За сто лет государственности Карелии утрачено большое количество памятников деревянного зодчества. Среди них были шедевры, уникальные ансамбли и небольшие деревенские часовни, исторические деревни и села разных частей Карелии со своими, характерными для них жилыми домами.
Из 238 деревянных храмов осталось 58. Из них 53% в аварийном состоянии. Им грозит гибель в течение ближайших десяти лет.
«Деревянные храмы Русского Севера не спутаешь ни с какими другими. Ставшие осмыслением окружающего пространства, они — будто из иллюстраций Ивана Билибина к старым сказкам, из рассказов о детстве, из чего-то потерянного, что смутно чувствуешь где-то посередине себя, но не можешь до конца осознать. Это как легендарный Китеж-град, затерянный в синеве глубины озер…»
Из предисловия группы путешественников к своему фотоальбому о Русском Севере. 2020 год
Закончился год столетия Республики Карелия. Сто лет существования государственности Карелии. К этой дате много разных итогов подвели. Вот и мне захотелось это сделать – вспомнить некоторые выдающиеся памятники архитектуры, которые мы потеряли за минувшее столетие. Получилась печальная картина, совсем не праздничная.
В последнее время Карелия столкнулась с туристическим бумом, разрабатываются всевозможные проекты в сфере турбизнеса, мы усиленно ищем бренды и при этом поразительно небрежно относимся к нашему главного сокровищу – наследию деревянного зодчества.
Церкви, часовни, крестьянские дома, многочисленные хозяйственные постройки и даже косые изгороди были символом Севера России и Карелии в частности. Ансамбль северного села с окружающей природой и рукотворными полями оставлял незабываемое впечатление в душе путешественников.
В далекие 1980-е годы ко мне на каникулах часто приезжали друзья-однокурсники, чтобы посмотреть деревянные часовни и церкви в традиционной среде карельской деревни. Мы составляли небольшой маршрут и на автобусах, попутках, лодках и пешком проходили его. До сих пор помню один из моментов наших походов. Попрощавшись с водителем, подбросившим нас, мы вышли на указанную им лесную дорогу и двинулись вперед. Километра через два лес поредел, и появилось озеро. Оказалось, это пролив между материком и небольшим островом. Островок был похож на спину огромного кита, на хребте которого очень живописно раскинулась деревенька. А на самом высоком месте, чуть-чуть в стороне от домов, стояла часовня с колокольней в обрамлении высоких стройных елей. Это было деревенское кладбище, обнесенное традиционной валунной оградой. Дорога к деревне шла через старый мост. Была сенокосная пора, и то тут, то там виднелись свежие стога и зароды сена. Стоял июльский зной, звенящий стрекозами и бармаками. Мы замерли на берегу от этого прекрасного вида, и один из моих друзей воскликнул: «Вот она — Карелия!»
Изучая старые фотографии и места, запечатленные на снимках сегодня, приходишь к выводу, что культурный сельский ландшафт карельской деревни полностью утрачен. Зарастают лесом поля, заболачиваются берега некогда жилых деревень, уходят в небытие села с традиционными домами, исчезают старые сельские дороги. Люди в поисках работы вынуждены перебираться в города. Уходит пласт нашей глубинной культуры, созданной предками, жившими здесь веками. Их деревни были органично вписаны в существующую природную среду, которую они же и облагораживали. И немалую роль в этом играл градостроительный талант наших предков. Учитывая климатические и географические особенности местности, они создавали неповторимые по красоте ансамбли сельских погостов и крестьянских домов. И это можно объяснить, наверное, только одним – любовью к своей земле и ответственностью перед ней, стремлением приукрасить ее и сохранить для потомков.
К сожалению, понимание и возможность сохранять в комплексе деревни, придавая им статус исторических, пришло довольно поздно, когда уже большая часть из них потеряла свои храмовые ансамбли и историческую застройку.
