Культура

Евгений Тароев: «У дизайнера в Карелии много работы»

Евгений Тароев. Фото: Кирилл Лебедь
Евгений Тароев. Фото: Кирилл Лебедь

«Петрозаводск стряхнул с себя тонну ужасной рекламы, и дышать стало легче. Вектор движения в сфере дизайна у нас задан правильно, и это движение вперёд».

Евгений Тароев уже несколько лет работает с командой Ассоциации «ЭХО». Дизайнер рассказал, почему решил остаться в Карелии и заниматься местными проектами и что думает про единый дизайн-код Петрозаводска.

О желании работать с локальными проектами и улучшении дизайна в Карелии

Можно сказать, что я трудоголик, и у меня есть желание работать над локальными, карельскими проектами. Хочется иметь отношение к развитию дизайна в Карелии, где я родился и живу. Переехать в Санкт-Петербург или Москву, как это делают многие дизайнеры, можно всегда: там, наверное, больше возможностей и карьерного роста. В Карелии тоже много работы, и она не менее интересная.

Евгений Тароев. Логотип к 400-летию деревни Вокнаволок
Евгений Тароев. Логотип к 400-летию деревни Вокнаволок

Например, в деревне Вокнаволок на севере Карелии проходит мероприятие, и почему бы мне не сделать для него логотип? Такую возможность поучаствовать в развитии локального дизайна, наверное, глупо упускать. К тому же, если работаешь над чем-то локальным, то проще оценить результат — как твой дизайн выглядит в жизни, а не на экране монитора, увидеть реакцию людей, что-то скорректировать. Здесь появляется ещё больше ответственности за работу, чем, если бы делал что-то на экспорт. Если в этом процессе допустишь ошибку, то тебе сразу на это укажут.

Когда работаю над местными проектами, вдохновляюсь в том числе и Карелией. Понятно, что у нашей республики есть свои особенности — это тема природы, леса и озёр, особенные карельские мотивы, цвета. Я много размышлял по поводу карельского дизайна, и чёткого ответа на вопрос «Что такое карельский дизайн?» у меня нет. С одной стороны, если брать визуальную составляющую, можно обратиться к карельской культуре, графическим мотивам, попробовать переработать их по-новому. Но, с другой стороны, в глобальном понимании дизайн не ограничивается только какими-то графическими образами, он возникает из задач, принципов и подходов. Поэтому пока я не готов выделять карельский дизайн в отдельную категорию; мне кажется, мы пока находимся в процессе.

«Чем больше у дизайнера ограничений, тем интереснее работать!»

Есть ещё такой момент: дизайн — это не только творческое самовыражение. Дизайнер — не художник, который взял палитру, надел берет, сидит и ждёт вдохновения. У дизайнера есть определённые рамки — что нужно сделать, в каком формате и за какое время. При выставлении рамок у художника ломается мозг, у дизайнера же наоборот — чем больше ограничений, тем ему интереснее работать: тогда он начинает что-то придумывать и изобретать.

У меня нет никакого художественного образования, есть техническое. Я окончил Петрозаводский лесотехнический техникум, а позже Лесоинженерный факультет Петрозаводского госуниверситета по специальности «Машины и оборудование лесного комплекса». И моё техническое образование мне очень помогает, в том числе в работе над книгами и большими изданиями. Вся работа начинается с планирования, с построения системы, которую потом просто нужно наполнить содержимым — контентом, фотографиями, текстом и так далее. Создание сетки, понимание, сколько страниц будет в книге — это первостепенно. Так работать удобнее: так ты придумываешь для себя определённый набор правил в самом начале процесса и потом просто им следуешь. Иногда можно немного отступать от правил, если муза тебя посетила, конечно. Но если на начальном этапе ты всё распланировал, то вероятность допустить ошибку в середине или на финальном этапе работы очень мала.

Про дизайн-код Петрозаводска 

Сегодня локальный дизайн стал пользоваться спросом, в Карелии идёт развитие профессии дизайнера. Отчасти это происходит из-за глобального развития профессии в стране и в мире, но и по причине локального движения вперёд тоже. То же самое можно сказать и про ремёсла. Сейчас сам ремесленник должен быть ещё и дизайнером — понимать, что нравится людям, как преподнести свой продукт, как потратить меньше ресурсов и заработать больше денег. Конечно, это работает, если ремесло — не просто хобби, а целая профессия.

Наверное, возможен тандем ремесленника и дизайнера. В этом случае должна быть особая связь, чтобы люди были способны понимать друг друга. Графический дизайнер может помочь ремесленнику выгодно представить себя, сделать упаковку, каталог или оформить группу во «ВКонтакте», нарисовать сайт, графическими средствами повысить привлекательность и ценность продукта, повысить его стоимость.

Профессия дизайнера стала популярной и востребованной, много кто начал интересоваться дизайном и обсуждать его, появляется большое количество молодых дизайнеров и различных дизайнерских «движух».

В Карелии это заметно: можно привести в качестве примера даже городскую среду, которая также имеет непосредственное отношение к дизайну. К 100-летию Карелии в Петрозаводске обновили фасады зданий, сделали подсветку. Когда я еду в центре Петрозаводска, не узнаю родной город! Всем, в том числе и мне, нравится, как поменялась площадь Гагарина, что дома перекрасили в красный цвет, и площадь, как мне кажется, стала уютной, камерной.

Огромный лайк администрации Петрозаводска за единый дизайн-код города. Когда новости о дизайн-коде только появились, я не верил, что всё получится. Но сейчас мы видим, что всё удалось, и если правила дизайн-кода будут работать и дальше, то это круто! Город просто стряхнул с себя тонну ужасной рекламы, и дышать стало легче. Вектор движения в сфере дизайна у нас задан правильно, и это движение вперёд.

Полный текст интервью читайте на сайте Ассоциации «ЭХО»