Культура

Тот остров, где всегда идёт дождь

В «Творческой мастерской» показали премьеру – «Королеву красоты» по пьесе Мак-Донаха
Фото Василия ПетуховаПьеса ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха «Королева красоты» настоящая находка для любого театра. Она в меру старомодна и в меру современна. Ее можно превратить в черную комедию, чтобы зрители умирали от смеха, а можно сыграть как психологическую драму, чтобы по спине у каждого пробежал холодок и комок подступил к горлу.
 
Режиссер волен выбирать, на чем ему остановить свой цепкий взгляд, какую тему преподнести зрителю на блюдечке в виде дымящейся овсянки. Чего изволите? Проблему однообразия провинциальной жизни? Национальный вопрос? Конфликт поколений? Вечную тему любви, которой все возрасты покорны?  
 
В этой пьесе есть все, о чем писали дряхлые классики и бодрые современники. Нет только ответа на вопрос «Отчего люди не летают, как птицы?». А может быть, ирландский парень с острова, где всегда идет дождь, и не собирался давать свой рецепт от двух болезней, название которым «нищета» и «скука»?
«Королева красоты» идет по всему миру с большим успехом. Только в Москве можно увидеть несколько постановок в разных театрах. В Петрозаводске к модной теме первым приобщился Государственный молодежный театр «Творческая мастерская». Как известно, в этой труппе можно поставить все или почти все: оглушительного успеха может и не быть, но пьеса не будет испорчена.
В постановке петербургского режиссера Бориса Цейтлина есть все ингредиенты для того, чтобы спектакль состоялся. Удачная сценография превращает и без того маленькую сцену «Творческой мастерской» в тесную каморку, где обитают мать и дочь. Игра света почти по-киношному расставляет акценты во время действия. «Закадровый» голос, открывающий каждое новое утро в доме Фолан, погружает в однообразную атмосферу провинциального городка.
Отличный актерский состав. В пьесе есть сразу две роли для актрис, вступивших в пору мудрости. В «Творческой мастерской» это дуэт двух заслуженных артисток Карелии – Людмилы Зотовой, исполнившей роль матери, и Людмилы Баулиной в роли дочери. Впрочем, мужская часть населения Линэна тоже не обижена вниманием: братьев Дули играют заслуженный артист Карелии Дмитрий Максимов и молодой актер Евгений Костин.
Каждый герой этого спектакля – узнаваемый характер, образ, промелькнувший в фильмах Старого и Нового Света или на черно-белых снимках классиков фотографии. И все-таки историю о кухонных войнах Мэг и Морин петрозаводские зрители принимают неоднозначно. Публика как будто боится смеяться в тех местах, где надо смеяться, и отказывается обливаться слезами в финале, хотя все заканчивается очень плохо.
Мартин Мак-Донах пишет диалоги грубо и бескомпромиссно. Такой стиль написания пьесы называется In-Yer-Face Theatre – драма, кинутая в лицо. Герои спектакля «Королева красоты» перебрасываются репликами, как раскаленными пирожками. Мамаша Мэг обзывает дочь уродиной и ненормальной, а Морин в красках живописует, как она будет выглядеть на похоронах матери и что будет при этом чувствовать. Но в том-то и дело, что актрисы играют как будто разные спектакли. Людмила Зотова полностью соответствует своему персонажу – старушке из комиксов, которая, просыпаясь утром, первым делом выливает горшок в раковину и красит губы. Она гармонично ощущает себя в атмосфере трэш-юмора и не старается выдавить назидание потомкам.
У Людмилы Баулиной свой театр – психологический. Она пытается балансировать на грани безумия и трагедии маленького человека, переходит от комедийного лицедейства к исповедальности, которой, похоже, не место в пьесе Мак-Донаха.
Ну не русский это драматург! Может быть, трагическая история, сыгранная в духе парадоксального черного юмора, больше заденет за живое, чем вечные русские поиски духовности? И когда мы осознаем, что для кого-то сюжет пьесы «Королева красоты» – это обычная жизнь, независимо от того, откуда родом герой – из ирландского местечка Линэн или карельских Нижних Падан, мурашки действительно побегут по коже. Есть в мире немало мест, где всегда идет дождь.
 
"Лицей" № 4 2009