Афиша Петрозаводска, Дом актёра, Культура

Услышать Пушкина

Сцена из спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

О премьерном спектакле  «О рыбаке и рыбке» в Театре кукол Карелии 

То и дело в разнообразных лентах новостей проскальзывает информация о находке старинной забытой временем бутылки вина. Эксперты и ценители превозносят и дорого оценивают эти находки, но мне, обычному человеку, кажется, что это «шкатулка с сюрпризом». Вино может быть божественным нектаром, а может быть и отвратительной кислятиной. Так, может, не стоит выпускать джина из туманного от времени стекла?

На мой взгляд, так же опасно открывать для постановки классические программные произведения. Отшлифованные знанием до мыльного радужного блеска, узнаваемые в каждом слове. Что можно ещё с их помощью зрителю сказать? Стоит ли копать глубоко или в крайне бережной манере, с точной интонацией только транслировать знакомый текст, слегка проиллюстрировав его, так сказать, подать в 3D?

Исходя из всего вышесказанного, понятно, что я шла на премьеру спектакля Театра кукол «О рыбаке и рыбке», не ожидая ничего особенного. Взяла сына, чтобы он посмотрел классику и вспомнил текст классика, нашего всего.

Рядом с нами уселись мальчишки примерно того же возраста, что и Глеб, только с гаджетами в руках.

Зал зрительный заметно сократился и вдруг стал берегом моря. Мы сидели у самой кромки, и я видела, что море — это полиэтиленовая плёнка. На соседних креслах дети рубятся в игры…. Плёнка п/эт vs гаджеты. Получится ли детей удивить? Вот о чем я думала, уже сидя в зале.

Начался спектакль, море взволновалось, Глеб восторженно ахнул, мальчики оторвались от телефонов. Малюсенький старик в огромном, по сравнению с ним, море… Человек-песчинка в стихии. Маленькая старуха, что-то неразборчиво, но гневно орущая ему с берега. Не имеющие значения слова. Эмоция отношения.

Сцена из спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

Наши соседи за время спектакля так к гаджетам и не вернулись, иногда ближайший к нам сосед увлечённо постукивал ногой в такт музыке. А я … Я чувствовала себя луковицей, с которой одну за одной снимают оболочки. Смыслы затертых слов вдруг стали открываться, как затертые морем сундуки с сокровищами. Это удивительное чувство. Словно долго носил очки с истерзанными песком стёклами и снял.

Сразу скажу, что я всем взрослым рекомендую прикрыться детьми и сходить на этот спектакль. Обещать, что вы почувствуете то же, что и я, не могу, ведь «каждый слышит, как он дышит». Но! То, что вы наконец услышите Пушкина, я вам гарантирую.

Сцена из спектакля "О рыбаке и рыбке". Фото: Ирина Ларионова
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Ирина Ларионова

Что услышала я? Сначала задумалась, у меня появились вопросы к мудрецу Александру Сергеевичу. И эти вопросы, несмотря на неоднократное прочтение сказки, мне никогда в голову не приходили!
Вот, например: «Почему старик ничего не попросил для себя? Даже тогда, когда про старухину бездонность было уже все понятно.» Или такой: «Почему он не бросил её, не ушёл, после всего, что она ему про себя показала?».

Ну и к актёрам ещё, конечно, такой: «Как они сделали море таким морским?»

Словом, я восхищена смелостью директора Любови Николаевны Васильевой, коллектива театра в выборе пьесы. Я в изумлении и восторге от гениальности режиссёра Яны Туминой. Спасибо за новые смыслы, за добрый урок, который учит быть внимательным к словам вообще и к историям из слов в частности.

Да, теперь я думаю, что «Сказку о рыбаке и рыбке» надо перечитывать и пересматривать в концепции спектакля Яны Туминой. Что благодаря ей мне стало понятно: стертые буквы — на самом деле древние, сакральные смыслы. О Любви. О мудрости. О терпении. Об искушении. О прощении. Об истинных ценностях и их цене. И о том, что обет про «в богатстве и бедности» не пустые слова. О том, что вселенная дает нам свободу выбора, но только мы отвечаем за свои решения. О том, что голос свыше вполне себе детский, без интонаций опыта. И о том, что формат счастья не подвластен рамкам, границам и правилам. Оно в простом.

И если ты хочешь видеть, то увидишь чудо. Которое сотворили актёры театра кукол из простых вещей. Здесь полиэтиленовая плёнка, благодаря целой команде подводных актёров, становится настоящим морем с чутким характером, с погодой по ситуации. Появляются капли настоящей воды, запахи, удивительные декорации-трансформеры, а во всем этом герои во всей красе. Вот здесь ещё один секрет актёров театра кукол, они даже играя в полный рост, всегда чуть со стороны, но с большой Любовью к своему герою. Как к детям мудрые родители. Прощая за все, радуясь возвращению на порог бедного тёплого дома….

55 минут. Удивления. Удовольствия. Смыслов.