«Мы зачитали ваши книги до дыр!» — для детского писателя услышать такие слова и есть главная награда.
Книга «Забытая сказка, или Путешествие с белой цаплей» Ирины Никитиной недавно издана в Петрозаводске. Возможно, это имя не столь известно взрослой читающей аудитории. Но для юных читателей и их родителей это далеко не первая встреча с героями писательницы.
С Ириной Никитиной побеседовала библиотекарь Екатерина Кузина.
Впервые рассказы и сказки Ирины Никитиной вышли отдельной книжкой «Подружись с драконом» в 2010 году. Сейчас в активе писательницы 13 книг. С Ириной Никитиной мы побеседовали о ее книгах, встречах в школах и библиотеках и о том, как приобщить детей к чтению
О своих книгах
— Каждая новая книга в какой-то мере итог моего труда. За 20 лет я много общалась со своими читателями. Трудно сосчитать, сколько их было — творческих встреч, презентаций, обсуждений, бесед… Как правило, поводом становится выход новой книги. Но не всегда. Нередко дети хотят поговорить и о книге, изданной несколько лет назад. В каждой книге есть тема, которая проходит основной линией. И, обсуждая рассказы и сказки, мы больше всего касаемся этой темы.
В книге «Мои любимые феи» — это тема малой родины, ведь для человека это на всю жизнь особенное место на земле. В книге «Волшебный корабль» говорим о проблеме выбора, как уберечься от ошибки, как даже маленький шаг по скользкой дорожке может повлиять на судьбу. В «Маленькой субботе» — разговор о семейных традициях, если в семье есть такая традиция — любой день недели может стать маленькой субботой, которую все будут с нетерпением ждать. Обсуждая книгу «Мы верим в сказки», говорим о дружбе, о самопожертвовании. В книге «Полцарства за коня» впервые затронута тема военного детства. Чтобы написать рассказ «Два года из жизни девочки», я просила людей, чье детство выпало на годы войны, поделиться воспоминаниями. В этой же книге — тема отношения к животным («Дорога домой», «Полцарства за коня»). Почти во всех книгах есть рассказы, посвященные людям старшего поколения, об этом тоже стараюсь поговорить с ребятами: «Дед Макар», «Старые друзья», «Письмо для бабушки», «Мальчишник для дедушки», «Павлушины каникулы», «Маленькая бабушка».
Литература, как и любой вид искусства, должна помогать человеку стать лучше, а поскольку я пишу для младшего возраста, конечно, хочу уберечь своих читателей от ненужных поступков и ошибок.
О встречах с читателями
— Писатели очень по-разному относятся к ним. Одни считают, что такая встреча должна происходить только в книге. Все, что хотел сказать автор, он сказал в своем произведении. Другим обязательно нужно услышать мнение, пообщаться с теми, для кого написана книга.
Встреч было много, и все они очень дороги мне. Выступала не только в Петрозаводске, но и в городах Питкяранта, Сортавала, Кондопога, в поселковых и деревенских школах и садиках. По проекту дважды выезжала в Москву, провела там 22 творческие встречи с учениками начальных классов 460-й московской школы.
Во многие начальные классы я приходила каждый год, начиная с первого класса. Выступая в 4 классе, говорила детям, что это наша последняя встреча. Ребята расстраивались и стремились тоже чем-то порадовать меня. Один класс пригласил меня на литературное чаепитие в последнюю учебную неделю. Я дала детям несколько тем, каждый написал для меня маленький рассказ. Пили чай и по очереди читали рассказы, задавали вопросы. Это было в финно-угорской школе, учитель Марина Александровна Плеханова.
А сколько рисунков и поделок готовят к встрече постоянные читатели! Иногда даже ставят спектакли к моим сказкам, некоторые из них я видела. Незабываемыми были встречи в школах-интернатах №21 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, №22 для слабовидящих детей. Люблю бывать в 25-й школе. Здесь есть специализированные классы, где общение идет через сурдопереводчика. Очень тепло проходят обсуждения книг, и дети, и учителя всегда рады встрече. Запоминаются, конечно, и отдельные высказывания детей: «Когда я читаю ваши сказки, всегда стараюсь найти что-то полезное для себя, чтобы стать лучше», «Мы зачитали ваши книги до дыр!», «Когда мы увидели вас в нашей школе, мы догадались, что у вас вышла новая книжка и так обрадовались! Мы сразу начали ждать, когда же вы придете в наш класс, и наконец дождались!»
