Театральная история Мурманской железной дороги
Спустя столетие мы можем любоваться замечательными фотографиями, запечатлевшими яркую страницу театральной жизни Петрозаводска 1918 года — года, полного контрастов и надежд.
В 1918 году в Петрозаводске сложилась удивительная ситуация. При напряженном внутриполитическом, финансовом и экономическом положении, трудностях с продовольственным снабжением, в городе почти одновременно открылись профессиональные Народный театр драмы, Передвижной народный театр, театр Мурманской железной дороги, Народный художественный театр (впоследствии Камерный музыкальный театр), работали режиссеры и актеры столичных театров.
Объяснить это можно не только востребованностью театра у местной публики, но и государственной политикой в сфере театрального искусства в тот исторический момент. Еще не укрепившаяся советская власть обратилась к театру как к мощнейшему средству идеологического воздействия и просвещения народа: театр, став доступным для «широких трудящихся масс», был призван расширить круг граждан-сторонников новой власти.
Управление Мурманской железной дороги в ногу со временем организовало весной 1918 года театральный отдел. 1 апреля заведующим театрального отдела стал ранее заведующий культурно-просветительным отделом железной дороги актер, писатель, переводчик, певец, член знаменитой музыкальной семьи Григорий Фабианович Гнесин, чей многогранный талант был хорошо известен в музыкальных и театральных кругах столицы. (О Григории Фабиановиче Гнесине уже писала в «Лицее» Юлия Генделева).
При подготовке выставки Национального архива Республики Карелия по истории театров нашего края (виртуальная версия: www.rkna.ru) были отобраны ранее не экспонируемые и не опубликованные фотографии архива с изображением сцен из спектаклей театра.
На снимках сцены первых спектаклей театра Мурманской железной дороги по «Масляничным шуткам» Ганса Сакса в переводе с немецкого: «Уленшпигель со слепцами» и «Доктор с длинным носом». Фотографии сделаны в мае 1918 года «Народной фотографией» Петрозаводска. Возможно, что на изображениях сцены из спектаклей, воспроизводимые не для показа перед зрителями, а специально для фотосъемки.
По имеющимся сведениям по одному экземпляру подобных фотографий хранится в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, в Мемориальном музее-квартире Е.Ф. Гнесиной, в архиве Музыкального театра Республики Карелия. Интересно, что изображения на всех этих фотографиях не повторяются.
По воспоминаниям актера театра А.В. Фрейдлинга (Анатолий Владимирович Старогин-Фрейндлинг), опубликованным в 1950-е годы, в коллектив театра входили местные кадры: В.Г. Форштедт, В.И. Катун, сам А.В. Фрейдлинг, М.В. Ушаков, Н.П. Беляев. В труппу также вошли Волкова, В. Ухова, М.В. Бриф, С.Д. и А.Д. Хрусталевы, гример К.Е. Максимов.
Основная часть труппы приехала из Петрограда в начале мая. Художественным руководителем стал Г.Ф. Гнесин, режиссером М.В. Бриф. Оба были и ведущими актерами театра.
Декорации и костюмы шили из холста и окрашивали анилиновыми красками по эскизам воспитанника Олонецкой гимназии художника Максима Владимировича Ушакова, в 1915 году успешно окончившего Академию художеств в Петрограде и пришедшего в театр сразу после демобилизации из армии.
Положение молодой героини в театре занимала закончившая драматические курсы режиссера А.П. Петровского в Петрограде петрозаводчанка В.Г. Форштедт (Вера Георгиевна Форштедт-Турцевич, заслуженная артистка РСФСР (1939).
24 июня 1918 года пьесой Фр. Лотара «Король Арлекин» в помещении железнодорожного клуба состоялось анонсированное газетой «Известия Олонецкого губсовета» открытие спектаклей показательной труппы театрального отдела Мурманской железной дороги. Затем были спектакли «Флорентийская трагедия» Оскара Уайльда и «Пир во время чумы» А.С. Пушкина. Железнодорожный театр периодически играл на сцене театра «Триумф» и в деревянном здании железнодорожного клуба на станции Петрозаводск. Репетировали артисты в деревянном флигеле во дворе бывшей Олонецкой духовной семинарии на ул. Гоголя (напротив Дома офицеров). Кроме того, согласно докладу смотрителя зданий бывшей Олонецкой духовной семинарии Н. Стручкова в Управление домами Олонецкого губсовета от июня 1918 года, в этом же флигеле без прописки «поселилась труппа ж.д. театра в количестве 8 человек».
Основная работа театра как передвижного предполагалась на станциях Мурманской железной дороги. Для работы в населенных пунктах, не имевших клубных помещений, была изготовлена небольшая переносная разборная сцена. Из средств передвижения в распоряжении театра был мягкий вагон для жилья, вагон для декораций и вагон для мастерской. В июле 1918 года состоялась гастрольная поездка труппы по станциям Мурманской железной дороги для игры перед красноармейскими частями северного участка фронта.
Помимо спектаклей артисты давали концерты на открытом воздухе, а также в красноармейских клубах и столовых, проводили среди бойцов инструктивные беседы по вопросам организации самодеятельного театра. Вот как вспоминал об этой поездке А.В. Фрейдлинг:
«Дальше станции Надвоицы мы не могли проехать. Непосредственно за ней уже шли бои с наступавшими от Мурмана англо-французскими интервентами. Нашим зрителям-красноармейцам не удалось досмотреть третий, заключительный спектакль, — по сигналу тревоги бойцы выбежали на улицу и скрылись в темноте ночи. Зал опустел. Мы остались одни. Помнится, как в ожидании паровоза взволнованно пел созданные им когда-то на чужбине итальянские песни Г.Ф. Гнесин».
После гастролей труппу покинули несколько человек, в том числе М.В. Бриф и В.Г. Форштедт, которая перешла в Народный театр драмы. Театру Мурманской железной дороги пришлось срочно менять репертуар, были поставлены «Поток» Макса Гальбе, «Безденежье» И.С. Тургенева и другие спектакли.
В зимний сезон с новым репертуаром состоялись последние гастроли труппы на северный участок фронта, где шли бои. А.В. Фрейдлинг вспоминал:
«В помещении надвоицкого театра гулял сквозняк, стояла стужа, но всех нас согревало напряженное внимание и порой дружный, раскатистый хохот молодых бойцов в походных шинелях, с большим интересом смотревших и пьесу Тургенева и комедии западных драматургов. Ранним утром мы расстались. На крыши станционных зданий падали хлопья снега, озеро покрывалось коркой льда. Это была заключительная поездка театра. По возвращении в Петрозаводск труппа была расформирована. Город объявлен на осадном положении. Все мы разъехались по разным станциям южного участка Мур.ж.д. в качестве театральных инструкторов».
А.В. Фрейдлинг в начале 1919 года успел поработать в Народном театре драмы до эвакуации театра из Петрозаводска в мае того же года.
В начале 1919-го Управление Мурманской железной дороги эвакуировалось в Петроград, куда вскоре вернулся и Г.Ф. Гнесин.
Спустя столетие мы можем любоваться замечательными фотографиями, запечатлевшими яркую страницу театральной жизни Петрозаводска 1918 года — года, полного контрастов и надежд
Автор: Мария Змеевская, главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия