Культура, Литература

Исключительный случай Леонида Авксентьева

Книги Леонида Авксентьева. Фото: library.karelia.ru
Книги Леонида Авксентьева. Фото: library.karelia.ru

О новой книге Леонида Авксентьева «Исключительный случай»

За строчками любого художественного произведения, будь то проза, поэзия, драматургия, всегда незримо вырисовывается личность автора: его внутренний мир, его взгляды на происходящие в жизни события, словом, все движения его души. 

С творчеством Леонида Авксентьева я знакома давно. Всякий раз после прочтения сборников его прозы («Куда уходят сны», «Капля смолы на пыльном стекле», «Похолодание») чувствовала прилив жизненных сил. И с нетерпением ждала выхода в свет новых творений, которые, как живительный бальзам, лечат душу. Чем же так затрагивают его произведения? В них жизнь! Знакомая, правдивая, бесхитростная  и, тем не менее, притягательная и завораживающая своей искренностью и открытостью.

Новая, восьмая по счёту книга автора,  «Исключительный случай» вышла в издательстве «Версо» в феврале 2021 года. Повествование ведётся спокойно, неторопливо, лаконичным языковым стилем.  И вместе с тем образы главных героев вырисовываются живо и ярко. Невольно возникает вопрос: как удалось незрячему человеку накопить в душе столько любви ко всему живому, столько радужных впечатлений, жизненного опыта, столько мудрых философских раздумий? 

«Между вчерашним и завтрашним вечно ограде стоять.

Мир, суматошный и взбалмошный, ходит сюда помолчать».

Автор не пытается создавать для своих героев экстремальных ситуаций, в которых бы быстро проявилась их высокая душевная суть. Качества характеров главных героев высвечиваются осторожно, при, казалось бы, незначительных психологических поворотах повествования.

В рассказе «Сёма и куриный Бог» Георгий, одинокий мужчина, приехавший на отдых к морю, душой привязался к женщине с двумя детьми. Учит сына Анны, мальчика-инвалида, говорить и радоваться жизни. Но настаёт день расставания. Отпуск закончился. У Георгия билеты на самолёт. Напряжение у читателей возрастает. Неужели уедет, оставив эту семью? «Стоя в очереди, Георгий достал бумажник, готовя билеты. В ладонь тут же скользнул заветный камушек. Взял его и посмотрел в отверстие. «Ты уймись, уймись, тоска, у меня в груди», – вспомнилась строка Высоцкого. Вздохнул и, решительно убрав документы, подхватил сумку и двинулся на выход». Вот он, долгожданный психологический поворот в трогательных взаимоотношениях. Георгий возвращается. Высокие чувства одерживают победу над привычным суетным жизненным укладом.

Сколько светлых эмоций вызывает рассказ «Дачный сезон» о дружбе соседей дачного кооператива.  Диалоги выстраиваются естественно и просто, будто ты, читатель, сам участвуешь в этом доверительном разговоре. Каждый день человек стоит перед выбором, порой сам не осознавая этого. Как поступить в той или иной жизненной ситуации? Писатель долго не задерживает внимания на негативных явлениях, не смакует их, что так свойственно некоторым писателям дня сегодняшнего. Он любит своих героев, переживает за них, вызывая такие же чувства и у читателей. 

Как гармонично вписываются в прозу стихи, в которых всё те же сюжеты и узнаваемые жизненные зарисовки, только оформленные кружевом безупречной рифмы и  порой целостной яркой метафорой, как в стихотворении « В лифте». 

Как гнетёт тишина в переполненном лифте

сквозь бетон перекрытий, ползущем наверх.

Близость общей беды подсказало наитье.

Или скрежет кабины так давит на нерв?

 

Чей-то зонтик складной больно ткнулся под рёбра.

Запах тонких духов и дрянных сигарет.

Взгляд подростка скользнул равнодушно, не добрый,

с потолка тусклой лампы болезненный свет.

Каждый сам по себе, никаких тут открытий,

Терпеливо все ждём своего этажа.

Молча едет страна в переполненном лифте

сквозь веков перекрытья, скрипя и дрожа.

Какие тут могут быть комментарии?! 

Автору успешно удаётся соединить в сюжете прошлое с настоящим. В рассказе  «Оборванный дверной звонок»  «попаданцы» не кажутся вымышленными. Потрясающая развязка. Главный герой Алексей соединяет проводки вырванного звонка, чтобы никто не смог больше даже  мистическим способом очутиться в блокадном Ленинграде. И, самое главное, автору никогда не изменяет чувство меры. 

Некоторые женщины, читая рассказ «Исключительный случай», вспомнят собственные страдания, связанные с изменой и предательством со стороны любимого ими человека. И, может быть, исповедальная история эта придаст им силы, поможет вернуть затерявшиеся уверенность в себе, надежду и радость.

За рассказ «Петровский мини-рынок» Леонид Авксентьев стал победителем международного конкурса «Новеллы Баренц-региона». Он затрагивает глубокие проблемы нашего общества в 90-е годы. Произведение посвящено нелёгким судьбам социально незащищённых людей. 

Многое ещё можно сказать об этой замечательной книге. Но хотелось бы, чтобы читатели сами прочли её, оценив по достоинству. 

Светлой и нежной музыкой звучит в душе стихотворение «Если спросит Творец».

Если спросит Творец: кем хотел бы я стать

в час, когда перед ним мне придётся предстать,

ком волненья сглотнув, я осмелюсь спросить,

чтоб позволил он мне ветром в небе парить.

 

Разгоню облака над землёю моей,

чтоб побольше друзьям было солнечных дней.

Аромат у цветущего луга смахну

и в окошко твоё осторожно вдохну.

 

А на улицу выйдешь, я вмиг подлечу,

Незаметно тебя обниму, обхвачу.

Незаметно для всех, хоть у всех на виду,

ты почувствуешь сразу: я рядом иду.

 

Ночь придёт. Мягкой тучкой надраю луну

и у нашей берёзки в листве прикорну.

Ранним утром тихонько раздую восход,

на земле есть у ветра немало забот.

Что же можно пожелать автору с такой светлой и чистой душой в канун его 70-летия? Чтобы не торопился стать ветром, а мог творить долго и успешно во благо читателям. Чтобы книги его были востребованы и по достоинству вознаграждены нашим обществом. Чтобы не покидала радость за детей и внуков, чтобы была здорова и всегда рядом любимая им и любящая его супруга, неизменная спутница по жизни и помощница во всех бытовых и общественных делах.

Смотрю на обложку книги «Исключительный случай» и не могу освободиться от мысли, что судьба этого творческого человека  сама по себе тоже – исключительный случай.