Все страньше и страньше, – так говорила Алиса в Стране чудес. То же самое мне хочется сказать о сериалах, которые я посмотрела за это лето. У меня муж любит на ночь смотреть сериалы – до того, что отлипнуть от телевизора не может. Ну и мне приходится смотреть вместе с ним. Правда, в процессе я чаще всего засыпаю, но случаются и весьма интересные моменты.
Например, по случаю юбилея Победы на экраны выпустили сериал «Алекс Лютый» (реж. Л. Белозорович) о фашистском преступнике, который умудрился замаскироваться под честного советского гражданина и даже устроиться редактором военного издательства. Поймали его уже в семидесятые годы, причем при попытке бегства в Финляндию.
В этом сериале с самого начала было много несуразицы, но финал добил. В общем, чтобы проникнуть в Финляндию, Алекс приехал на поезде в Петрозаводск, но вышел на какой-то тихой станции с одноэтажным вокзальчиком под очень скромной надписью «Петрозаводск». Тут же на станции Алекс вместе со своей заложницей сел в автобус и поехал к госгранице. Пропуска у него никто не спросил, и он благополучно добрался до этой самой границы, попутно, правда, замочив старого приятеля-финна и бросив заложницу в сарае. Дальше пошел лесом напрямик, а наши доблестные милиционеры погнались за ним по пятам. И вот когда они в лесу обсуждали, в какую сторону бежать, из кустов вышел настоящий северный олень и, не обращая на них никакого внимания, принялся апатично жевать. Финна, кстати, изображал наш артист А. Куйкка. Куйкку жалко. Убили. А по поводу остального хочется кричать с дивана: «Не верю!»
Ладно, в этом сериале хоть четко и по-советски ясно разграничивается добро и зло. Герои и предатели. Хорошие и плохие.
Но потом я посмотрела сериал «Надежда» (реж. Е. Хазанова). Название многообещающее, однако надежда не оправдалась, и вообще непонятно, почему героиня носит такое имя. На что может надеяться киллерша, которая в каждой серии только и делает, что мочит? Впрочем, не совсем по собственной воле. Ее заставляет некий благодетель, который 18 лет назад вытащил ее из тюрьмы. Посадили ее еще совсем юной девочкой, когда она расстреляла ментов, которые в свою очередь расстреляли ее родителей.
И вот девочка выросла, обрела новое имя и новую жизнь, но за подаренную свободу вынуждена расплачиваться систематическими убийствами злодеев, которых ее благодетель приговорил к смерти. Надежда его по-своему любит, поэтому и подчиняется. Хотя мужа тоже любит. А муж ничего такого не подозревает и не заморачивается, откуда в семье берутся деньги. Из воздуха так просто появляются. И ему хорошо, не надо задумываться, чем кормить семью, можно играть на гитаре в свое удовольствие.
Надежде вроде бы и нравится убивать, но она уже устала, она хочет жить как все, а не получается. Благодетель не отпускает. Да и злодеев еще много вокруг, буквально на каждом шагу. Хотя я уже где-то на второй серии стала задумываться, а почему же Наденька благодетеля своего не замочит? Трупом больше – трупом меньше. Ан нет. У них ведь что-то вроде любви. И он для нее самый близкий человек вроде бы. В финале все-таки замочила. Да еще голову отрезала пилой. Вот так.
Вдобавок сериал снят в серо-коричневых тонах, полутьме, которая, вероятно, должна отражать состояние души Надежды, однако получилась не развернутая метафора, а обычная чернуха. И выхода на свет не получилось. И при этом никого не жалко, разве что Наденькиного мужа немного, хотя он, конечно, тряпка, но абсолютно безвредная. В отличие от Наденьки, которой зритель вроде бы должен сочувствовать и до последнего не терять надежду, что и киллерша вернется к нормальной жизни. Да не вернется. Идея изначально ложная, поэтому и не получилось из этого сериала практически ничего, кроме тупого мочилова.
Сходная идея, правда, в более мягкой форме, проскальзывает в сериале «Обычная женщина» (реж. Б. Хлебников). Героиня, которую играет А. Михалкова, никого напрямую не убивает, она только продает девушек, и у нее до поры до времени получается совмещать профессию сутенерши с жизнью обычной женщины, мамы двоих детей, да она к тому же еще глубоко беременна, на сносях.
Муж у нее точно так же не хочет знать, откуда берутся деньги. Он считает, что зарплата врача и содержание цветочного киоска обеспечивают вполне достойную жизнь, когда можно ни в чем себе не отказывать, устроить дочку в платную школу, проводить отпуск за границей, приглашать на детский день рождения клоунов и т.д. Но все-таки труп случается, и маме на сносях приходится вывозить и закапывать этот труп, тратить огромные суммы на откуп, только чтобы никто ничего не заподозрил…
Вот такой предстает в сериале обычная русская женщина, которая однажды попросту вляпалась – еще до этой истории с трупом, в общем-то из-за своего мужа, который ратовал за справедливость, а получилось… Какая может быть справедливость, если вокруг одни мошенники, сводники, убийцы и проститутки? Ни любви, ни честности, ни доброты. Только мат, курево, наркота и бабло. Бабло любой ценой. Иного никто ни от кого давно не ждет.
