Афиша Петрозаводска, Дом актёра, Культура

Яна Тумина: «Мы старались соответствовать Пушкину»

Режиссер спектакля "О рыбаке и рыбке" Яна Тумина перед премьерой. Фото: Ирина Ларионова
Режиссер спектакля «О рыбаке и рыбке» Яна Тумина перед премьерой. Фото: Ирина Ларионова

Театр кукол Карелии показал премьеру – спектакль «О рыбаке и рыбке» в постановке известного режиссера из Санкт-Петербурга Яны Туминой.

Из названия хрестоматийного сочинения Александра Пушкина убрано слово «сказка», поскольку для режиссера это вовсе не сказочная история с хорошим концом.

Спектакль смотрится на одном дыхании, дети не шумят, не отвлекаются и не отвлекают. О нем хочется думать, вспоминать видеоряд, режиссерские придумки, расшифровывать их. Понимать его можно по-разному. Жанр действа – «притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей». Наш театральный обозреватель Борис Гущин считает, что спектакль нужно показывать семейным парам. А я прочитала его  иначе — как развернутую метафору взаимоотношений народа и власти.

Сцена из спектакля "О рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

На следующий день после первых двух показов режиссер дала пресс-конференцию. Хорошая практика: обычно с журналистами встречаются до премьеры, когда и спрашивать-то особо не о чем.

— На какой возраст рассчитан ваш спектакль? Знаю, что с восьми лет, но подумала: считают ли дети смыслы, подтексты, метафоры?

— Меня преследует этот вопрос с тех пор, как я начала работать в кукольном театре… Это спектакль для семейного зрителя. Для меня все эти возрастные ограничения – условность. Какие-то дети считают метафоры, какие-то дети спросят потом у родителей, смогут обсудить.

Я, когда делаю спектакль, не ограничиваю себя размышлениями, поймет ли его среднестатистический ребенок, среднестатистический зритель. У меня у самой четверо детей, у меня есть ориентиры, как дети думают, размышляют. Иногда мы недооцениваем детей, не думая, что ребенок может воспринимать что-то глубже, ассоциативнее.

У меня такая мерка – спектакль для читающих детей, потому с восьми лет. Но я не исключаю, что его может осилить и ребенок пяти лет.

Желательно видеть в зале разновозрастную публику. Пушкин, на секундочку, не был детским писателем, у него нет отдельно детского репертуара.

— Скажите, я ошибаюсь, поняв финал как открытый? Нет там финальной точки, после может быть так, а может иначе…

— Мы старались соответствовать Пушкину – у него очень открытый финал. Старик возвращается и видит то же, с чего всё и началось – разбитое корыто. Там вообще депрессивный финал, полное опустошение. Все знаменитые художники-иллюстраторы рисуют финальную картинку этой сказки очень не по-детски. Поэтому мы позволили себе более гуманистический финал, представили, что есть примирение, объятия, покаяние. Понятно, что без трещины уже не будет. Многоточие необходимо, чтобы зритель имел свободу интерпретации.

Сцена из спектакля "О рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

Отвечая на вопрос коллеги о современном театре, Яна Тумина, неоднократный лауреат национально премии «Золотая маска», удивила:

— Думаю, я не современный режиссер, хотя долго работала с радикальным театром. Я не боюсь традиции и не боюсь быть банальной. Мне интересен человек, поэзия, интересно создавать горизонтальные и вертикальные связи, провоцировать себя, а не сделать стереотипно детский, интерактивный спектакль.

— Классные волны в спектакле! Как технически это делалось?

Сцена из спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

— Там живое море, все сделано руками актеров, у них своя партитура, все продумано. Это реально сделать только в театре кукол. Ни в одном драматическом театре вы не увидите, чтобы артисты работали морем на протяжении 50 минут.

— Скажите, почему всё действие происходит в темноте?

— Черный кабинет — это наше художественное решение с Кирой (Кира Камалидинова – художник-постановщик. – Ред.). Мы поняли, что не хотим декорации, никаких теремков, деревьев, определенности. Для нас естественно было выбрать черное пространство, чтобы там появлялись миражи. Мы понимали, что нам нужны не декорации, а объекты, а объект хорошо рисовать светом, когда вокруг нет ничего лишнего.

— Понравилось музыкальное сопровождение. Это оригинальная музыка?

— Оригинальная, полностью созданная Дмитрием Максимачёвым,  используется еще только одна песня «Грешный человече», очень известная, в исполнении Сергея Старостина.

Дмитрий Максимачёв – композитор-классик, он даже в капелле выступает. Записывает в студии с настоящими музыкантами – редко кто сейчас так работает. Он предоставил большой выбор музыки, а далее с ней и звуковой фактурой, обработкой голосов здесь в театре работал звукорежиссер – талантливый Дмитрий Гаврилов.

Дмитрий Максимачёв два раза сюда приезжал, подсказывал, как ставить звучание. Прямо на ходу велась работа. Мы поняли, что тут нам надо сокращать, тут не хватает динамики… Дмитрий вернулся в Петербург, дописал и записал с музыкантами, вернулся в Петрозаводск. Это отдельный пласт работы, не менее важный, чем с актерами.

— В спектакле в основном играют актеры, куклы лишь иногда появляются. Вам с живыми актерами работать интереснее, чем с куклами?

— Мне интереснее сопоставлять, совмещать. Точно – не только с куклами или только с артистами. Если я понимаю, что это не может сделать человек, тогда использую куклу.

Я не кукольный режиссер, несмотря на то что 20 лет существую на кафедре театра кукол. Театр кукол любит меня приглашать, но я никогда не гарантирую, что сделаю кукольный спектакль. У меня нет в прямом смысле кукольных спектаклей.

Сцена из спектакля "О рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

Отвечая на вопрос об особенностях труппы Театра кукол Карелии, Яна Тумина отметила:

— Во-первых, здесь есть выпускники Моховой, и это меня это радует: мы в одной кодировке находимся, мне с этими людьми легче договариваться. С другой стороны, очень важна общая атмосфера труппы. Есть командная, организованная, внимательная атмосфера, есть общее креативное поле. Артисты очень заинтересованы.

Я обычно приезжаю, делаю кастинг. Не говорю актерам, что это кастинг, — провожу мастер-класс. Но бывает так, что я с директором договорилась о постановке, провела мастер-класс, а потом отказываюсь: «Знаете, спасибо, но я не вижу возможностей для своей работы здесь». В Театре кукол Карелии я увидела такую возможность и не ошиблась.

По словам Яны Туминой, борьба со стереотипами — ее тема. Потому она и взяла «Сказку о рыбаке и рыбке», чтобы преодолеть эти стереотипы.

— Дети все равно поймут что-то свое, взрослые – свое. У меня нет просветительского нарратива, что же должен понять зритель после спектакля, поэтому и открытый финал. Кто-то это просто посмотрит, как парад аттракционов одного корыта – и слава богу! У меня есть и такая задача, я манипулирую вниманием зрителя. Знаю, что хотя бы 50 минут никто точно не заскучает. Моя задача – сделать многогранник, а дальше можно рассматривать и поворачивать грани. Это уже ваша зрительская работа.

 

Завершить режиссерскую трилогию по сказкам Пушкина Яна Тумина собирается «Сказкой о царе Салтане». Это тоже будет семейный спектакль, но театр пока не выбран.

Ближайшая премьера у востребованного режиссера  — в январе, в Малом драматическом театре у Льва Додина. Уже идут репетиции спектакля по роману Дины Сабитовой «Где нет зимы».