Пятый раз в Карельской филармонии прошел Международный фестиваль «ХХ век с Вадимом Холоденко».
При всей занятости, постоянной концертной деятельности по всем континентам и жизни преимущественно за рубежом этот замечательный пианист нередкий гость и в Карелии, дарящий нам каждый раз вместе с коллегами не только мастерство, но радость открытий.
Три концерта с 18 по 20 февраля, названные в программе эпизодами, предлагают жанрово разнообразную и интересную панораму музыки ХX века.
Эпизод первый был посвящен инструментальным дуэтам, которые прозвучали в исполнении пианистов Вадима Холоденко, Алексея Курбатова и альтиста Сергея Полтавского.
Открытием фестиваля, установившим высочайшую планку большинству исполнявшихся произведений и буквально потрясшим слушателей, стала Четвертая симфония Дмитрия Шостаковича, сыгранная Холоденко и Курбатовым на фортепиано в четыре руки.
Неожиданность такого исполнительского варианта произведения, написанного для симфонического оркестра, поначалу удивила, но обернулась глубоким потрясением, настолько мощной, выразительной во всем богатстве образного содержания, проработанной в мельчайших деталях оказалась эта трактовка одного из самых сложных сочинений величайшего симфониста столетия.
У симфонии непростая судьба. Она писалась в атмосфере шельмования композитора в связи с премьерой и по сути провалом с точки зрения советской идеологии оперы «Леди Макбет Мценского уезда», поставленной в Ленинграде в 1934 году. После этого опера надолго исчезла из репертуара театров страны. Эмоционально симфония вобрала все, что пережил композитор в связи с обрушившейся на него критикой не только в это нелегкое для него время, но и то, что было и появится в будущем в его произведениях. Ассоциативно это очень чувствуется.
Для первого исполнения композитор вручил партитуру симфонии дирижеру Фрицу Штидри, возглавлявшему тогда оркестр Ленинградской филармонии. Начались репетиции, но премьера не состоялась, а ноты затерялись. Восстановлена она была через 25 лет по оркестровым партиям и впервые исполнена в 1961 году дирижером Кириллом Кондрашиным.
Алексей Курбатов не только отличный пианист и чуткий партнер, но еще и композитор, пишущий музыку с детского возраста. В последнем концерте фестиваля исполнялась его симфоническая сюита «Семь картин Джона Констебла», навеянная впечатлениями от живописных работ известного английского художника. Они, кстати, были выставлены для всеобщего обозрения в фойе филармонии, что нельзя не отметить как приятный эксперимент устроителей. Правда, прозвучали только четыре части, но они дали убедительное представление о творческой манере автора.
Вадим Холоденко, конечно, стал главным героем фестиваля. Кроме дуэта с Алексеем Курбатовым в исполнении симфонии, он выступил в концертах фестиваля и в ансамбле с альтистом Сергеем Поплавским, и как солист, исполнив во втором концерте (эпизоде) цикл Сергея Прокофьева «Мимолетности». Двадцать миниатюр сочинения, каждая из которых представляет собой маленький шедевр, сыграны блистательно.
И столь же блистательным, было исполнение «Камерной музыки № 2» для фортепиано и двенадцати солирующих инструментов» немецкого композитора Пауля Хиндемита, но уже вместе с солистами симфонического оркестра Карельской филармонии под управлением Анатолия Рыбалко. Исполнение подобных произведений требует неординарной выносливости, особенно от пианиста: партия написана так, что его роль как ведущего солиста требует огромных творческих затрат, почти не давая ему передышек. В то время, как другие солисты могут периодически отдохнуть, он ведет сложную и ответственную работу. Иначе как возгласами «браво!» и не могло завершиться выступление.