Погостский же храм в прошлом был не только местом для совершения религиозных обрядов, но и хранилищем всевозможных документов – древних актов, закладных, дарственных и пожалованных грамот. Во многих церквях сохранялось полное иконописное убранство времен постройки храма. В кладовых и «рухлядных» хранилась старинная церковная утварь, иногда даже и часть древних икон из ранее стоявших на этом месте храмов. В зданиях церквей при ремонтах находили исторические записи о времени закладки и строительства. Часто в них содержались и другие интересные сведения. Таким образом, погостские церкви были свидетелями и хранителями истории своего села как маленькой частицы исторической мозаики всей страны.
Изучением деревянной архитектуры и проблемой ее сохранения в России стали заниматься еще во второй половине XIX века. В дореволюционной России значительная роль в этом деле принадлежала различным археологическим обществам. Но тогда так и не удалось принять государственные законы в области охраны памятников архитектуры, однако благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ необдуманные перестройки и снос старинных зданий в целом были остановлены.
В первые послереволюционные годы благодаря усилиям известных деятелей культуры создается государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел). Но позже, в связи с ухудшением внутренней политической ситуации в стране, стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию, и в конце 20-х — первой половине 30-х годов эта система была ликвидирована. Робкие попытки сохранить памятники законодательными актами не смогли остановить волну разрушения.
И не случайно одними из первых в 1924 году гибнут два уникальных собора в Петрозаводске: Петропавловский и Воскресенский.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла строился одновременно с Петровскими заводами в 1703 году. По преданию, в строительстве храма принимал участие сам Петр I. Для Петрозаводска это была не только духовная, но и историческая святыня. Возможно, этот храм и не разрушили бы, но загоревшийся при невыясненных обстоятельствах 30 октября 1924 года Воскресенский собор не дал шанса ему сохраниться.
Этот каменно-деревянный, тринадцатиглавый храм был построен в 1800 году рядом с Петропавловским собором и являлся очень интересным памятником архитектуры. Н.В. Куспак предполагал, что он был построен по проекту губернского архитектора Ф. Крамера, который в своем проекте интерпретировал приемы и формы традиционного деревянного храмостроительства (в 1810 году в Сенной Губе появится очень близкий по архитектуре вариант этого полюбившегося всем храма). Община Воскресенского собора просила власти Петрозаводска дать разрешение на его восстановление, но этого не последовало, и остатки церкви были разобраны вместе со сносом стоявшего рядом Свято-Духовского собора в 1936 году.
В довоенные 1930-е годы гибнет большая часть наших храмовых ансамблей. Их разбирают для использования бревен в других целях, в том числе и на дрова, перестраивают до неузнаваемости под разные нужды — от клубов и домов культуры до зернохранилищ…
В то время мы потеряли такие памятники:
1. Храм во имя святого Николая (1635 г.) в селе Линдозеро Кондопожского района. Линдозеро — древнее карельское село, долгое время оно было центром самого южного, Лопского погоста. Храм являлся одним из ранних образцов Прионежской школы шатровых церквей. По архитектуре он был близок к Успенской церкви в Кондопоге, но значительно меньше по размерам. Никольский храм в 1938 году разрушили пограничники, казарма которых находилась рядом с погостом.
2. Церковь во имя святого Георгия Победоносца (1650 г.) в селе Песчаное Пудожского района. И село, и храм представляли собой комплексный памятник архитектуры деревенской застройки. Писатель и путешественник М. Круковский, побывавший здесь в 1899 году, писал в своей книге «Олонецкий край. Путевые очерки»: «Село Песчаное на берегу Онежского озера, оно удивительно красивое. Здесь две школы, старинная церковь, кладбище, обнесенное каменной оградой. С Песчанской церкви и окружающих ее таинственных рогатых елей художник смело мог бы написать историческую картину. Современник воочию может увидеть, какими были наши селения в XV-XVII столетии».
Георгиевский храм погиб в 1930-е годы.
