Культура

Станет ли мордовское заклинание дождя визитной карточкой Карелии?

Фото Карельской государственной филармонии
Фото Карельской государственной филармонии

Председатель Союза композиторов РК Анастасия Сало пишет о скандале в мире музыки: эрзянская песня-заклинание может стать визитной карточкой Карелии.

28 февраля на весь мир в формате онлайн-концерта прозвучала Карельская сюита, о которой говорят и пишут, что она «обещает стать настоящей жемчужиной в ожерелье симфонических произведений о крае», которую «уже сейчас можно назвать музыкальной «визитной карточкой»: vk.com/music4cities, kgfptz.ru

Что же такое Карельская сюита?! Это трехчастное музыкальное сочинение, объединенное одной идеей – показать картины суровой северной природы Карелии. У каждой части сюиты свой автор – известные российские композиторы. Первая часть — «Мифы и легенды карельской земли» Ильи Кузнецова. Вторая часть — «Белая ночь на лесном озере» Павла Карманова. Третья часть — «Северное сияние» Алексея Курбатова.

Создание, исполнение, показ нового сочинения стали возможны благодаря проекту «Большая музыка для малых городов», в команде которого трудятся профессионалы своего дела. Новости о проекте, о задумках его организаторов, сообщения о будущей премьере нового сочинения о Карелии не могли не радовать. И то, что Симфонический оркестр Карельской государственной Филармонии под управлением Алексея Ньяги исполнил премьеру в уникальном съемочном павильоне – сделало это событие ярким, мощным по своему энергетическому заряду.

Однако Карельская сюита входит в историю не только самим фактом уникального представления, но, похоже, может стать центром скандала. А если быть точнее, ее Первая часть – «Мифы и легенды карельской земли» Ильи Кузнецова. Автор задумал свою часть как «программное отображение Первой главы «Калевалы», рождение Вяйнямейнена….»: Илья Кузнецов о создании Первой части, с 4 мин. 23 сек.). И, действительно, выразительно и образно воплотил свою идею в музыке. Если бы не одно но: музыкальный фольклорный материал, к которому обратился Илья Кузнецов и сделал его основой пьесы, – это достояние Мордовии. К мифам и легендам Карелии не имеет никакого отношения.

– Мелодия, с которой начинается произведение и которую мы слышим в дальнейшем, не что иное, как эрзянская календарно-обрядовая песня «Масторавась лужакадсь» (в пер. на рус. яз – Масторава запричитала), — отмечает после онлайн-премьеры Карельской сюиты этномузыколог, начальник управления координационно-аналитической работы Центра народного творчества и культурных инициатив Республики Карелия Наталья Шамрай. – Это заклинание дождя. Это песня о том, как Мать-земля запричитала, заплакала, ведь Бог солнца Чипас и Богиня ветра Вармава обожгли ее, но потом пошёл дождь и полил, намочил её. Мать-земля благодарит. Вы можете её услышать в исполнении разных фольклорных мордовских коллективов, исполняющих народные традиционные песни эрзян.

На просторах интернета нашлись несколько записей песни «Масторавась лужакадсь». Например, в исполнении фольклорного ансамбля «Мерема» Республики Мордовия.

Также рассказ об этой песне и ее запись включены в урок «Музыка мордовского народа» (познакомиться с материалом можно по ссылке.:

Для справки: «Масторава»эрзянский и мокшанский героический эпос, опубликован в 1994 году автором Шароновым Александром Марковичем. Создан на основе героических мифов, песен и сказаний. 

Эрзянскую песню «Масторавась лужакадсь» находим и в издании «Памятники мордовского народного музыкального искусства», том 3 (Сост. Н.И. Бояркин, 1988 г., г. Саранск, стр. 113):

 

А теперь давайте вернемся к исполнению Карельской сюиты и послушаем её Первую часть «Мифы и легенды карельской земли». Запись онлайн-концерта будет доступна слушателям всего мира до 7 марта: https://kgfptz.ru/ (начало с 1 час 07 мин.).

Вывод один: В основу Первой части Карельской сюиты «Мифы и легенды карельской земли» действительно легла эрзянская народная песня «Масторавась лужакадсь».

Ошибка санкт-петербургского композитора Ильи Кузнецова в отборе фольклорного карельского материала для своего сочинения очевидна. Брать за основу музыкального произведения о Карелии эрзянскую народную песню неуместно. Тем более, если речь идет о том, что произведение позиционируется как «визитная карточка» Карелии.

— Это однозначно ошибка: и композитора, и тех ответственных в проекте, кто её не заметил и допустил к публичному показу. В то же время хочется сказать браво симфоническому оркестру и дирижеру Алексею Ньяге за исполнение, за самоотдачу в этом проекте и, конечно, технической команде. Для Карелии это очень серьёзный уровень трансляции, — завершила свой комментарий Наталья Шамрай.

Будет ли выполнена работа над ошибкой?! Пока вопрос риторический.