Культура, Лицейские беседы

Михаил Тоцкий: «Петрозаводск – место культурной силы»

Михаил Тоцкий. Фото Ирины Ларионовой
Михаил Тоцкий. Фото Ирины Ларионовой

#Культурный_лидер

«Создаю одну-две новых программы в год. Уже около 40 спектаклей сделано! Это готовый прокатный репертуар».

Очередной герой проекта Виктории Никитиной — Михаил Тоцкий, дирижер оркестра русских народных инструментов «Онего» Карельской филармонии, исполнитель-виртуоз, автор любимых детьми и взрослыми оригинальных программ.

 Какая атмосфера окружала вас в детстве?

Семья очень хорошая, мои родители Яков Николаевич и Валентина Алексеевна добрые замечательные люди, которые старались нас с братом оберегать, холить, лелеять, помогать всем, чем могли.

Они родом с Украины, из города Пологи Запорожской области. Папу призвали служить срочную службу в Северодвинск, и мама поехала за ним, бросив авиационный институт. Создали семью, я родился в первый послеармейский год.

Отец строил подводные лодки, мама всю жизнь работала страховым агентом. В Северодвинске мы жили на острове Ягры. Вот где настоящая романтика! Белое море можно увидеть во всей красе именно там: море, песок, дюны, сосны, смола на солнце плавится…

Вы первый музыкант в семье. Как же так получилось?

Петь я начал рано, сначала в вокальных ансамблях «Юнги», «Алые паруса», пел в хорах, а потом увидел объявление о приеме в музыкальную школу. Очень хотел на аккордеон, но то ли его невозможно было купить, то ли еще что-то, но я попал на баян. Однако стремление к эстрадному и джазовому репертуару проявляется в моих проектах: я больше тяготею к эстраде и жанру танго.

В семье вас эксплуатировали как музыканта?

Конечно! Играл всё подряд, много подбирал по слуху песни и любую музыку, которая звучала по радио и телевидению. В нашей украинской семье очень любили музыку: когда собирались гости, всегда пели, я аккомпанировал.

Папа приносил домой много нот, сборники «Музыка народов мира», различные песенники с цифровыми обозначениями аккордов, которые покупал в магазине, возвращаясь с работы. Мне нравилась самая разнообразная музыка, от классики до эстрады. В нашем дворце культуры был замечательный биг-бенд, я часто сидел под дверями класса, где они занимались, слушал репетиции.

Фамилия у вас необычная…

У фамилии польские корни, есть даже фамильный герб. В России носителя моей фамилии можно встретить не так часто, а вот на Украине она распространена. В XIX веке мои предки по линии отца переселились из Полтавского края в село Пологи Запорожской области. Занимались земледелием, выращивали виноград и плодовые деревья — в общем, занимались сельским хозяйством.

Как случился переход из музыкального любительства в профессию?

Я играл на клавишах в вокально-инструментальном ансамбле ДК два года, параллельно ходил в музыкальную школу. После участия в одном из детских конкурсов произошел щелчок в моем сознании,  и я решил поступать в московское музыкальное училище имени Гнесиных. Это решение всех очень удивило. По общим музыкальным предметам я занимался в группе отделения народных инструментов. Те же ученики, которые готовились поступать в музучилища Москвы или Ленинграда, занимались в специально созданной для них группе, с большим количеством учебных часов. Меня определили в эту группу. Я барахтался, ничего не понимал, с трудом писал сложные трех- и четырехголосные слуховые диктанты. Несколько раз приезжал в Москву на консультацию к педагогу, у которого хотел учиться.

И вот я приехал в Москву на экзамены, хорошо подготовленный моими наставниками. Прекрасно сдал все экзамены, с хорошими баллами. На экзамене по сольфеджио справился с трехголосным диктантом раньше положенного времени и даже пытался помочь своему соседу, с которым успел за время поступления сдружиться, за что меня чуть не удалили с экзамена. К моему большому разочарованию, мое бюджетное место отдали студенту из дружественного соцлагеря. Мне предложили место в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции — сейчас это колледж имени Шнитке, где преподавал педагог по классу баяна, к которому я поступал. Общежития для студентов там по какой-то причине не было, и я вернулся домой.

