Дом актёра, Кино, Культура

Иной Лановой

Василий Лановой. Фото: kremlinpalace.org
Василий Лановой. Фото: kremlinpalace.org

«- Борис Александрович, сейчас приедет Василий Лановой. Проведете для него экскурсию? — Еще бы!»

Василия Ланового я всегда воспринимал как все советские люди, а позже и постсоветские, — как героя, в котором было и лирическое начало. На сцене в XX веке я видел его только в «Принцессе Турандот». Зато два раза!

Почти ничего не знал о его личной жизни, во всяком случае очень мало, и в ней представлял его таким же героем.

В июне 2002 года организатор экскурсий музея «Кижи» сказала мне:

— Борис Александрович, сейчас приедет Василий Лановой. Проведете для него экскурсию?

— Еще бы!

В эти дни В.С. Лановой был председателем приемной комиссии у актерского курса Арвида Зеланда в Петрозаводской консерватории. Дипломными спектаклями у студентов были «Нискавуори» и «Simple стори», позже перенесенные на сцену Национального театра и полюбившиеся зрителям.

Лановой приехал на остров Кижи с другом. Они представились:

— Василий Семенович.

— Алексей.

Чувствовалось, что этих людей соединяет давняя дружба. Алексей Кузнецов, тоже вахтанговец, был лучшим другом Василия Ланового.

Как-то сразу экскурсия у нас не получилась, а получилась приятная прогулка с разговорами и о Кижах, и о театре Вахтангова.

Я сказал Василию Семеновичу, что первым виденным мною у них в театре спектаклем стала «Иркутская история». Василий Семенович несколько оживился —  он играл в этом спектакле Сергея, как и в телефильме, а Вячеслав Шалевич исполнял роль Виктора. Он спросил, с кем я видел этот спектакль. Ответил, что с Михаилом Ульяновым и Юрием Любимовым.

— Вам повезло, — очень серьезно сказал Лановой.

— Василий Семенович, а я ведь помню вас в вашем первом фильме «Аттестат зрелости» в роли Валентина Листовского.

— Да ну!

— Там вашего героя никак не назовешь хорошим…

— А я-то был хорошим! Ведь, правда, хороший? — подал голос Алексей.

Алексей Кузнецов играл в «Аттестате зрелости» младшего брата героя. С тех пор друзья-актеры и были неразлучны.

А я про себя подумал: как повезло Лановому, что его вторая роль в кино — Павки Корчагина — стала знаковой. И как же не повезло Михаилу Козакову, актеру не менее обаятельному: в первой своей роли в фильме М. Ромма «Убийство н а улице Данте» красавчик Козаков убивает свою мамочку. И поехало — следующие его кинороли были почти сплошь отрицательными.

…Мы шли по острову и говорили. В общении с Лановым меня удивили полное отсутствие в нем внешнего героизма и даже какая-то приглушенность романтического облика до самого обычного.

Во время нашей прогулки я постоянно чувствовал доброту, открытость, доверчивость, вплоть до наивности у Василия Семеновича. Таким же мне показался и Алексей.

Василий Семенович возмущался порядками 1990-х. В частности, тому, как театральный буфет нагло приватизировал один из актеров. Сетовал на свою малую занятость в театре.

— По сути, у меня только один спектакль — «Посвящение Еве». Приезжайте, посмотрите…

«Посвящение Еве» я увидел через 15 лет в Петрозаводске, когда театр Вахтангова был у нас на гастролях. Василий Семенович играл спектакль больным, но зрители этого не заметили: Лановой есть Лановой. Хлопали стоя.

…Мы идем с экскурсии. Все дамы-экскурсоводы столпились у проходной — глянуть на Ланового. Мимо них прошел, взмахнув рукой, капитан Грэй.

А дипломные студенческие спектакли на Василия Семеновича произвели хорошее впечатление. Из актеров особенно понравился Вячеслав Поляков, по поводу которого он сказал:

— Этот Поляков далеко пойдет.

Когда через два года Василий Лановой снова приехал в Петрозаводск, Вячеслав Поляков был в это время в Йошкар-Оле. Василий Семенович позвонил ему:

— Славочка, вас так здесь не хватает.

Я был по-настоящему счастлив в день прогулки по острову Кижи с Василием Лановым и его другом Алексеем Кузнецовым.

Петрозаводск будет всегда вас помнить, дорогой Василий Семенович.