Дом актёра, Культура

В зеркале «Калевалы». О спектакле Театра кукол Карелии

Сцена из спектакля "KALEVALA.RUны". Фото Ирины Ларионовой
Сцена из спектакля «KALEVALA.RUны». Фото Ирины Ларионовой

Год с небольшим назад состоялась премьера спектакля для взрослых «KALEVALA.RUны». Идет он на сцене не так часто, потому недавний его показ привлек театралов. Мы собрали несколько мнений о постановке известного белорусского режиссера Олега Жюгжды.

 

Тамара Яковлева: «Песня о Карелии в конце спектакля — приветственный знак туристам»

Сцена из спектакля "KALEVALA.RUны". Фото Ирины Ларионовой

В целом мне спектакль понравился. В течение часа в образах — в этаком телеграфно-смс-ном стиле предстает перед зрителем весь эпос. Любопытно было увидеть, как осмыслил руны режиссер из Белоруссии Олег Жюгжда. Спектакль, на мой взгляд,  получился зрелищным. Особенно впечатлили образы Лоухи и матери Лемминкяйнена.

Зацепила сцена смерти Лямминкяйнена, вспомнилась картина Аксели Галлен-Каллела. И вообще больше впечатлили не куклы — они показались мелкими и маловыразительными, а образы-маски и пластическое решение спектакля хореографом Александром Козиным.

Финские песни были хороши и звучали органично. А песня о Карелии в конце спектакля — это, пожалуй, приветственный знак туристам. Но герои пьесы и есть туристы, поэтому почему бы и нет? И ведь это  лишь «взгляд чужеземца в одном действии», как заявлено в программке. Рядом со мной сидели люди и все время посмеивались. И впрямь иногда было смешно. Возможно, это просто спектакль-шутка?

 

Виктория Зорина: «Всё происходит в луже…»

Сцена из спектакля "KALEVALA.RUны". Фото Ирины Ларионовой

Очень люблю театр кукол, но «Калевала» у них не задалась. Есть хорошие моменты и есть слабые, например, провальна музыка в спектакле. Не отработали воду на сцене: круто, что она настоящая, но никак не играет, и просто всё происходит в луже. Свет слабо. Видно то, что должно быть скрыто от наших глаз.

Деревянные куклы отличные, но камни не отыграны: мы не должны понимать, что они лёгкие.  Есть сильные пластические моменты: погоня за Сампо и плач матери. Но нет в спектакле духа Севера.

 

Максим Утикеев: «Взгляд обычного человека, который немного прикоснулся к эпосу»

Сцена из спектакля "KALEVALA.RUны". Фото Ирины Ларионовой

Что есть эпос? Что есть миф? Это попытка объяснить необъяснимое простыми повседневными реалиями, чем и занимаются на протяжении всего спектакля туристы ли, рыбаки ли, просто городские обыватели, приоткрывающие дверь в мир без гаджетов, интернета и прочих благ цивилизации. Единственное, что остается от современного мира, это трансформация первых двух букв в слове «руны» в доменное имя «RU»

Перед нами разыгрывается история, которую многие знают с детства, но, как и любой другой миф, у каждого из нас он свой, наполненный своими деталями, образами, неточностями, личными дополнениями, потому что эпос — это не только про людей прошлого, но это и про нас настоящих. Меняются времена, нравы, но остается неизменным окружающие нас вода, воздух, огонь, камень, дерево… И минимум слов, с помощью которых, оказывается, можно описать и сотворение мира, и борьбу добра со злом, и вечные ценности.

Час такой «Калевалы» получился ритмичным, музыкальным, наполненным природными звуками и образами. Это взгляд не ученого, не исследователя эпоса, не искусствоведа, это взгляд обычного человека, который просто немного прикоснулся к эпосу, создавая свой миф, свой мир, свою «Калевалу».

Единственное, чего хотелось бы пожелать артистам, это легкости, чтобы причиной импровизации на сцене стала свобода, а не необходимость выходить из непредвиденных ситуаций. Так, безусловно, будет, потому что, приоткрывая дверь в мир эпоса, мы не только входим туда сами, но и впускаем его в свою жизнь. Пусть и всего лишь на час.

 

Виктория Никитина: «Спектакль напомнил киндасовские ершистые шутки и хулиганские концерты «Мюллярит»

Мне довелось внезапно оказаться в зеркале. Это удивительное ощущение. Мы ведь не очень понимаем, как национальные особенности северян выглядят со стороны.

И вот отголоски «Долго будет Карелия сниться» фоном, а перед нами ребята, которых Карелия впечатлила так, что они решили сыграть в неё напоследок. И можно было представить, что туристы взяли в руки оригинальные сувениры — куклы и разыграли сценки из эпоса «Калевала». Получилось мило, наполнено смыслом, просто с любовью. Каждое слово на счету, зачем говорить, если все понятно и так.

Мне спектакль напомнил и любимые с детства киндасовские ершистые шутки и хулиганские концерты «Мюллярит».

Удивительные декорации и костюмы, маски потрясающие и какие куклы! Деревянные куклы с секретами, характерные. Визуальная вкуснятина. От рисунков стильных вязаных костюмов до мельчайших деталей кукол. Восторг! Восхищаюсь пластикой  — Саша Козин, браво! Не перестаю радоваться умению великолепной команды Театра кукол удивлять зрителя, находить новые формы.

От редакции. Спектакль "KALEVALA.RUны" выдвинут на соискание премии Республики Карелия 2020 года.

От редакции. Спектакль "KALEVALA.RUны" выдвинут на соискание премии Республики Карелия 2020 года.

От редакции. Спектакль "KALEVALA.RUны" выдвинут на соискание премии Республики Карелия 2020 года.

Актеры спектакля "KALEVALA.RUны". Фото Ирины Ларионовой
Актеры спектакля «KALEVALA.RUны». Фото Ирины Ларионовой

От редакции. Спектакль «KALEVALA.RUны» выдвинут на соискание премии Республики Карелия 2020 года.