Хочется выразить благодарность не только нашим прекрасным педагогам, но и школьным библиотекарям, их золотым сердцам. Знакомство с этими замечательными людьми, все силы отдающими воспитанию детей, я воспринимаю как щедрый подарок своей судьбы.
О чтении
– Я убеждена, что чтение для ребенка – важная часть его детства, а значит, и всей дальнейшей жизни. Если в начальной школе ребенок не приобщился к книге, то потом вряд ли это произойдет. И главная роль в этом не у школы, а у семьи. Именно у близких огромный потенциал развития ребенка: речь, творчество, фантазия – всё это формируется и развивается в повседневном общении родителей и детей. Я со своими детьми много ходила в музеи, на выставки, они посещали кружки. А когда мы просто шли по улице, то иногда сочиняли маленькие рассказы или сказки, пытаясь найти что-то необыкновенное в обычном явлении: как распустился цветок, как начался дождь и т.д.
Чтобы ребенок полюбил читать, надо читать вместе с ним. Мне повезло – я родилась в учительской семье, где все любили читать. Папа и мама всю жизнь посвятили школе. Моя мама – Тереза Михайловна Филатова – работала учителем, потом завучем. Несмотря на занятость, она всячески поддерживала семейную традицию чтения вслух, унаследованную еще от дедушки и бабушки. Когда у меня самой появились дети, мы тоже читали вслух. Читали до самого окончания школы, точнее, до ухода младшего сына в армию. Так что традиция совместного чтения идет через несколько поколений, и мне бы хотелось, чтоб она не прервалась. Безусловно, это не только польза от собственно чтения, но и то, что скрепляет семью, сближает между собой родителей и детей, братьев и сестер, внуков и бабушек-дедушек.
О семейных реликвиях
— Храню две старенькие тетрадки и один альбом — читательские дневники. Самый старший из них мамин. Она начала его вести в 1948 году, когда стала студенткой педучилища. Записи велись аккуратным почерком, перьевой ручкой, которую обмакивали в чернильницу. На первой странице замечательная цитата об учителях. А затем записи о прочитанных книгах: Э.-Л. Войнич «Овод» и т.д. Есть графы, где стоят даты начала чтения и окончания. Удивительно, что это очень маленький временной интервал – 2-3 дня. Почему так быстро мама читала? В те годы книги были в были в большом дефиците, их выдавали в библиотеке на очень маленький срок.
Я перелистываю свой читательский дневник, который вела в 4 классе, и вспоминаю книги: какая обложка, кто их посоветовал почитать. А вот дочка моя решила вести свой дневник не в тетради, а в альбоме. Она в детстве очень любила рисовать, и каждая запись о прочитанном сопровождается рисунком.
Букварь — не просто сохранившаяся книга из моих школьных лет. Порой нам кажется, что школьное детство – это так давно и мы мало что помним. Но вот я перелистываю страницы – и, словно на кинопленке, вспоминаю, как учительница вела урок, как я садилась выполнять домашнее задание и боялась, что не смогу столько слов прочитать, не смогу красиво написать буквы… Несколько месяцев назад свои первые учебники я подарила музею Приладожья в Сортавале.
Еще у меня хранятся открытки, которые присылал дедушка из Петрозаводска ко мне в Сортавалу. Это теплые, милые мне поздравления с праздниками – Новый год, 8 Марта,1 Мая, 7 Ноября. Всего сохранилось восемь открыток. Правда, одна от бабушки, потому что дедушка лежал в больнице и не смог написать. Бабушки и дедушки давно нет, но эти открытки хранят тепло их рук, позволяют услышать их голос. В рассказе «Письмо бабушке» я попыталась рассказать об этой традиции. Иногда ребята, прочитав его, пишут письма своим бабушкам или кому-то из родственников.
Об электронных книгах
— Сейчас многие читают электронные варианты книг . Думаю, что это не плохо, поскольку все меньше становится читающих людей, я приветствую любой вариант чтения. У меня не получилось подружиться с электронной книгой, хочется листать настоящие странички. Конечно, компьютер может быть и помощником. Но в любой семье обязательно должны быть любимые книги. Детям же важно держать в руках настоящие издания, видеть родителей с книжкой в руках, бережно хранить свои самые любимые книги.
«Детская писательница Ирина Никитина» — так называется группа читателей Ирины Никитиной. Здесь можно не только подробнее узнать об авторе, ее творчестве, о художниках книг и встречах с читателями, но и задать вопрос, поделиться мнением о прочитанном. Ирина Александровна приглашает всех желающих по адресу: https://vk.com/yaveruvskazki