3. Погост в старинном вепсском селе Рыбрека. Он состоял из двух древних церквей: во имя святого Варлаама Хутынского (1697 г.) и во имя святого Николая (1797 г.), а также колокольни (нач. XVIII в.). Все сгорело в 1930 году. Варлаамовская церковь относилась к типу прионежских шатровых церквей и еще до революции привлекала к себе внимание многих исследователей деревянного зодчества.
4. Церковный ансамбль Сумского Посада в Беломорском районе. Датой основания этого поморского села считается 1436 год, когда новгородскими переселенцами здесь был построен острог.
История Сумского посада очень интересна, рассказов о нем хватило бы на целую книгу. Это был второй после Кеми крупный старинный оборонный пункт Западного Поморья. Сумчане славились умением строить рыболовецкие и купеческие суда, торговали солью (вместе с Соловецким монастырем), были крупными рыбопромышленниками, добытчиками слюды (в 1671 году царь Алексей Михайлович даже послал в Сумский острог из Москвы двух слюдяных мастеров), купцами, ходившими с товарами в Норвегию и Архангельск. Много путешественников, историков и архитекторов побывали здесь в XIX веке и в начале XX века.
Посетивший Сумский Посад в 1868 году путешественник А. Михайлов писал: «Нигде по всему Беломорскому побережью не встречал я ни города, ни посада, в которых сохранились бы так хорошо древний, допетровского времени, стиль построек, как в посаде Сумском. Его деревянные церкви, почерневшие от времени, с высокими конусообразными крышами и чешуйчатыми главами, обнесены станами с башенками, в которых видны бойницы. Местами встречаются большие, высокие дома старой постройки с вышками (мезонином), узорчатыми коньками, резными крыльцами и расписными ставнями. Все это вместе взятое, характерный внешний вид посада напоминает XVII век… Сумский посад расположен по обе стороны реки Сумы, узкой, но глубокой настолько, что у берега ее могут стоять лодьи, поднимающие до десяти тысяч пудов. Деревянная набережная, отвесным срубом опускающаяся в воду, придает реке вид канала. Такой набережной я не встречал нигде по всему Поморью, и она- то в особенности придает своеобразный вид посаду, издревле называемому городком».
Одна из башен деревянного Сумского острога, срубленная в 1680-х годах, уцелела и в 1931 году была перевезена в музей-усадьбу Коломенское. В центре же села, на погосте, стояли каменный, с деревянным верхом, Успенский храм, построенный на средства Соловецкого монастыря в 1693 году, деревянная Никольская церковь (1768 г.) и колокольня. Успенский храм был единственной каменной церковью XVII века в Карелии (!). В 1930-е годы весь этот ансамбль был снесен.
5. Шатровая церковь во имя святого Николая с колокольней (1735 г.) в селе Шижня Беломорского района. Это старинное поморское селение известно по письменным источникам с XVI века. Вплоть до начала XVIII века село было вотчиной Соловецкого монастыря. В 1911 году в «Известиях Императорской Археологической Комиссии» поместили краткое описание шижненской церкви: «Построена на скале, близ обрыва берега. Длина церкви 10 сажень… Иконостас старинный, в три яруса, с умеренной резьбой, в нем древние, не подновленные иконы. Местночтимая икона св. Николая Чудотворца. Оловянные сосуды. В трапезе интересен столб. Есть колокол 1630 года».
В непосредственной близости от села в 1930-е годы начнут сооружать последние, 18-й и 19-й, шлюзы Беломорско-Балтийского канала, и фарватеру помешает угол церкви. С нее сначала скинут крест, затем разберут и сбросят колокола, старинные иконы сожгут на болоте, а из бревен храма соорудят сетевязальную мастерскую.
