Дом актёра, Культура

Везучая Ольга Лукашова

Ольга Лукашова и Валерий Израильсон в спектакле театра Ad Liberum "Женитьба". Фото Георгия Николаева
Ольга Лукашова и Валерий Израильсон в спектакле театра Ad Liberum «Женитьба». Фото Георгия Николаева

«Не устану повторять, что мне всегда и везде невероятно везло с людьми. Благодаря этой поддержке, этой заботе и опеке, я потихонечку начала делать свои первые более уверенные шаги в актёрской профессии». 

Актриса Ольга Лукашова — единственная коренная петрозаводчанка в труппе негосударственного театра Аd Liberum. Накануне юбилея с ней побеседовал Александр Картушин.

Ольга Лукашова
Ольга Лукашова

— Ольга Владимировна, почти вся ваша творческая жизнь связана с нашим городом. Вам никогда не хотелось сменить привычные декорации, перебраться в другой город?

— Никогда. Быть может, я не современный человек, но я безумно люблю свой город. Где бы я ни жила, и в Абакане, и в Петропавловске-Казахском, я никогда не сидела без работы, скучать, если честно, некогда было. Но мне так хотелось всегда вернуться в Петрозаводск. Может, чтобы что-то доказать,  скорее всего самой себе. В нашем городе всегда был высокий уровень культуры, это правда. Такой концентрации талантливых людей я нигде не встречала.

— Но супруга вы встретили не в Петрозаводске…

— Однако привезла именно сюда. Когда мы приехали, город нас встретил своим привычным пейзажем: тяжелые свинцовые тучи, мелкий моросящий дождик. Атмосфера гнетущая, на первый взгляд. Но спустя некоторое время Валера (Валерий Израэльсон – муж Ольги Лукашовой. — А.К.) сказал: «Я молю Бога, чтобы здесь остаться. Если нас возьмут в театр, я даже пить брошу» (смеётся)… Ему здесь очень понравилось. Северная природа манит к себе, притягивает. А уж если пустил её в своё сердце, свою душу, то эта любовь на всю жизнь. И когда на время покидаешь эти места, поскорее хочется вернуться. «Ах, проклятый Петроской, чёртова Карелия», как напевал, бывало, Игорь Румянцев.

— Каким было ваше детство?

— Я всегда считала, что детство у меня было самым счастливым. Уверена, что родители у меня самые лучшие, самые замечательные. Ну, во-первых, потому что они весёлые, во-вторых, потому что они участвовали в самодеятельности. Так что вопросов связывать свою жизнь с театром или нет, у нас с сестрой никогда не было. Мама мечтала стать актрисой. Я у неё как-то спросила: «А что тебе помешало?» Она ответила: «Ну что ты, какой театр после войны? Надо было братьев поднимать, да много чего… Не до того было…». Но зато они с папой реализовывали себя в самодеятельности. Каждую свободную минуту посвящали народному театру.

Мама и папа Ольги Лукашовой в народном театре
Мама и папа Ольги Лукашовой в народном театре

А папа мой, кстати, не имея специального музыкального образования, ориентируясь только на слух, организовал на заводе струнный оркестр. И с единомышленниками, такими же работягами, после смены оставались в заводском клубе и репетировали.

Так что мы с Люсей, сестрой, можно сказать выросли за кулисами, и ещё с детсадовского возраста я точно знала, кем я хочу быть, когда вырасту.

В детсаду. 1965 год
В детсаду. 1965 год

— Путь к достижению мечты был так же прост, как и выбор профессии?

— А вот тут всё оказалось сложнее, чем я думала. Мечта была, я занималась в художественной самодеятельности при Доме культуры завода Тяжбуммаш. В восьмом классе мне доверили роль Фоминичны в «Банкроте». Возрастная роль, с которой я, по мнению руководителя, прекрасно справилась. И после очередного показа наш руководитель мне сказал: «Тебе надо поступать». А тогда ещё можно было поступать после восьмого класса и в Свердловск, и в Саратов. Но я же себя представляла только Гурченко. Какой мне Саратов, только Москва, ну в крайнем случае Ленинград.

