Год с небольшим назад состоялась премьера спектакля для взрослых «KALEVALA.RUны». Идет он на сцене не так часто, потому недавний его показ привлек театралов. Мы собрали несколько мнений о постановке известного белорусского режиссера Олега Жюгжды.
Тамара Яковлева: «Песня о Карелии в конце спектакля — приветственный знак туристам»
В целом мне спектакль понравился. В течение часа в образах — в этаком телеграфно-смс-ном стиле предстает перед зрителем весь эпос. Любопытно было увидеть, как осмыслил руны режиссер из Белоруссии Олег Жюгжда. Спектакль, на мой взгляд, получился зрелищным. Особенно впечатлили образы Лоухи и матери Лемминкяйнена.
Зацепила сцена смерти Лямминкяйнена, вспомнилась картина Аксели Галлен-Каллела. И вообще больше впечатлили не куклы — они показались мелкими и маловыразительными, а образы-маски и пластическое решение спектакля хореографом Александром Козиным.
Финские песни были хороши и звучали органично. А песня о Карелии в конце спектакля — это, пожалуй, приветственный знак туристам. Но герои пьесы и есть туристы, поэтому почему бы и нет? И ведь это лишь «взгляд чужеземца в одном действии», как заявлено в программке. Рядом со мной сидели люди и все время посмеивались. И впрямь иногда было смешно. Возможно, это просто спектакль-шутка?
Виктория Зорина: «Всё происходит в луже…»
Очень люблю театр кукол, но «Калевала» у них не задалась. Есть хорошие моменты и есть слабые, например, провальна музыка в спектакле. Не отработали воду на сцене: круто, что она настоящая, но никак не играет, и просто всё происходит в луже. Свет слабо. Видно то, что должно быть скрыто от наших глаз.
Деревянные куклы отличные, но камни не отыграны: мы не должны понимать, что они лёгкие. Есть сильные пластические моменты: погоня за Сампо и плач матери. Но нет в спектакле духа Севера.
Максим Утикеев: «Взгляд обычного человека, который немного прикоснулся к эпосу»
Что есть эпос? Что есть миф? Это попытка объяснить необъяснимое простыми повседневными реалиями, чем и занимаются на протяжении всего спектакля туристы ли, рыбаки ли, просто городские обыватели, приоткрывающие дверь в мир без гаджетов, интернета и прочих благ цивилизации. Единственное, что остается от современного мира, это трансформация первых двух букв в слове «руны» в доменное имя «RU»
Перед нами разыгрывается история, которую многие знают с детства, но, как и любой другой миф, у каждого из нас он свой, наполненный своими деталями, образами, неточностями, личными дополнениями, потому что эпос — это не только про людей прошлого, но это и про нас настоящих. Меняются времена, нравы, но остается неизменным окружающие нас вода, воздух, огонь, камень, дерево… И минимум слов, с помощью которых, оказывается, можно описать и сотворение мира, и борьбу добра со злом, и вечные ценности.
Час такой «Калевалы» получился ритмичным, музыкальным, наполненным природными звуками и образами. Это взгляд не ученого, не исследователя эпоса, не искусствоведа, это взгляд обычного человека, который просто немного прикоснулся к эпосу, создавая свой миф, свой мир, свою «Калевалу».
Единственное, чего хотелось бы пожелать артистам, это легкости, чтобы причиной импровизации на сцене стала свобода, а не необходимость выходить из непредвиденных ситуаций. Так, безусловно, будет, потому что, приоткрывая дверь в мир эпоса, мы не только входим туда сами, но и впускаем его в свою жизнь. Пусть и всего лишь на час.
Виктория Никитина: «Спектакль напомнил киндасовские ершистые шутки и хулиганские концерты «Мюллярит»
Мне довелось внезапно оказаться в зеркале. Это удивительное ощущение. Мы ведь не очень понимаем, как национальные особенности северян выглядят со стороны.
И вот отголоски «Долго будет Карелия сниться» фоном, а перед нами ребята, которых Карелия впечатлила так, что они решили сыграть в неё напоследок. И можно было представить, что туристы взяли в руки оригинальные сувениры — куклы и разыграли сценки из эпоса «Калевала». Получилось мило, наполнено смыслом, просто с любовью. Каждое слово на счету, зачем говорить, если все понятно и так.
Мне спектакль напомнил и любимые с детства киндасовские ершистые шутки и хулиганские концерты «Мюллярит».
Удивительные декорации и костюмы, маски потрясающие и какие куклы! Деревянные куклы с секретами, характерные. Визуальная вкуснятина. От рисунков стильных вязаных костюмов до мельчайших деталей кукол. Восторг! Восхищаюсь пластикой — Саша Козин, браво! Не перестаю радоваться умению великолепной команды Театра кукол удивлять зрителя, находить новые формы.
От редакции. Спектакль «KALEVALA.RUны» выдвинут на соискание премии Республики Карелия 2020 года.