6. Шатровая церковь во имя святого Николая с колокольней (1630 г.) на острове Брусно в Онежском озере. Храм был построен еще при существовании здесь Брусненской Никольской пустыни. Монастырь действовал с 1570-х годов по 1764 год. Позднее церковь стала приходской. В ней сохранялся трехъярусный иконостас с иконами очень древнего письма, а на стенах висело два подписных образа: Нерукотворного Спаса и преподобного Александра Свирского. Надписи гласили, что писали иконы в Новгороде в 1677 году Василий Макаев и Михаил Корнильев. Также в храме хранилось облачение для священника, по преданию, работы царевны Софьи Алексеевны. Раньше к острову Брусно приставали почти все суда, а особенно пароходы с паломниками, идущими на Соловки. Богомольцы заходили в церковь помолиться и поклониться святыням и ехали дальше. Точная дата гибели храма неизвестна, но предположительно, он был разобран в конце 1930-х годов.
7. Участь перестройки постигла Успенскую церковь в селе Ладва (1779 г.). Это был огромный шатровый храм, интересный по своей архитектуре, построенный на излете традиционного деревянного зодчества. В церкви снесли шатер с верхним восьмериком и перекрыли ее обычной двускатной крышей. До 1962 года в изуродованном храме все-таки проходили богослужения, но тогда же его перестроили окончательно под нужды музыкальной школы.
Огромный урон памятникам деревянного зодчества нанесла Великая Отечественная война. Там, где проходили боевые действия, гибли в пожарах не только церкви, но и целые села с удивительными крестьянскими домами-комплексами. К сожалению, часто пожары устраивали наши военные при отступлении, следуя приказу: «Не оставлять врагу ничего!»
В эти годы погиб уникальный церковный ансамбль Шуйского погоста. Шуя — одно из древнейших сел Карелии. Археологические исследования, проводившиеся периодически с 1979-го по 2012 год, подтверждают появление здесь первых русских поселений еще в X – XII веках. Самое раннее письменное упоминание о Шуе находится в одной из берестяных грамот XIV века, найденной во время раскопок в Новгороде. С XV века вплоть до Петровских реформ начала XVIII века село являлось административным центром Шуйского Никольского погоста.
Сто лет назад храмовый ансамбль в Шуе состоял из десятиглавой церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи (XVII в.), шатрового храма во имя Рождества Богородицы (1890 г.), а также колокольни (XIX в.). Предтеченский храм относился к типу так называемых «многоглавых» церквей. Исследователь Н. Маковская писала: «Здание отличает особая композиция глав… Второй такой церкви, как Предтеченская, в истории нашего деревянного зодчества нет». Храм имел трехъярусный позолоченный иконостас в стиле провинциального барокко времен Екатерины II. Иконы церкви представляли, согласно оценке специалистов, «ценнейшие образцы древнего народного искусства».
Шуйский ансамбль был жемчужиной деревянного зодчества в западном Прионежье.
Во время войны погиб и старинный городок Повенец. Здесь шли жесточайшие бои, и отступавшие красноармейцы взорвали плотину водохранилища. 7 декабря 1941 года водяной вал смыл все городские постройки. А в ходе дальнейших боевых действий сгорают оба собора во имя святых Петра и Павла 1600-го и 1864 годов постройки. К концу войны был разрушен и новый Петропавловский храм (1905 г.), огромных размеров и уникальный для архитектуры периода образцовых проектов.
Старинный собор Повенца был очень важен и для истории Карелии. В нем побывал Петр I в 1702 году во время своего знаменитого похода по Осударевой дороге и в память об этом пожаловал в собор темно-палевую шелковую ризу с зелеными оплечьями для церковного служения. Этот подарок бережно хранился в храме, впрочем, как и другие реликвии, связанные с Петром I в самом Повенце.
Погибли во время оккупации и перестроенная уже в 1930-е годы Успенская церковь с колокольней (1720 г.) в селе Космозеро в Заонежье, и шатровый храм во имя святого Николая (1683 г.) в селе Деревянное.
В послевоенные годы отношение к историко-культурному наследию изменилось в лучшую сторону. Так, в 1945 году в Карелию приехала группа архитекторов для обследования памятников деревянного зодчества, а уже в 1948 году появился общий список российских памятников архитектуры и истории, который периодически корректировался.
