофонов OPPO. Почему решили принять участие?
— Участие в кинофестивалях и конкурсах всегда волнующе, появляется стимул собрать единомышленников, чтобы работать вместе на результат. Важно не только снять фильм, но и показать его аудитории, что тоже не всегда просто организовать. «Опа! Искусство внезапности» предполагает также показ работ финалистов в специальной программе масштабного Фестиваля уличного кино. Это еще больше вдохновляет.
— Всего организаторы на первом этапе получили более 500 сценариев. Ваш «Дорога к озеру» вошел в число восьми лучших. О чем эта история? Как пришла идея?
— Идея, которую захотелось переместить на большой экран, появилась стремительно. По правде говоря, мне всегда легче работать в режиме ограниченного времени — сценарий я написал за один день, потом еще несколько дней вносил незначительные правки.
Моя история о путешествии героев к мистическому озеру, которое, по легенде, помогает людям обрести желаемое. Работа над «Дорогой» дала мне новый творческий опыт и вдохновение.
— «Дорога к озеру» — трехминутная короткометражка. Короткий метр — это своеобразный трамплин для начинающего режиссера или же все-таки полноценный жанр, требующий определенных навыков?
— Я думаю, что все-таки это полноценный жанр. Не у каждого режиссера получается справиться с коротким метром. И наоборот. Наверное, это как поэзия и проза. Но, конечно, короткий метр может стать отличным стартом для тех, кто планирует снимать полнометражное кино. Таких примеров много. Даже уже состоявшиеся режиссеры с внушительным опытом периодически возвращаются к короткому метру, несмотря на то что у них есть возможность снимать полнометражные картины.
— У фильма открытый финал, он оставляет послевкусие недосказанности. Каким вы видите завершение?
— Наши герои изменились не благодаря озеру, а благодаря встрече и совместной поездке. В моем видении каждый из них получит то, что хотел.
— В кадре зритель видит очень живописные локации. Снимали в Карелии?
— Все верно, я живу в Карелии, где природа, можно сказать, под рукой, поэтому такими локациями нельзя пренебрегать.
— Согласно условиям конкурса, участники должны были снимать свои фильмы на смартфон. Это ваш первый опыт мобильной съемки?
— Да, «Дорогу к озеру» сняли полностью на флагманский смартфон OPPO Reno 10x Zoom, предоставленный организаторами. Если говорить о профессиональном кинопроизводстве, то это первый проект, который мы делали на смартфон. Конечно, все мы снимаем периодически какие-то быстрые видео в повседневной жизни, но это кардинально отличается от той работы, которую мы проделали в рамках конкурса.
— В работе над фильмом вам помогал один из менторов конкурса — известный режиссер мобильного кино Максим Муссель…
— Максим является основателем движения мобильного кино в России, потому работать с ним было интересно и познавательно. В процессе нашего общения он помогал мне советами, посвящал в различные тонкости съемки мобильного кино. Мне было приятно, что результат ему понравился.
— Все конкурсные короткометражки показывают на площадках Фестиваля уличного кино. А это сотни тысяч зрителей по всей стране — от Калининграда до Владивостока!
— Показы фестиваля действительно посещает большое количество зрителей, но было совсем не страшно, скорее радостно за то, что твою работу увидит такая большая аудитория.
На фотографии с показа в Якутске было видно, что зрители улыбаются, глядя на кадр из нашего фильма. Для меня этот момент стал самым запоминающимся. Мне нравится, когда люди радуются при просмотре моих работ.
— В своем новом фильме, как и в других творческих работах, вы поднимаете социальную тему инвалидности. Это призыв к милосердию или призыв к действию?
— Я считаю, что тема инвалидности в российском кино еще практически не освоена, картин очень мало, в них зачастую герой с инвалидностью вызывает чувство жалости.
Так сложилось, что я творческий человек, и у меня есть инвалидность, поэтому я стараюсь изменить сложившиеся за долгие годы стереотипы. Ведь мы тоже радуемся, печалимся, шутим и сердимся, это и надо показывать на экране. Кино является мощным инструментом, благодаря которому можно изменить мнение о людях с инвалидностью.
— Вы описываете «Дорогу к озеру» как романтическо-мистическое роуд-муви о мечте и пути к ней. У вас есть мечта?
— С моей мечтой все очень просто. Давно не получается попасть на море с обустроенным пляжем, где можно без посторонней помощи оказаться в море. Для кого-то это банально, а для меня целая мечта.
— Победителю всероссийского зрительского голосования достанется 1 000 000 рублей. Уже думали, на что потратите деньги в случае выигрыша?
— На создание нового мобильного инклюзивного проекта!
— Мы знаем, что вы сейчас работаете над открытием инклюзивной мастерской мобильного кино…
— Я являюсь автором проекта «Реабилитация людей с инвалидностью через кинематограф». Сначала думал о создании документальной мастерской, проводил встречи с ребятами с инвалидностью, с ними мы обсуждали принципы создания кино. После участия в конкурсе «Опа! Искусство внезапности!» и общения с Максимом Мусселем появилась идея использовать во время таких съемок смартфоны.
Творчество объединяет людей, несмотря на какие-либо различия, помогает преодолеть психологические барьеры и раскрыть творческий потенциал. Люди с инвалидностью очень часто вовлечены в творчество – хорошо поют, талантливо играют на музыкальных инструментах, проводят много времени за написанием очередного рассказа и даже что-то снимают! Но делают это, к сожалению, на любительском уровне, для себя. Потому что не всегда есть возможность получить образование из-за отсутствия доступной среды в учебных заведениях.
— Поделитесь своими творческими планами…
— Все перечислять не буду, чтобы никого не утомить. У меня есть своя рок-группа, с которой мы планируем записать новые песни, в разработке находятся документальные и игровые проекты. Сейчас набирают обороты веб-сериалы, этот формат меня тоже привлекает. С идеями трудностей нет, главное — это найти возможность их реализации.