Отнес документы в Архангельское музыкальное училище. Баллы при поступлении были замечательные. Директор училища Л.С. Мартиросова настоятельно рекомендовала учиться у Бориса Михайловича Мацегоры, заведующего отделением народных инструментов, дирижера оркестра. Первые азы в искусстве дирижирования я получил именно от него. Все, что он мне дал, – твердая основа, огромная база. Подготовка и участие в различных конкурсах и концертах стали моей целью в его классе. Занимался я тогда много: приходил в 6 часов утра к открытию училища, чтобы занять место в классе или хотя бы в коридоре. Годы учебы в Архангельском музыкальном училище были интересными, захватывающими. На курсе мы были дружны, праздновали все праздники и дни рождения вместе. До сих пор общаемся, создали свою группу в соцсети.

Затем была Петрозаводская консерватория. Занимался в классе баяна у профессора Вячеслава Леонидовича Калаберды и в классе дирижирования у Геннадия Ивановича Миронова.

После окончания консерватории вам не хотелось самому преподавать? 

Пробовал два года работать в консерватории. Но педагог – особое призвание, настоящий результат приходит тогда, когда ты отдаёшь себя без остатка своим ученикам.

Довольно часто участвую в работе региональных и международных конкурсов, провожу мастер-классы для юных исполнителей на баяне и аккордеоне.

Сейчас участвую в грантовом проекте пианистки Анны Гришко из Мурманска, который направлен на выявление и обучение талантливых детей области. Смотрим конкурсные видео, выбираем онлайн лучших ребят, потом проведем серию мастер-классов для них. Итогом должен стать наш совместный концерт.

Но всё же…

– Но все же моё призвание — артист. После выпуска из консерватории и по сей день я увлечён концертной и гастрольной деятельностью, работой с оркестром «Онего». Полностью отдаю себя любимому делу.

В ансамбле «Кантеле» был не слишком большой, но хороший опыт. Играл и как артист, даже в танцевальном номере с гармошкой танцевал на Днях карельской культуры в Минске, когда пришлось срочно подменить гармониста. Ушёл потому, что уже плотно работал в квартете русских народных инструментов «Экспромт», много гастролей за рубежом, совмещать было невозможно. Пришлось сделать выбор.

С квартетом «Экспромт» меня связывает красивая и интересная творческая жизнь. Этот период дал мне многое в жизни, закалил как музыканта и артиста.

Вы не скучаете по сольным выступлениям?

– Я много играл как солист, собирал разные ансамбли, создавал музыкальные проекты. Но в какой-то момент пришло понимание, что мне не хватает оркестрового звучания. Помню, когда делал оркестровку для народного оркестра «Военных писем» Валерия Гаврилина, появилось страстное желание самому дирижировать этой партитурой. Поступали предложения сделать аранжировки, оркестровки.

И вдруг, когда я был на перепутье и думал, как далее строить свою жизнь, мне сделали предложение, о котором я давно мечтал, — дирижировать программами для детской и юношеской аудитории с оркестром «Онего». Конечно, я его сразу принял!

Помню первую дебютную программу с оркестром — «Сказку о царе Салтане» композитора Светланы Новиковой-Бородиной. Начинать с новой музыки замечательно! В премьерных сочинениях есть простор для интерпретации. Я сделал так, как чувствовал, как хотел, и, кажется, получилось неплохо. Дирижер — это ведь проводник между композитором и оркестром. По моему мнению, лучшая заповедь дирижера: не мешай оркестру, а если можешь, помоги.

Ваши музыкально-литературные композиции настоящие спектакли!

– Форма основы – союз музыки и слова. Так что это именно музыкально-литературная композиция, хотя иногда со мной не согласны, называя программы спектаклями. Моя работа всегда начинается с художественного слова, к которому я подбираю ряд музыкальных произведений, иногда никак не связанных между собой, разбросанных по эпохам. Но важно то, что музыка здесь занимает главное и центральное место, она создает фундамент всей композиции, усиливает впечатление от художественного слова. Конечно, только в союзе с талантливым актером-чтецом получается отличный результат.

– Что из выпущенных программ, спектаклей вам особенно дорого?

– Мне очень нравится спектакль к 100-летию Бунина, который мы делали с Натальей Антипиной. Подобрал к нему музыку Эдуарда Артемьева, Михаила Глинки, Александра Зацепина. Очень тонко, эмоционально получилось.

Нравится спектакль по трем рассказам Шукшина с Валерием Баулиным. Валерий так хотел все сделать идеально, что его энтузиазм даже перехлестывал мой. Мы встречались с ним каждый день, слушали, читали, взахлеб выбирали музыкальные отрывки.

Дорого «Волшебное кольцо» с Сергеем Гармашом, исполненное на фестивале Ruskeala Symphony в 2019 году.

Из веселых – программа «12 стульев» с Александром Картушиным и Натальей Мирошник. Ее очень любят зрители, спрашивают о ней часто, билеты разлетаются быстро.