Где-то, может, и проскальзывает мысль, что вот до чего может дойти обычная женщина, когда муж у нее честно работает за медные гроши и т.д. Но знаете, даже когда совсем прижмет, ну что вот в карманах ни копья, а в банке на счете тем более, все равно ведь можно не украсть, не стать сутенершей, не пойти на разбой. Почему? А просто по совести, то есть нипочему. Слово «совесть», кстати, однажды промелькнуло в сериале «Надежда», причем совершенно напрасно: какая там совесть у серийной убийцы?
Если сериал «Обычная женщина» все-таки еще как-то смотрится, и даже что-то вроде сочувствия проскальзывает к героине (возможно, исключительно благодаря Анне Михалковой), то сериал «Налет» (реж. К. Оганесян), который с большой помпой показали на Первом канале, вызывает откровенное содрогание. Нет, даже в титрах написано большими красными буквами «Первый канал» как знак качества, что ли. Ну, мол, первый-то уж держит планку. Первый за патриотизм, правду, Путина, конституцию и т.д.
Там четверо полицейских убойного отдела ратуют за справедливость. То есть, как говорят их полицейские коллеги, этот отдел только и работает, а остальные не очень. Актерский состав, кстати, сильный, однако на деле получается все страньше и страньше. То есть в отделе служат наркоман, игрок, убийца, ну и еще одна девушка, которая все про своих коллег понимает, но не хочет закладывать.
Основная интрига закручивается, когда мент Павел проигрывает в карты 350 тысяч долларов (до этого он уже проиграл свой дом), и эти деньги нужно срочно вернуть, иначе семье кранты. Его товарищ Олег (В. Машков) идет с ним разбираться с кредиторами и ненароком их мочит, потому что денег все равно нет, а они и без того отпетые сволочи, незачем с ними церемониться. Другой мент Федя идет на задание под кайфом и тоже случайно мочит подследственного. А хладнокровные «эсэсовцы» из службы собственной безопасности собирают на каждого по отдельности досье, т.к. подозревают, что Федя наркоман, Олег убийца, а Паша игрок. Все в черной коже ходят, сволочи, а главный злодей Дроздов даже дела листает в перчатках, чтобы не замараться.
По сути, эсэсовцы правы, но зритель должен сочувствовать ментам, потому что они тоже по-своему правы и еще правее: мочат не абы кого, а негодяев, которых ни одна тюрьма не исправит (можно подумать, она вообще кого-то исправила). Пашу никто ведь не заставлял в карты играть, сам продулся, а теперь благородные коллеги произносят с экрана, как пионеры-герои: «Друзей нельзя оставлять в беде». Машков пытается одолжить деньги у бандитов, те его подставляют. Машков в бандитов стреляет, бандиты стреляют в Машкова и друг в друга, полицейские тоже стреляют в бандитов и друг в друга. Кровь, драйв, мочилово. Машков появляется в отделе весь в черном, как ни в чем не бывало, и говорит: «Что тут у вас происходит?»
А из-за чего весь сыр-бор? Да опять из-за бабла. Потому что простому российскому менту 350 тысяч долларов ну никак не заработать. Значит, надо отнять их у бандитов. Они же их не праведным трудом нажили, какой разговор?
Зачем Машков вляпался в такое дерьмо? Я имею в виду артиста Машкова. Решил повторить успех «Ликвидации» и опять сыграть крутого мента, только современного? Современный мент отличается от бандита только тем, что у него есть погоны. Ну а когда на задание идет в штатском, так и вообще ничем не отличается. Вообще, кожаные куртки сериальных ментов еще напоминают комиссарские кожанки. И посыл тот же, классовый: «Если враг не сдается, его уничтожают». Причем на месте без суда и следствия.
Мужу моему, кстати, очень нравится этот сериал. А что шашки наголо и рубят с плеча, так нечего со всякой сволочью цацкаться. Интересно, что бы он сказал, если бы его на улице задержал мент под кайфом. Ну, показалось бы этому менту, что человек не тубус несет с рисунками, а обрез. Сейчас ведь можно по одному подозрению стрелять. Было такое. Расстреляли в Екатеринбурге мужика за 4 рулона обоев. Показалось, ну.
В общем, судя по нашему новому кино, Россия – точно империя зла, в которой исключительно все завязано на бабле. Любовь, дружба, ум, честь и совесть нашей эпохи. Зачем так много разных слов, если теперь есть одно всеобъемлющее: бабло!
Еще, кстати, попутно датский сериал посмотрела «Обман». Там речь тоже о бабле. Причем об очень большом. Энергетическая компания делает вид, что выступает за экологические технологии – энергию ветра, воды, солнца и т.д. А на самом деле под этой маркой занимается спекуляцией, подлогами, воровством и так же тупо мочит конкурентов. Но там хоть открыто осуждаются финансовые воротилы, которым все дозволено. Приличные с виду люди, вежливые, учтивые и даже не лишенные простых человеческих эмоций. Но попробуй такого тронь – огребешь по полной. И есть обычные датские парни, которые ремонтируют машины и по глупости вляпываются в историю, но все-таки выпутываются из нее благодаря тому, что им удается преодолеть собственную жадность. А вот акулам капитала не удается.
Такой сериал вполне могли бы показать у нас в советское время. Вот, мол, что происходит у них на Западе. Гниль в красивой обертке. Но пролетарская закалка не дает пропасть простым трудящимся. Нет, этим глуповатым и грубоватым парням действительно сочувствуешь и радуешься за них, что все-таки вынырнули из дерьма на воздух.
А мы так и барахтаемся в известной субстанции, упорно работая лапками.