Знакомство с альтистом Сергеем Полтавским, впервые выступившим на петрозаводской филармонической сцене оказалось весьма впечатляющим. Чуткий восприемник творческой ауры Юрия Башмета, на кафедре которого он учился в Московской консерватории и в 2006 году стал лауреатом конкурса его имени, он многогранно демонстрирует свой талант, став одним из самых ярких альтистов нашего времени. Его альт обладает всеми возможными выразительными средствами звучания: от глубоких полнокровных и в то же время бархатных басов до тончайших лирических откровений во всех регистрах инструмента. О виртуозности современных исполнителей говорить не приходится.
Достойный партнер Холоденко, Полтавский вместе с ним исполнил несколько произведений разных авторов. Один из них – наш соотечественник, живущий и работающий в Москве, Андрей Головин, — создатель произведений разных жанров, в том числе много пишущий для кино. В интерпретации дуэта мы услышали чуткое исполнение «Сонаты Breve для альта и фортепиано».
Дуэт познакомил слушателей с неизвестными опусами авторов английского происхождения. Мы узнали имя и услышали весьма приятную «Сонату для альта и фортепиано» Ребекки Кларк (1886-1979). Кроме Великобритании, она жила и творила в центральной Европе и США, прославилась как одна из первых исполнительниц на альте и сочиняла музыку в классико-романтическом стиле.
Очень оригинальную творческую личность олицетворяет ныне здравствующий Гэвин Брайерс (1943 г.). Он знаменит не только как широко мыслящий музыкант, но и как организатор Портсмутского симфонического оркестра, состоящего из непрофессионалов. Важную часть его познаний составила музыка Средневековья и Барокко, в результате чего его творческий портфель наполнился, в частности, ансамблями различного состава, мадригалами и лаудами (laudo – хвалю — «духовно-назидательный гимн, создававшийся на популярную мелодию»). Один из них, совершенно удивительного интимно-лирического характера, и предложили нам исполнители.
В фестивале принял участие и наш симфонический оркестр под управлением Анатолия Рыбалко. В «Камерной музыке» Хиндемита приняла участие только группа солистов, а в третьем концерте фестиваля работал полный состав. В обоих вариантах оркестр показал тот высокий исполнительский класс, на который он способен, повинуясь магии дирижерской палочки художественного руководителя.
В Концерте Бриттена для скрипки и альта с оркестром вместе с Сергеем Полтавским выступила Алена Баева. Эта великолепная скрипачка хорошо знакома нашим слушателям, мы всегда рады новой встрече с ней. Внешне хрупкая и обаятельная, казалось бы, рожденная не для демонстрации сильных эмоций, она помимо прочих необходимых любому скрипачу достоинств – разноплановой виртуозности, сочности звука, изысканного лиризма – обладает и недюжинной волей. Весь этот комплекс и сделал ее одной из лучших и любимых исполнительниц по разным странам и весям.
Особой творческой личностью фестиваля оказался шведский, но рожденный и получивший начальное музыкальное образование в России, а затем совершенствовавшийся в других школах, музыкант Элиас Файнгерш. В мире известен как единственный тромбонист, выступающий с сольными концертами. Тромбоном он владеет отменно. Но кроме этого обладает и другими талантами, разыгрывая на сцене совершенно своеобразные театрализованные действа, которые трудно поддаются жанровому определению. Их он сопровождает собственной музыкой, подаваемой не только соло тромбона, но порой собственным вокалом и поддержкой звукозаписывающей и самовоспроизводящей системы (подсказка Татьяны Талицкой) — и даже оркестра.
Файнгерш показал две композиции: «Соло из оркестровой ямы» и «Гамлет», драма для тромбона с оркестром. Но если вторую еще можно принять как условно вписывающуюся в классические рамки фестиваля, то с происходящим на сцене в первой согласиться просто невозможно.
Очень жаль, что столь одаренный артист до такой степени теряет меру вкуса. Но будем считать это случайным недоразумением, ведь в целом программа фестиваля, как обычно, оказалась весьма успешной.
Честь и хвала руководству филармонии, умеющему при весьма ограниченных финансовых возможностях привлекать на нашу сцену таких музыкантов.