Создаю одну-две новых программы в год. Уже около 40 спектаклей сделано! Это готовый прокатный репертуар.

Кроме любимой музыки, что, по вашему мнению, заслуживает в Петрозаводске внимания?

– В Петрозаводске много замечательных музыкантов, актеров, писателей, других представителей творческой интеллигенции. Например, писатели Дмитрий Новиков, Яна Жемойтелите, скульптор Людвиг Давидян. В этом прекрасном месте, где такой воздух, природа, невозможно не творить.

Кстати, когда ты говоришь музыкантам в Москве, в столицах, что ты из Петрозаводска, относятся с большим уважением. Знают, что здесь публика не простая, понимающая, думающая, слышащая.

Петрозаводск – место культурной силы, здесь очень многое сосредоточено. Слияние культур, традиции и классики, академической музыки и фолка. Петрозаводск – кроссовер культуры в самом хорошем смысле.

В нашем городе музыкант может играть в оркестре, а потом в другом месте и в другой традиции. Все это возможно потому, что здесь прекрасная консерватория. И мне бы очень не хотелось, чтобы в свете последних тенденций к оптимизации образования что-нибудь изменилось.

Да, изменения надвигаются. В европейских странах педагогам теперь нельзя дотрагиваться до учеников…

– Вот это ведет к потере школы. Потому что если не ставить правильно руку, тактильно не объяснять, то самому ученику не дойти до этого. Уже приносит плоды такой подход: нет ни одного яркого пианиста или скрипача в соседней с нами стране.

– Как вы думаете, что такое культурный лидер и кто это в Петрозаводске?

– Человек, который видит перспективу и может повести за собой, заинтересовать своей идеей, перспективой. Это люди, у которых всё бурлит, горит, не дает им покоя, только такие увлекают за собой других. И такие люди есть в нашем городе и республике. В музыке это Андрей Дикоев, Полина Крышень, Арто Ринне, Сергей Зобнев, Владик Демин. Из театральных – Валерий и Людмила Баулина, Слава Поляков. Педагоги – Ирина Белковская, Николай Вахтеров, Наталья Гальцина.

Родители вами гордятся?

– Они смотрят мои концерты, всё, что мне удается записать. Рады, хвалят.

С вашей женой вы еще и работаете вместе. Не слишком ли это сложно?

– Татьяна прежде всего любимый и дорогой мне человек, а уже потом хороший руководитель, великолепный организатор. Она идеально выстраивает логистику – расписание репетиций, поиск и приобретение инструментов, заказ костюмов. Мягко и уверенно организует устранение недостатков поставщиками, делает всё сдержанно, спокойно. Это замечательное редкое качество, мне с ней работать очень комфортно.

– Вы единственный музыкант в семье ваших родителей, а ваши дети будут музыкантами?

– Старший сын Григорий учится по специальности «Логистика операционных систем». Дочь Арина учится в лицее,  увлекается языками, собирается идти учиться в сферу экономики. Младший сын Сергей также учится в лицее и занимается по классу трубы в школе искусств имени Балакирева, делает успехи, побеждает в конкурсах.

– На них не давит ваш звездный статус?

–  (Смеется): У нас дома нет моего культа личности. Зато педагоги детей меня часто используют, привлекают к школьным мероприятиям.

– Каким вам запомнится ушедший 2020-й?

– На удивление плодотворным! Было много концертов, поездок. Что-то перенеслось, конечно, или даже сорвалось, но всё было очень насыщенно. Радует, что и музыканты, и зрители не сдавались, боролись за то, чтобы получать впечатления, оставаться на плаву в культурном поле.

– Есть у вас мечта?

– Мне кажется, роль народного оркестра недооценена. Наша история началась гораздо позже, чем у симфонического оркестра. В этом году мы отмечаем 160-летие основателя и реформатора русских народных инструментов, создателя Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Оркестр русских народных инструментов уникален тем, что способен с легкостью быть многожанровым, исполнять музыку от академической до рока и джаза.

В прошлом году я участвовал в программе «Национальная коллекция» в Санкт-Петербурге. Концерт в малом зале филармонии исполнили союз петербургских музыкантов, оркестр «Терема» с дирижёром Андреем Долговым, а также музыканты из разных регионов нашей страны. И вот это соединение культур, синтеза с оркестром народных инструментов, очень профессионально сделанное, вызвало настоящий восторг у слушателей.

Когда смешиваем традиции в одном флаконе, получаются очень хорошие духи. У нас есть программа «Мелодии и ритмы мира», но я мечтаю сделать отдельный абонемент филармонии для таких национальных программ.