С 1946-го по 1965 год все работы у нас, связанные с охраной архитектурного наследия, выполнялись Управлением по делам строительства и архитектуры при Совете Министров КАССР. Генеральным консультантом всех работ в эти годы был А.В. Ополовников. Именно в этот период обследовали и реставрировали большое количество памятников, создали первый в СССР музей деревянного зодчества под открытым небом «Кижи». Но нехватка средств и квалифицированных архитекторов-реставраторов в послевоенное время привели к системе отбора памятников по значимости. К тому же архитектура XIX века почти не принималась во внимание в сфере охраны.
И в 1947 году Карелия потеряла еще один уникальный ансамбль – церкви Шуерецкого погоста в Беломорском районе. Это поморское село своей красотой привлекало внимание многих исследователей деревянной архитектуры. Здесь в разное время побывали академик архитектуры А.А. Суслов (в 1886 г.), художники В.А. Плотников, П.З. Захаров, художник-археолог общества «Старый Петербург» Н. Маковская и другие. Это село не обошел вниманием и фотограф С.М. Прокудин-Горский.
Шуерецкий погост состоял из трех приходских церквей. Самым древним был храм в честь святой великомученицы Параскевы, построенный в 1666 году. Рядом с ним стояли два храма: в честь святого Николая (1753 г.) и священномученика Климента, папы Римского (нач. ХХ в.). Это был единственный ансамбль, состоящий из трех деревянных церквей, сохранившийся в Карелии к концу войны. В Никольской и Параскевинской церквях сохранилось уникальное иконописное убранство, а храмовая икона святой Параскевы была сделана в виде скульптуры из дерева во весь рост, стоящей в деревянном киоте, обитом басмой. В 1945 году комплекс был обследован архитекторами А.Н. Буйновым и И.К. Рыбченко. Они констатировали ужасное состояние погоста. А в 1947 году Шуерецкие церкви погибли в пожаре от удара молнии.
Период с 1960-х по 1980-е годы был наиболее благополучным в истории охраны памятников. Создали Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. В последующие десятилетия выявили и поставили на учет тысячи объектов. В конце 1970-х годов вышло многотомное энциклопедическое издание «Свод памятников истории и культуры РСФСР». Но именно в этот период государственная политика неперспективных деревень привела к исчезновению многих замечательных исторических сел. И до сих пор в лесах Карелии можно встретить полуразвалившиеся часовни на бывших деревенских погостах — только поэтому догадываешься, что лес вырос на когда-то обжитом месте.
На ремонт и реставрацию памятников архитектуры государство отпускало очень мало средств. В результате огромное количество памятников либо оказалось в аварийном состоянии, либо сгорели или просто исчезли.
В 1970-1990-е годы мы потеряли многие выдающиеся памятники:
1. Вознесенский храм в селе Типиницы (1781 г.) в Заонежье. Это была деревянная шатровая церковь на подклете с пятигранным алтарем, крытым бочкой с двумя главками. С запада через переход примыкала шатровая колокольня, пристроенная в 1830 году. Церковь в Типиницах достигала высоты 41,5 метра, а колокольня 32,5 метра, она являлась прекрасной архитектурной доминантой всего окружающего пространства. Этот памятник всегда был в поле зрения реставраторов и историков архитектуры. В 1970-е годы провели реставрацию храма, но на достойное ее окончание средств не хватило, а в 1975 году церковь сгорела от удара молнии.
2. Церковь Рождества Богородицы Колодозерского погоста в Пудожском районе. Огромный шатровый храм был построен в 1784 году, рядом стояла колокольня. Погост посетил академик архитектуры А.А. Суслов в 1886 году, а позже там побывал художник Иван Билибин. Благодаря им мы можем сейчас видеть, как выглядел этот грандиозный ансамбль. Колокольню и шатер снесли в 1930-е годы. Чуть позже в самом храме был устроен клуб. Потом к нему сделали небольшую пристройку – для студентов, которые летом приезжали сюда убирать картофель. А в 1977 году храм полностью сгорел.