Если бы я сразу после окончания восьмого класса поехала поступать, может быть, и поступила бы. Но я решила окончить десятилетку. После окончания школы я четыре раза ездила поступать! Штурмовала и Москву, и Питер, но каждый раз, когда доходила до творческого конкурса, всегда слетала. Вероятно, чего-то не хватало. Но мечта во мне сидела прочно. Никем другим я просто не могла себя представить, мечтала работать в театре. Кем придётся, но только в театре.

Втайне от родителей, которые были уверены, что я подала документы в ПетрГУ, устроилась работать в Финский театр. Первая запись в трудовой книжке гордо сообщает всем, что я принята в Финский драматический театр на должность гардеробщицы. Потом меня повысили до реквизитора. А когда театр ушёл в отпуск, всё лето уборщицей была, мыла гримёрки к сезону. Я была счастлива, когда видела эти зеркала! Представляла себе, что когда-нибудь и у меня появится личный гримёрный столик с личным трюмо. А как меня принял коллектив Финского театра! Как родную! И первый мой выход на профессиональную сцену в детской сказке состоялся именно в Финском драматическом театре. Играла я Зайчика.

Финский драматический театр "Деньги для Марии". В роли Маруси
Финский драматический театр «Деньги для Марии». В роли Маруси

И всё было бы прекрасно и дальше, но мне этого было мало. Я понимала, что мне не хватает образования, умения, элементарных актёрских навыков.

И в 23 года я в очередной раз поехала в Москву, поступать в ГИТИС. Но после прослушивания педагог Михайлов, который набирал курс, меня вызвал и сказал: «Вижу, девка ты хорошая. Глаза у тебя раненые-раненые. Но ты сейчас ни в один вуз театральный в Москве не поступишь. Во-первых, возраст уже не тот, 23 года всё-таки, а во-вторых, прости, но у тебя несоответствие внутренних и внешних данных».

Я тогда так обиделась на него… А потом он продолжил: «Поезжай в любой город, поступай в любой городской театр, выходи на сцену и становись женщиной!»

Возмущению моему не было предела! Я же впрямую всё восприняла. Только спустя некоторое время я поняла, что он имел в виду «…становись Актрисой, Женщиной на сцене, а не девочкой с косичками…»

Но я проглотила обиду и по совету подруги решила поехать в город Абакан, где недавно открылся театр кукол, а при Абаканском музыкальном училище ещё и набирали в этот самый театр два актёрских курса – национальный хакасский и русский. Мы с папой и мамой раскрыли карту нашей необъятной Родины. Абакан. Где это? Я даже названия такого не слышала. Сибирь оказалась. Очень далеко от Петрозаводска. Другой конец карты! Но охота пуще неволи. Я заработала деньги на билет в один конец и полетела с твёрдым намерением поступить. И поступила. Меня взяли сразу на второй курс.

Конечно театр кукол меня совершенно не устраивал. Я-то мечтала о драматической сцене. Но я там училась, играла небольшие роли в спектаклях, набиралась опыта.

Как часто, всё-таки, в нашей жизни всё решает случай… Через дорогу от театра кукол находился Областной театр драмы, и все работники обоих театров прекрасно общались между собой. И вот однажды я случайно узнаю, что одна из актрис театра драмы уходит в декретный отпуск и режиссёр ищет ей замену. На главную роль! В драматический театр! Ролей у меня в театре кукол почти не было, и я трудилась заведующей литературной частью. Близко к искусству, но далеко от сцены. Я прекрасно осознавала свои тогдашние способности. Где я и где главная роль в драматическом спектакле! Но послушав увещевания подруги, решилась на этот отчаянный и почти что сумасшедший шаг. «А в конце концов, — подумала я, — а что я действительно теряю?!»

На прослушивании режиссёру что-то читала, какой-то этюд он меня попросил сыграть. Я сыграла. Вопросов ко мне было два. Первый – размер обуви, второй – размер одежды. Мне дали пьесу и предложили на выбор любую женскую роль.

«Точно подвох», — подумала я. И выбрала небольшую роль разбитной секретарши.

Но в приказе на следующий день напротив имени главной героини значилась моя фамилия. Вот так я, не имея образования, начала играть в Областном театре драмы.

