«- Борис Александрович, сейчас приедет Василий Лановой. Проведете для него экскурсию? — Еще бы!»
Василия Ланового я всегда воспринимал как все советские люди, а позже и постсоветские, — как героя, в котором было и лирическое начало. На сцене в XX веке я видел его только в «Принцессе Турандот». Зато два раза!
Почти ничего не знал о его личной жизни, во всяком случае очень мало, и в ней представлял его таким же героем.
В июне 2002 года организатор экскурсий музея «Кижи» сказала мне:
— Борис Александрович, сейчас приедет Василий Лановой. Проведете для него экскурсию?
— Еще бы!
В эти дни В.С. Лановой был председателем приемной комиссии у актерского курса Арвида Зеланда в Петрозаводской консерватории. Дипломными спектаклями у студентов были «Нискавуори» и «Simple стори», позже перенесенные на сцену Национального театра и полюбившиеся зрителям.
Лановой приехал на остров Кижи с другом. Они представились:
— Василий Семенович.
— Алексей.
Чувствовалось, что этих людей соединяет давняя дружба. Алексей Кузнецов, тоже вахтанговец, был лучшим другом Василия Ланового.
Как-то сразу экскурсия у нас не получилась, а получилась приятная прогулка с разговорами и о Кижах, и о театре Вахтангова.
Я сказал Василию Семеновичу, что первым виденным мною у них в театре спектаклем стала «Иркутская история». Василий Семенович несколько оживился — он играл в этом спектакле Сергея, как и в телефильме, а Вячеслав Шалевич исполнял роль Виктора. Он спросил, с кем я видел этот спектакль. Ответил, что с Михаилом Ульяновым и Юрием Любимовым.
— Вам повезло, — очень серьезно сказал Лановой.
— Василий Семенович, а я ведь помню вас в вашем первом фильме «Аттестат зрелости» в роли Валентина Листовского.
— Да ну!
— Там вашего героя никак не назовешь хорошим…
— А я-то был хорошим! Ведь, правда, хороший? — подал голос Алексей.
Алексей Кузнецов играл в «Аттестате зрелости» младшего брата героя. С тех пор друзья-актеры и были неразлучны.
А я про себя подумал: как повезло Лановому, что его вторая роль в кино — Павки Корчагина — стала знаковой. И как же не повезло Михаилу Козакову, актеру не менее обаятельному: в первой своей роли в фильме М. Ромма «Убийство н а улице Данте» красавчик Козаков убивает свою мамочку. И поехало — следующие его кинороли были почти сплошь отрицательными.
…Мы шли по острову и говорили. В общении с Лановым меня удивили полное отсутствие в нем внешнего героизма и даже какая-то приглушенность романтического облика до самого обычного.
Во время нашей прогулки я постоянно чувствовал доброту, открытость, доверчивость, вплоть до наивности у Василия Семеновича. Таким же мне показался и Алексей.
Василий Семенович возмущался порядками 1990-х. В частности, тому, как театральный буфет нагло приватизировал один из актеров. Сетовал на свою малую занятость в театре.
— По сути, у меня только один спектакль — «Посвящение Еве». Приезжайте, посмотрите…
«Посвящение Еве» я увидел через 15 лет в Петрозаводске, когда театр Вахтангова был у нас на гастролях. Василий Семенович играл спектакль больным, но зрители этого не заметили: Лановой есть Лановой. Хлопали стоя.
…Мы идем с экскурсии. Все дамы-экскурсоводы столпились у проходной — глянуть на Ланового. Мимо них прошел, взмахнув рукой, капитан Грэй.
А дипломные студенческие спектакли на Василия Семеновича произвели хорошее впечатление. Из актеров особенно понравился Вячеслав Поляков, по поводу которого он сказал:
— Этот Поляков далеко пойдет.
Когда через два года Василий Лановой снова приехал в Петрозаводск, Вячеслав Поляков был в это время в Йошкар-Оле. Василий Семенович позвонил ему:
— Славочка, вас так здесь не хватает.
Я был по-настоящему счастлив в день прогулки по острову Кижи с Василием Лановым и его другом Алексеем Кузнецовым.
Петрозаводск будет всегда вас помнить, дорогой Василий Семенович.