3. Такая же участь постигла и шатровый Ильинский храм (нач. XVII в.), располагавшийся на одном из островов Машезера. Здесь когда-то находилась Машезерская Ильинская пустынь (1563 г. – середина XVIII в.). В XX веке древняя церковь была заброшена и в 1978 году сгорела.
4. Очень интересной для истории архитектуры была деревня Подужемье в Кемском районе. В центре деревни находился небольшой, но очень гармоничный по пропорциям ансамбль Никольской церкви и колокольни. В 1892 году храм был перестроен из древней часовни XVII века. Здесь тоже побывал И. Билибин, и вид Подужемского погоста вошел в серию его рисованных открыток с видами церквей Русского Севера. Ильинский храм разрушили, вероятно, в 1930-х годах, а село затопили в середине 1970-х при создании Подужемского водохранилища.
5. В 1989 году сгорела деревянная часть того самого храма в Сенной Губе, который построили по образцу Воскресенского собора в Петрозаводске. Сенногубский погост, расположенный недалеко от острова Кижи, на соседнем Клименецком острове, состоял из двух каменных церквей XIX века: Никольского храма (1810 г.) и в честь Тихвинской иконы Богородицы (1848 г.). Колокольня и нижний ярус церкви святого Николая были кирпичные, а второй и третий ярусы — деревянные. Выразительный силуэт десятиглавого храма подготавливал к встрече с кижскими церквами и служил как бы связующим звеном между ними. До сих пор церковь так и стоит в полуразрушенном состоянии, а вот Тихвинский храм был реставрирован в 2017 году на средства благотворителей.
6. И последний храм, о котором я упомяну в этом печальном ряду – Успенская церковь в Кондопоге. Она сгорела в августе 2018 года. Об этой недавней трагедии очень много писали, хочу лишь отметить, что Успенский храм был уникален не только по архитектуре, но и по своему иконописному убранству. Это был аутентичный памятник своей эпохи, почти полностью сохранившийся в первозданном виде. Сейчас в Карелии есть единицы церквей с подлинными иконостасами в интерьере, не говоря уже о «небесах»…
За сто лет существования государственности Карелии утрачено большое количество памятников деревянного зодчества. Среди них были шедевры, уникальные ансамбли и небольшие деревенские часовни (до 1950-х годов во многих из них сохранялось иконописное убранство, утварь и даже книги), исторические деревни и села разных частей Карелии со своими, характерными для них жилыми домами. Волонтеры общественной организации «Общее Дело», занимающейся спасением от разрушения памятников деревянного зодчества, подсчитали утраты в этой области за минувшее столетие. В Карелии из 238 деревянных храмов (не считая часовен) осталось 58. Из них 53% в аварийном состоянии, и им грозит гибель в течение ближайших десяти лет. В этот список вошли все деревянные церкви — от древних до постройки начала XX века.
Конечно, политические коллизии минувшего века сыграли свою роковую роль в утрате архитектурного облика наших сел и городов. Но сейчас, помимо недостаточного финансирования и нехватки квалифицированных реставраторов, стоит проблема бесхозности памятников архитектуры. Большинство из сохранившихся церквей и часовен находятся в нежилых, заброшенных деревнях (к некоторым из них и дороги уже заросли лесом). И вот снова задаем мы уже ставшие риторическими вопросы: как охранять, на что реставрировать и как спасти от разрушения памятники деревянного зодчества?
А пока мы вопрошаем, они гибнут и гибнут…
Об авторе публикации. Ирина Рудольфовна Соболева — выпускница архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института, архитектор, иконописец. Специализируется на проектировании православных храмов и часовен. Член Союза архитекторов России и член Творческого союза художников России. Живет в Кондопоге.