Спектакль "В овраге" в драмтеатре Абакана. Ольга Лукашова в роли Цирковой
Спектакль «В овраге» в драмтеатре Абакана. Ольга Лукашова в роли Цирковой

— Справились? 

— Что я тогда вытворяла! Страшно вспомнить… На сцене мне мешало всё. Руки мешали, ноги мешали… А тут ещё надо любовь играть! Одним словом, я начала свой творческий путь с большого провала. Я это и тогда прекрасно понимала. Спасибо коллегам, которые всё сыграли за меня. Только много позже я поняла, чего это им стоило и что означает на сцене понятие «партнёрство» … Я им так за это благодарна. И я не устану повторять, что мне всегда и везде невероятно везло с людьми. Благодаря этой поддержке, этой заботе и опеке, я потихонечку начала делать свои первые более уверенные шаги в актёрской профессии. А через некоторое время играла уже почти все главные женские роли.

Кстати, мой дебют на драматической сцене принёс мне не только болезненные воспоминания. В этом злополучном спектакле я встретила своего будущего супруга Валерия Израэльсона. Как он меня пестовал, как заботился!

Скрупулёзно боролся с моей пластикой, речью, манерой существования, буквально лепил из меня актрису. И ругал меня всегда, придираясь, как мне казалось, к мелочам. Кого больше любим, того больше и бьём… В нашем случае это было именно так. Валера привил мне театральный вкус, отношение к профессии. Благодаря его педагогическим способностям я многому научилась.

Жены декабристов ехали за мужьями в Сибирь, а у нас наоборот. Я из Сибири привезла себе мужа.

Актер, режиссер театра Ad Liberum Валерий Израэльсон получает "Онежскую маску 2016". Фото Ирины Ларионовой
Актер, режиссер театра Ad Liberum Валерий Израэльсон получает «Онежскую маску 2016». Фото Ирины Ларионовой

— Как ваша карьера строилась уже в родном городе?

— Я мечтала вернуться в Петрозаводск на белом коне, однако Валеру приняли в Русский театр драмы актёром, а меня… костюмером. Сложно было в тот момент. Всякое глотать приходилось. И насмешки, и откровенные издёвки… Но я никогда не забывала о своей мечте. Никогда. Даже после язвительных фраз типа: «Да чтобы мы с костюмером на одну сцену вышли…»

Мне постоянно приходилось всем доказывать, что я самостоятельная творческая единица, что я многое могу. Да и сейчас я каждый раз выходя на сцену доказываю своё право там находиться. Знаешь почему? Потому что выхожу рядом с молодыми. Так страшно опозориться, что-то не так сделать, потому что на тебя смотрят уже иначе, и статус твой не позволяет промашек или небрежности. Это безумно сложно. Постоянно нужно доказывать. Но это так здорово! Я счастливый человек, потому что до сих пор могу наслаждаться любимой профессией. Не каждому это дано –заниматься любимым делом.

— И всё же, несмотря и вопреки, ваша мечта сбылась?

— Более чем! Знаешь, я давно уже живу с одним ощущением. Ощущением «не спугнуть», «не взболтать». Всё хорошо сложилось и складывается. Так и должно быть.

— Родители успели увидеть вас на сцене?

— Да, конечно. Правда, папа никогда не ходил на мои спектакли. Почему? То ли он боялся сглазить, то ли стеснялся. А может, просто очень нервничал и переживал за меня? Не знаю. Но мне всегда казалось, что он гордился мной. А вот мама часто ходила, ей это было интересно. Жалею, что папе так и не удалось увидеть фильм, в котором я снялась. («Конвой PQ 17») Это фильм о Великой Отечественной войне, а папа не понаслышке знал, что такое война. Воевать ему не пришлось, но военное и послевоенное детство и юность оставили отпечаток на всю его жизнь. Никаких подробностей об этом периоде он никогда не рассказывал. У нас был небольшой участок земли на берегу Сямозера, и каждый раз 9 мая он брал с собой гармонь, уходил на берег озера, крепко выпивал, плакал, и начинал петь на всю округу. Хорошо пел. Его все любили слушать.

— Если бы у вас сейчас появилась возможность встретиться с кем-то из ныне ушедших из жизни людей, кому бы вы хотели сказать «Спасибо»? За какой-то совет, за участие в вашей жизни или просто так?

— Прежде всего, конечно, маме с папой. Мне их часто не хватает. Спасибо за то, что не мешали проявлению творческих амбиций. Особо не поддерживали, но и не мешали.

Сказала бы спасибо педагогу из ГИТИСа Михайлову, который дал мне волшебный пинок, встряхнул меня. «Хотите стать актрисой – доказывайте!»

Огромное спасибо сказала бы Леониду Михайловичу Владимирову, прекрасному актёру, педагогу, режиссёру. Как он меня ломал! Ни один режиссёр со мной так подробно не работал! Новый рывок в профессии, если так можно выразиться, у меня произошёл именно благодаря Владимирову, который поверил в меня и пригласил на одну из центральных ролей в спектакль «Плачу вперёд!» по пьесе Н. Птушкиной.

И, конечно, отдельное спасибо я хочу сказать Владимиру Весскому, Снежане Савельевой, что после развала Русской драмы они предложили Израэльсону и мне играть в театре Аd Liberum. Мы этим предложением с удовольствием воспользовались, и вот уже десять лет мы служим в негосударственном авторском театре.

Сыновья Максим и Дмитрий
Сыновья Максим и Дмитрий

— Не расстроились, что ваши сыновья не выбрали актёрский путь?

— Наоборот, обрадовалась! Просто этим нужно либо болеть, либо не трогать. Этой профессией можно заниматься только в одном случае, если ты не можешь жить без неё. Вот и всё. Можешь не играть — не играй, мне так кажется.

А что касается парней, то они занимаются творчеством. Каждый своим. Старший Максим много лет играл в КВН, писал тексты для скетчей. Сейчас в свободное от работы время позволяет себе участие в стэндап-концертах. Младшему Диме тоже нравится писать стихи, рэп-тексты. Но это тоже больше для себя.

— Какой спектакль из своего прошлого вам хотелось бы ещё раз сыграть сейчас? Что бы вы в своем образе поменяли?

— Спектакль Геннадия Тростянецкого «Оскар». Фееричный спектакль, блестящий актёрский ансамбль. А поменяла бы или нет? Ну, зачем об этом думать. Главное, что я бы ещё раз с удовольствием погрузилась бы в эту невероятную атмосферу, в этот сказочный серпантин.

В спектакле "Оскар". 1993 год
В спектакле «Оскар». 1993 год

— Чего вы боитесь? Есть место страху в вашей, как вы говорите, благополучной жизни?

— Знаешь, стареть не хочется. Если раньше по утрам легко вставала, сейчас приходится вытягивать себя из постели уговорами. Жизнь – такая штука короткая и тратить её на какие-то пустяковины не хочется. Не имеешь права тратить время на ерунду.

— О чём мечтаете?

— Работать хочу, играть хочу. Я прекрасно отдаю себе отчёт в своём месте на сцене, но я ещё не наигралась. У каждого свои игрушки, так вот я в свои ещё не наигралась. Не наелась досыта. А мечтаю, чтобы наш театр и дальше жил, чтобы все были здоровы. Это важно.

— Что пожелаете будущему поколению актеров?

— Ничего не бояться. Самоотверженности, самоотдачи. И любви к своей профессии. Серьёзно относиться к профессии и несерьезно к своей роли в ней.

— Что для вас в актёрской профессии табу?

— Интриги и выпрашивание ролей.

— Чем вы гордитесь?

— Семьёй своей. У меня хорошая семья. Горжусь, что у меня двое сыновей. Что я любима, мне это нравится. Знаешь, ведь всё, что я хотела от жизни, я всё получила. И получаю, понимаешь, какая штука… Горжусь нашим театром, что вот уже десять лет мы показываем уровень профессии. Горжусь, что я работаю именно в этом театре, именно с этими людьми.

— С какой фразой вы идёте по жизни?

— Я хочу досмотреть, чем закончится это кино…

Фото из личного архива Ольги Лукашовой